Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я»
методическая разработка

Савчишкина Ольга Алексеевна

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Год до школы: от А до Я»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_god_do_shkoly.docx87.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 г. Елец»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Год до школы: от А до Я»

 

 

Возрастная категория детей: 5-7 лет

 Срок реализации программы: 32 часа

Составитель программы: педагог ДОУ №29

 Савчишкина Ольга Алексеевна

г. Елец

2023 г.

Структура и содержание программы

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………. 3с.

1.1.1.Перечень нормативных документов ………………..………….. 4с.

1.1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы  4с.

1.1.5. Планируемые результаты программы ........................................5с.

  1. Содержательный раздел

2.1Содержание …………………………….…………………    ………6с.

  1. Организационный раздел

3.1. Организационно-методическое обеспечение программы…  … ..7с.

3.1.1. Учебный план ……………………………………………..…….7с.

3.1.2. Календарный учебный график…………………………………..7с.

3.1.3. Формы и методы обучения………………………………………7с.

3.1.4. Оценочные материалы …………………………………………..8с.

3.2.  Организационно-педагогические условия реализации программы

3.2.1 кадровое обеспечение

3.3. Программно-методическое обеспечение

3.3.1 Информационно- технические условия реализации программы

3.4. Методическое обеспечение

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

 Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.         Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной психолого- педагогической подготовки ребенка к обучению в школе «Год до школы: от А до Я». При создании программы я  опиралась на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких, Т.А. Руденко. Программа, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

  1. Перечень нормативных документов.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

Конвенция о правах ребенка.

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №29 г. Ельца.

  1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

ЦЕЛЬ: подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путём развития познавательной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширение кругозора.
  2. Оценка и развитие мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребёнка.
  3. Формирование личностной, социально – психологической, интеллектуальной и эмоционально – волевой готовности.
  4. Развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи с опорой на способности ребёнка); умения сравнивать, обобщать, находить причинно – следственные связи, графических навыков, зрительно – моторной координации.
  5. Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
  6. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
  7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).

Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста.

  1. Планируемые результаты освоения программы. 

Предполагается, что в результате работы по программе у детей сформируется позитивное отношение к обучению, исчезнет страх перед поступлением в школу.  К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Занятия не только помогут педагогу-психологу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.

К концу учебного года прогнозируется значительное улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации детей, формирование произвольности, улучшение показателей развития памяти и внимания.

Целевые ориентиры Программы нацелены на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.Содержательный раздел

2.1. Содержание

Предлагаемая мною программа состоит из  развивающих занятий, составленных с учетом  индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Слова на букву»);

- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа с заданием на карточках»)

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие  упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Организация образовательной деятельности

№ п/п

Месяц

Тема

Содержание

1.

октябрь

Королева буква «А»

  • Создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность.
  • Развитие внимания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, слуховой кратковременной памяти, логического мышления.
  • Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика.

2.

октябрь

Королева буква «Б»

  • Создание комфортной обстановки, формирование сплочённости.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Обучение соблюдению групповых правил.
  • Развитие долговременной памяти, внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

3.

октябрь

Королева буква «В»

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги; закрепление понятий «лево – право».
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

4.

октябрь

Королева буква «Г»

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, памяти, моторики, умения ориентироваться на листе бумаги.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

5.

ноябрь

Королева буква «Д»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги, закрепление понятий «лево – право»), логического мышления.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
  • Закрепление знаний геометрических фигур, счёта в пределах 5.

6.

ноябрь

Королева буква «Е»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги), логического мышления.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
  • Закрепление знаний геометрических фигур, выявление закономерностей распределения геометрических фигур – развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

7.

ноябрь

Королева буква «Ж»

  • Формирование сплочённости, обучение умению следовать групповым правилам.
  • Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии.
  • Развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Закрепление счёта в пределах пяти.

8.

ноябрь

Королева буква «З»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, развитие навыков общения.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие мышления, воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги).
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

9.

декабрь

Королева буква «И»

  • Создание положительного настроя на занятие, развитие наблюдательности, коммуникативных навыков.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления, зрительного восприятия, умения находить закономерность.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

10.

декабрь

Королева буква «К»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, снятие напряжения и неуверенности в себе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

11.

декабрь

Королева буква «Л»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе; развитие эмпатии, умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания, долговременной памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

12.

январь

Королева буква «М»

  • Развитие умения дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, логического мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

13.

январь

Королева буква «Н»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

14.

январь

Королева буква «О»

  • Развитие умения понимать и чувствовать друг друга.
  • Актуализация  знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, мышления, долговременной и кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

15.

Февраль

Королева буква «П»

  • Формирование положительного самоощущения, умения выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

16.

февраль

Королева буква «Р»

  • Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникативных способностей.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения (упражнение «Необычная радуга»).

17.

февраль

Королева буква «С»

  • Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринуждённой атмосферы.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

18.

февраль

Королева буква «Т»

  • Развитие умения согласовывать с окружающими свои движения.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

19.

Март

Королева буква «У»

  • Создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».
  • Развитие воображения, эмоционально – выразительных движений.

20.

март

Королева буква «Ф»

  • Развитие уважения в общении, навыка использования слов вежливости.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Закрепление счёта в пределах шести.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

21.

март

Королева буква «Х»

  • Развитие умения чувствовать друг друга, дифференцировка слухового восприятия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного восприятия, кратковременной слуховой и долговременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

22.

март

Королева буква «Ц»

  • Помощь в осознании своих положительных сторон, того, что ребёнок принимаем и ценим другими детьми.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

23.

Апрель

Королева буква «Ч»

  • Помощь детям в установлении контакта, объединении для решения совместной задачи.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, кратковременной и долговременной памяти, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, умения сравнивать предметы между собой.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

24.

Апрель

Королева буква «Ш»

  • Развитие ловкости и сообразительности, умения действовать слаженно, формирование дружественного настроя.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.

25.

Апрель

Королева буква «Щ»

  • Сплочение группы.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

26.

апрель

Королева буква «Э»

  • Обучение умению ориентироваться на внутренние качества сверстника, видеть положительные качества в людях, повышение самооценки.
  • Актуализация знаний за прошлое занятие.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

27.

Май

Королева буква «Ю»

  • Формирование чувства единства и взаимного доверия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие целостного зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

28.

Май

Королева буква «Я»

  • Обучение детей одному из приёмов саморегуляции.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

3.Организационный раздел

3.1.1. учебный план

Продолжительность образовательной деятельности

Периодичность в неделю

Всего в год

Количество часов в год

 30 минут

1 раза

30

30 часов

3.1.2.Календарный учебный график

Продолжительность

образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

1 октября

Сроки итоговой аттестации

На последнем занятии

Продолжительность занятия

30 мин.

Перерыв        в        случае        проведения

сдвоенных занятий

10 мин.

Окончание учебного года

29 мая

Форма и режим занятий

Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-15 человек).

Возраст обучающихся: дети 5-7 лет.

Срок реализации программы: дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я» реализуется в течение учебного года.

Данная Программа рассчитана на 32 занятия. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом. 

Форма обучения: очная.

3.1.3. Формы и методы обучения.

Развивающие  занятия с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д.

3.1.4. оценочный материалы.

Итоговая аттестация по курсу «Год до школы»

Формами подведения итогов является: итоговая диагностики.

Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1. Развитие мелкой моторики        

- Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак,

указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).

- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка).

- Завязывание шнурков разной величины.

- Застегивание пуговиц (5 шт.) разного размера.

2. Ориентировка в пространстве

- Продолжить узор по клеточкам.

- Д/и «Найди, где спрятано?».

3. Срисовывание образца

-Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.

- Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).

4. Штриховка        

- Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,

сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5. Графический диктант

- Графический диктант по словесной инструкции.

6. Вырезание ножницами

- Вырезание силуэта предмета.

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен

толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:

●-навык полностью сформирован.

○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.

◌-навык не сформирован.

Ф.И.

ребенка

Разви тие

мелкой моторики

рук

Ориентирова ние в

пространстве

Развитие графических навыков

Выреза ние

ножницами

Копирова ние образца

штрихов ка

Графичес кий диктант

1

2

        

3.2. Система условий реализации программы

Методическое обеспечение программы представлено пособиями, играми и упражнениями, направленными на познавательное и эмоциональное – волевое развитие; развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; формирование мотивационной сферы; формирование и развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.

Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, пальчиковые игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно – моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально – положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. В игре ребенок  приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

 Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности занятий. О значении наглядности хорошо сказал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Для занятий каждому воспитаннику необходимо иметь набор счётных палочек, простой карандаш и набор цветных карандашей.

Занятия проводятся в просторном,  хорошо проветренном помещении, с достаточным освещением.

Основная форма работы.

Развивающие занятия проводятся с первой недели октября по четвертую неделю мая 1 раз в неделю на базе детского сада, который посещают дети. Продолжительность занятия —25—30 минут. Оптимальное количество детей в группе — до 15 человек.

3.2.1. Кадровое обеспечение

 Дополнительную образовательную программу социально-педагогической направленности психолого - педагогической подготовки ребенка к обучению в школе «Год до школы: от А до Я» реализует педагог-психолог высшей квалификационной категории Савчишкина Ольга Алексеевна, имеющая высшее профессиональное образование по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. педагог – психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология»

ФИО учителя

Должность

Педагоги-ческий стаж

Квалификационная категория

Повышение квалификации (год)

Савчишкина Ольга Алексеевна

Педагог-психолог

16 года

Высшая

Удостоверение о повышении квалификации 772406344753 «Основы организации дополнительного образования детей и взрослых в условиях реализации ФГОС»

(26.12.2017 г.)

2021

2017

3.3. Программно-методическое обеспечение

3.3.1. Информационно-технические условия реализации программы

№ п/п

Наименование оборудования кабинетов

Перечень имеющегося оборудования

Кол-во штук

1

Групповая комната

Рабочая программа курса «Год до школы от А до Я!»

1

Доска магнитная

1

Мольберт

1

Детские столы

4

Интерактивная доска

Ноутбук

Проектор

Магнитофон

1

1

1

1

Наглядно-дидактический материал по темам «Буквы», «Животные», «Игрушки», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Мой дом»

Тетради на каждого ребенка
простые карандаши по количеству детей

Наборы цветных карандашей


Цифры от 1 до 20


Музыкальные игрушки


Плакат с алфавитом

Игры, муляжи, плакаты по тематике

Достаточно

9

9

9

Набор

достаточно

1

достаточно

Электронные образовательные ресурсы

1

http://www.obruch.ru/

«Обруч»

2

http://dovosp.ru/ -

«Дошкольное воспитание»

3

http://vospitatel.com.ua.

«Воспитатель»

4.

https://e.psihologsad.ru

«Журнал справочник

педагога-психолога»

3.4. Методическое обеспечение

1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 2006.  

2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева.  – М.: Книголюб, 2004.-144с.

3.Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ Авт – сост. Н.А. Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. -  М.: 2004.

6. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

7. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.

8.Руденко Т.А. Год до школы: от А до Я. Комплект материалов для подготовки к школе. – М.: Генезис, 2012.

9. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.

10. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.

11. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.

12. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.

13. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова.  - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 г. Елец»

Согласовано:                                                                          Утверждаю:

на педагогическом совете                                                     заведующая ДОУ №

протокол № ___________                                  Татарникова Н.В.                                  от ___________________

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности

«Год до школы: от А до Я»

 

 

Возрастная категория детей: 5-7 лет

 Срок реализации программы: 32 часа

Составитель программы: педагог – психолог ДОУ №29

 Савчишкина Ольга Алексеевна

Содержание

1.Планируемые результаты………………………………………….……..3

2.Содержание курса……………………………………………….………...3

3.Календарно- тематическое планирование……………………...….…...13

1.Планируемые результаты освоения программы. 

Предполагается, что в результате работы по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я»  у детей сформируется позитивное отношение к обучению, исчезнет страх перед поступлением в школу.  К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Занятия не только помогут педагогу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.

К концу учебного года прогнозируется значительное улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации детей, формирование произвольности, улучшение показателей развития памяти и внимания.

Целевые ориентиры Программы нацелены на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Тема

Программные задачи

Дидактический материал, оборудование

Кол-во часов

1.

октябрь

Королева буква «А»

  • Создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность.
  • Развитие внимания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, слуховой кратковременной памяти, логического мышления.
  • Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика.

Демонстрационный:

  • фигурки животных (лошадка, медвежонок, белочка, котёнок, зайка);
  • предметная картинка «Аист»;
  • плакат с алфавитом;
  • карточка с изображением буквы «А»;
  • лист с заданием «Четвёртый лишний» (апельсин, ананас, абрикос, свекла) (приложение 1);
  • мяч для игры «Именной круг».

Раздаточный:

  • счётные палочки;
  • карточки с заданием (приложение 1).

1

2.

октябрь

Королева буква «Б»

  • Создание комфортной обстановки, формирование сплочённости.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Обучение соблюдению групповых правил.
  • Развитие долговременной памяти, внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Барабан»;
  • карточка с изображением буквы «Б»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксационного упражнения «Тихое озеро»;
  • мячик для игры «Ласковое имя».

 Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 2);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • кусочек легко гнущейся проволоки длиной 15 см для составления буквы «Б».

1

3.

октябрь

Королева буква «В»

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги; закрепление понятий «лево – право».
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Воробей»;
  • карточка с изображением буквы «В»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Полёт высоко в небе».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 3);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • по 20 фасолинок на каждого ребёнка для составления буквы «В».

1

4.

октябрь

Королева буква «Г»

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, памяти, моторики, умения ориентироваться на листе бумаги.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Гриб»;
  • карточка с изображением буквы «Г»;
  • диск с музыкой для релаксации «Путешествие в волшебный лес».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 4);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • две нитки (на каждого ребёнка): одна  - 15 см, вторая 10 см – для составления буквы «Г».

1

5.

ноябрь

Королева буква «Д»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги, закрепление понятий «лево – право»), логического мышления.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
  • Закрепление знаний геометрических фигур, счёта в пределах 5.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Дятел»;
  • карточка с изображением буквы «Д»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Порхание бабочки»;
  • карточка с изображением фигур для выкладывания их из счётных палочек (приложение 5) .

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 5);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для ыкладывания фигур.

1

6.

ноябрь

Королева буква «Е»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие воображения, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги), логического мышления.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
  • Закрепление знаний геометрических фигур, выявление закономерностей распределения геометрических фигур – развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Ель»;
  • карточка с изображением буквы «Е» ;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Путешествие в волшебный лес»;
  • очки для игры «Говорящие очки».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 6);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • пластилин (для лепки буквы «Е»);
  • картон 7,5х10,5 см (для нанесения на него буквы «Е»).

1

7.

ноябрь

Королева буква «Ж»

  • Формирование сплочённости, обучение умению следовать групповым правилам.
  • Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии.
  • Развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Закрепление счёта в пределах пяти.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Жук»;
  • карточка с изображением буквы «Ж»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксационного упражнения «Волшебный сон»;
  • мячик для игры «Снежный ком».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 7);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки.

1

8.

ноябрь

Королева буква «З»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, развитие навыков общения.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие мышления, воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги).
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Заяц»;
  • карточка с изображением буквы «З»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Водопад».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 8);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

9.

декабрь

Королева буква «И»

  • Создание положительного настроя на занятие, развитие наблюдательности, коммуникативных навыков.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления, зрительного восприятия, умения находить закономерность.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Индюк»;
  • карточка с изображением буквы «И»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Радуга».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 9);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • колокольчик.

1

10.

декабрь

Королева буква «К»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, снятие напряжения и неуверенности в себе.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Демонстрационный:

  • кукла - бибабо;
  • предметная картинка «Кузнечик»;
  • карточка с изображением буквы «К»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Рыбки».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 10);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для составления буквы «К».

1

11.

декабрь

Королева буква «Л»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе; развитие эмпатии, умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания, долговременной памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Лук»;
  • карточка с изображением буквы «Л»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Плывём на облаках»;
  • пиктограммы – для игры «Моё настроение» (приложение 11).

Раздаточный:

  • Карточки с заданием;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • фасолины – 20 шт. (для выкладывания буквы «Л»).

1

12.

январь

Королева буква «М»

  • Развитие умения дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, логического мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • изображения театральных масок эмоциональных состояний для игры «Собери маску»;
  • предметная картинка «Морковь»;
  • карточка с изображением буквы «М»;
  • карточка с заданием «Четвёртый лишний» (приложение 12) ;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Порхание бабочки».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 12);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

13.

январь

Королева буква «Н»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Ножницы»;
  • карточка с изображением буквы «Н»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Что мы представляем, когда слушаем музыку» («Рассвет» из симфонической поэмы Э. Грига «Пер Гюнт»;
  • платочек для игры «Сижу, сижу на камушке».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 13);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для составления буквы «Н».

1

14.

январь

Королева буква «О»

  • Развитие умения понимать и чувствовать друг друга.
  • Актуализация  знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, мышления, долговременной и кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Огурец»;
  • карточка с изображением буквы «О»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Дождь в лесу».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 14) ;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

15.

Февраль

Королева буква «П»

  • Формирование положительного самоощущения, умения выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Попугай;
  • карточка с изображением буквы «П»;
  • стул для игры «Волшебный стул»;
  • картинка «Нелепицы» к заданию «Что перепутал художник;
  • карточка с изображением предметов с заданием «Посчитай предметы;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Отдохнём».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 15);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки.

1

16.

февраль

Королева буква «Р»

  • Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникативных способностей.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения (упражнение «Необычная радуга»).

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Роза»;
  • карточка с изображением буквы «Р»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Необычная радуга»;
  • мягкая игрушка (сердечко) для игры «Пирамида любви».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 16);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

17.

февраль

Королева буква «С»

  • Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринуждённой атмосферы.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Слива»;
  • карточка с изображением буквы «С»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Полёт высоко в небе».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 17);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • фасоль (15 шт. на каждого ребёнка) для составления буквы «С».

1

18.

февраль

Королева буква «Т»

  • Развитие умения согласовывать с окружающими свои движения.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Тыква»;
  • карточка с изображением буквы «Т»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Тихое озеро»;
  • картинка «Зашумленные рисунки»;
  • мягкие модули для игры «Клеевой дождик».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 18) ;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для выкладывания буквы «Т».

1

19.

Март

Королева буква «У»

  • Создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».
  • Развитие воображения, эмоционально – выразительных движений.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Утюг»;
  • карточка с изображением буквы «У»;
  • диск с записью весёлой музыки для игры «Позы».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 19);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

20.

март

Королева буква «Ф»

  • Развитие уважения в общении, навыка использования слов вежливости.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Закрепление счёта в пределах шести.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Фуражка»;
  • карточка с изображением буквы «Ф»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Тихое озеро»;
  • мяч для игры «Вежливые слова».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 20);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

21.

март

Королева буква «Х»

  • Развитие умения чувствовать друг друга, дифференцировка слухового восприятия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного восприятия, кратковременной слуховой и долговременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Хлеб»;
  • карточка с изображением буквы «Х»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Радуга».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 21);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

22.

март

Королева буква «Ц»

  • Помощь в осознании своих положительных сторон, того, что ребёнок принимаем и ценим другими детьми.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Цыплёнок»;
  • карточка с изображением буквы «Ц»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Волшебный сон».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 22);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

23.

Апрель

Королева буква «Ч»

  • Помощь детям в установлении контакта, объединении для решения совместной задачи.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, кратковременной и долговременной памяти, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, зрительно – моторной координации, умения сравнивать предметы между собой.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Черепаха»;
  • карточка с изображением буквы «Ч»;
  • карточки с заданием «Сравни предметы между собой, назови сходства и различия» (цветок – дерево, самолёт – птица, стул – диван );
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Порхание бабочки»;
  • пластмассовая тарелка для игры «Спина к спине».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 23);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

24.

Апрель

Королева буква «Ш»

  • Развитие ловкости и сообразительности, умения действовать слаженно, формирование дружественного настроя.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.

Демонстрационный:

  • мячик для игры «Передай мячик»;
  • предметная картинка «Шмель»;
  • карточка с изображением буквы «Ш»;
  • диск с расслабляющей музыкой  для релаксации «Рыбки».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 24) ;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для составления буквы «Ч».

1

25.

Апрель

Королева буква «Щ»

  • Сплочение группы.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Щука»;
  • карточка с изображением буквы «Щ»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Рыбки»;
  • карточки со схематичными изображениями (звёздочка, рыбка, очки, бабочка) для составления их из счётных палочек (приложение 25) .

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 25);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • счётные палочки для составления буквы «Ш» и фигур.

1

26.

апрель

Королева буква «Э»

  • Обучение умению ориентироваться на внутренние качества сверстника, видеть положительные качества в людях, повышение самооценки.
  • Актуализация знаний за прошлое занятие.
  • Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, мышления.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Экскаватор»;
  • карточка с изображением буквы «Э»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Полёт высоко в небо».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 26);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации.

1

27.

Май

Королева буква «Ю»

  • Формирование чувства единства и взаимного доверия.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие целостного зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Юла»;
  • карточка с изображением буквы «Ю»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Отдых на море».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 27) ;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • нитки (2 штуки: 1 длинная – 15 см; 1 короткая – 5 см).

1

28.

Май

Королева буква «Я»

  • Обучение детей одному из приёмов саморегуляции.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • предметная картинка «Яблоко»;
  • карточка с изображением буквы «Я»;
  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации «Воздушный шарик».

Раздаточный:

  • Карточки с заданием (приложение 28);
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • коврик для релаксации;
  • клубок яркой пряжи для игры «Клубочек».

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа юного предпринимателя»

В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственно...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Школа гнома Эконома"

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...