Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я»
методическая разработка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Год до школы: от А до Я»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_god_do_shkoly.docx | 87.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 г. Елец»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Год до школы: от А до Я»
Возрастная категория детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 32 часа
Составитель программы: педагог ДОУ №29
Савчишкина Ольга Алексеевна
г. Елец
2023 г.
Структура и содержание программы
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………. 3с.
1.1.1.Перечень нормативных документов ………………..………….. 4с.
1.1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы 4с.
1.1.5. Планируемые результаты программы ........................................5с.
- Содержательный раздел
2.1Содержание …………………………….………………… ………6с.
- Организационный раздел
3.1. Организационно-методическое обеспечение программы… … ..7с.
3.1.1. Учебный план ……………………………………………..…….7с.
3.1.2. Календарный учебный график…………………………………..7с.
3.1.3. Формы и методы обучения………………………………………7с.
3.1.4. Оценочные материалы …………………………………………..8с.
3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.2.1 кадровое обеспечение
3.3. Программно-методическое обеспечение
3.3.1 Информационно- технические условия реализации программы
3.4. Методическое обеспечение
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной психолого- педагогической подготовки ребенка к обучению в школе «Год до школы: от А до Я». При создании программы я опиралась на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких, Т.А. Руденко. Программа, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
- Перечень нормативных документов.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка.
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №29 г. Ельца.
- Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
ЦЕЛЬ: подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путём развития познавательной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.
ЗАДАЧИ:
- Расширение кругозора.
- Оценка и развитие мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребёнка.
- Формирование личностной, социально – психологической, интеллектуальной и эмоционально – волевой готовности.
- Развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи с опорой на способности ребёнка); умения сравнивать, обобщать, находить причинно – следственные связи, графических навыков, зрительно – моторной координации.
- Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
- Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).
Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста.
- Планируемые результаты освоения программы.
Предполагается, что в результате работы по программе у детей сформируется позитивное отношение к обучению, исчезнет страх перед поступлением в школу. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Занятия не только помогут педагогу-психологу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.
К концу учебного года прогнозируется значительное улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации детей, формирование произвольности, улучшение показателей развития памяти и внимания.
Целевые ориентиры Программы нацелены на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа с заданием на карточках»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.
Организация образовательной деятельности
№ п/п | Месяц | Тема | Содержание |
1. | октябрь | Королева буква «А» |
|
2. | октябрь | Королева буква «Б» |
|
3. | октябрь | Королева буква «В» |
|
4. | октябрь | Королева буква «Г» |
|
5. | ноябрь | Королева буква «Д» |
|
6. | ноябрь | Королева буква «Е» |
|
7. | ноябрь | Королева буква «Ж» |
|
8. | ноябрь | Королева буква «З» |
|
9. | декабрь | Королева буква «И» |
|
10. | декабрь | Королева буква «К» |
|
11. | декабрь | Королева буква «Л» |
|
12. | январь | Королева буква «М» |
|
13. | январь | Королева буква «Н» |
|
14. | январь | Королева буква «О» |
|
15. | Февраль | Королева буква «П» |
|
16. | февраль | Королева буква «Р» |
|
17. | февраль | Королева буква «С» |
|
18. | февраль | Королева буква «Т» |
|
19. | Март | Королева буква «У» |
|
20. | март | Королева буква «Ф» |
|
21. | март | Королева буква «Х» |
|
22. | март | Королева буква «Ц» |
|
23. | Апрель | Королева буква «Ч» |
|
24. | Апрель | Королева буква «Ш» |
|
25. | Апрель | Королева буква «Щ» |
|
26. | апрель | Королева буква «Э» |
|
27. | Май | Королева буква «Ю» |
|
28. | Май | Королева буква «Я» |
|
3.Организационный раздел
3.1.1. учебный план
Продолжительность образовательной деятельности | Периодичность в неделю | Всего в год | Количество часов в год |
30 минут | 1 раза | 30 | 30 часов |
3.1.2.Календарный учебный график
Продолжительность образовательного процесса | 1 год обучения |
Начало учебного года | 1 октября |
Сроки итоговой аттестации | На последнем занятии |
Продолжительность занятия | 30 мин. |
Перерыв в случае проведения сдвоенных занятий | 10 мин. |
Окончание учебного года | 29 мая |
Форма и режим занятий
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-15 человек).
Возраст обучающихся: дети 5-7 лет.
Срок реализации программы: дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я» реализуется в течение учебного года.
Данная Программа рассчитана на 32 занятия. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом.
Форма обучения: очная.
3.1.3. Формы и методы обучения.
Развивающие занятия с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д.
3.1.4. оценочный материалы.
Итоговая аттестация по курсу «Год до школы»
Формами подведения итогов является: итоговая диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1. Развитие мелкой моторики
- Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак,
указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка).
- Завязывание шнурков разной величины.
- Застегивание пуговиц (5 шт.) разного размера.
2. Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам.
- Д/и «Найди, где спрятано?».
3. Срисовывание образца
-Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
- Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4. Штриховка
- Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,
сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант
- Графический диктант по словесной инструкции.
6. Вырезание ножницами
- Вырезание силуэта предмета.
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен
толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:
●-навык полностью сформирован.
○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.
◌-навык не сформирован.
№ | Ф.И. ребенка | Разви тие мелкой моторики рук | Ориентирова ние в пространстве | Развитие графических навыков | Выреза ние ножницами | ||
Копирова ние образца | штрихов ка | Графичес кий диктант | |||||
1 | |||||||
2 |
3.2. Система условий реализации программы
Методическое обеспечение программы представлено пособиями, играми и упражнениями, направленными на познавательное и эмоциональное – волевое развитие; развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; формирование мотивационной сферы; формирование и развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, пальчиковые игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно – моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально – положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности занятий. О значении наглядности хорошо сказал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Для занятий каждому воспитаннику необходимо иметь набор счётных палочек, простой карандаш и набор цветных карандашей.
Занятия проводятся в просторном, хорошо проветренном помещении, с достаточным освещением.
Основная форма работы.
Развивающие занятия проводятся с первой недели октября по четвертую неделю мая 1 раз в неделю на базе детского сада, который посещают дети. Продолжительность занятия —25—30 минут. Оптимальное количество детей в группе — до 15 человек.
3.2.1. Кадровое обеспечение
Дополнительную образовательную программу социально-педагогической направленности психолого - педагогической подготовки ребенка к обучению в школе «Год до школы: от А до Я» реализует педагог-психолог высшей квалификационной категории Савчишкина Ольга Алексеевна, имеющая высшее профессиональное образование по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. педагог – психолог по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
ФИО учителя | Должность | Педагоги-ческий стаж | Квалификационная категория | Повышение квалификации (год) |
Савчишкина Ольга Алексеевна | Педагог-психолог | 16 года | Высшая Удостоверение о повышении квалификации 772406344753 «Основы организации дополнительного образования детей и взрослых в условиях реализации ФГОС» (26.12.2017 г.) | 2021 2017 |
3.3. Программно-методическое обеспечение
3.3.1. Информационно-технические условия реализации программы
№ п/п | Наименование оборудования кабинетов | Перечень имеющегося оборудования | Кол-во штук |
1 | Групповая комната | Рабочая программа курса «Год до школы от А до Я!» | 1 |
Доска магнитная | 1 | ||
Мольберт | 1 | ||
Детские столы | 4 | ||
Интерактивная доска Ноутбук Проектор Магнитофон | 1 1 1 1 | ||
Наглядно-дидактический материал по темам «Буквы», «Животные», «Игрушки», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Мой дом» Тетради на каждого ребенка Наборы цветных карандашей
Игры, муляжи, плакаты по тематике | Достаточно 9 9 9 Набор достаточно 1 достаточно |
Электронные образовательные ресурсы
1 | «Обруч» | |
2 | «Дошкольное воспитание» | |
3 | «Воспитатель» | |
4. | https://e.psihologsad.ru | «Журнал справочник педагога-психолога» |
3.4. Методическое обеспечение
1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 2006.
2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
3.Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ Авт – сост. Н.А. Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
5. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
6. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
7. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
8.Руденко Т.А. Год до школы: от А до Я. Комплект материалов для подготовки к школе. – М.: Генезис, 2012.
9. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.
10. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
11. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
12. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
13. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 г. Елец»
Согласовано: Утверждаю:
на педагогическом совете заведующая ДОУ №
протокол № ___________ Татарникова Н.В. от ___________________
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности
«Год до школы: от А до Я»
Возрастная категория детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 32 часа
Составитель программы: педагог – психолог ДОУ №29
Савчишкина Ольга Алексеевна
Содержание
1.Планируемые результаты………………………………………….……..3
2.Содержание курса……………………………………………….………...3
3.Календарно- тематическое планирование……………………...….…...13
1.Планируемые результаты освоения программы.
Предполагается, что в результате работы по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Год до школы: от А до Я» у детей сформируется позитивное отношение к обучению, исчезнет страх перед поступлением в школу. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Занятия не только помогут педагогу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.
К концу учебного года прогнозируется значительное улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации детей, формирование произвольности, улучшение показателей развития памяти и внимания.
Целевые ориентиры Программы нацелены на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Месяц | Тема | Программные задачи | Дидактический материал, оборудование | Кол-во часов |
1. | октябрь | Королева буква «А» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
2. | октябрь | Королева буква «Б» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
3. | октябрь | Королева буква «В» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
4. | октябрь | Королева буква «Г» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
5. | ноябрь | Королева буква «Д» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
6. | ноябрь | Королева буква «Е» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
7. | ноябрь | Королева буква «Ж» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
8. | ноябрь | Королева буква «З» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
9. | декабрь | Королева буква «И» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
10. | декабрь | Королева буква «К» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
11. | декабрь | Королева буква «Л» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
12. | январь | Королева буква «М» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
13. | январь | Королева буква «Н» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
14. | январь | Королева буква «О» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
15. | Февраль | Королева буква «П» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
16. | февраль | Королева буква «Р» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
17. | февраль | Королева буква «С» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
18. | февраль | Королева буква «Т» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
19. | Март | Королева буква «У» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
20. | март | Королева буква «Ф» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
21. | март | Королева буква «Х» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
22. | март | Королева буква «Ц» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
23. | Апрель | Королева буква «Ч» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
24. | Апрель | Королева буква «Ш» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
25. | Апрель | Королева буква «Щ» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
26. | апрель | Королева буква «Э» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
27. | Май | Королева буква «Ю» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
28. | Май | Королева буква «Я» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа юного предпринимателя»
В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственно...
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Школа гнома Эконома"
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...