Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Школа гнома Эконома"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Особенность данной программы состоит в том, чтобы учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_gnoma_ekonoma.docx | 59.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кичменгско – Городецкого муниципального округа
«Детский сад комбинированного вида «Аленушка».
БДОУ «Детский сад комбинированного Утверждено:
вида «Аленушка» Заведующий БДОУ «Детский сад
Рассмотрено на заседании педсовета комбинированного вида «Аленушка»
Протокол № от г. Чекавинская М. Н.________________
Приказ № от г.
Дополнительная общеразвивающая
программа
социально- педагогической направленности
«Школа гнома Эконома»
(для детей 6-7 лет, срок реализации программы – 8 месяцев)
Автор - составитель: Коряковская Надежда
Леонидовна, воспитатель
с. Кичменгский Городок
2023 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
#1042;оспитательные компоненты.
3. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка программы
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Особенность данной программы состоит в том, чтобы учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- с требованиями к образовательным программам Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273;
- с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от года №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Вологодской области, утвержденными приказом Департамента образования области от #8470; ПР.20-0009-21;
- с Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от г. № 304-ФЗ;
- со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / утверждена Распоряжением Правительства РФ от г. № 996-р;
- с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года / утверждена Распоряжением Правительства РФ от г. № 678-р;
- Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018 года № 3 (с изменениями);
- с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- - с Национальным проектом «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от г.);
- с Целевой моделью развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от г).
№ 467);
- с Уставом муниципального бюджетного БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка».
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы:
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Отличительные особенности:
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Педагогическая целесообразность:
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности.
Программа «Школа гнома Эконома» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний совершенствовать уже имеющиеся у старших дошкольников опытом финансовой грамотности. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Дети должны овладеть навыками формирования элементарных экономических знаний. Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). У детей сформируется правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Адресат программы: дети в возрасте 6-7 лет. Количество обучающихся в группе – 12 человек. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми. Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.
Характеристики особенностей детей 6 -7 лет в финансово- экономическом развитии.
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 6-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.
Объем программы: 32 часа
Сроки реализации: 8 месяцев, 32 учебных недели.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут.
Цели и задачи реализации программы
Цель данной программы: формирование у ребёнка представлений об окружающем его предметном мире как мире духовных и материальных ценностей, как части общечеловеческой культуры, развитие основы экономических компетенций и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
-по знакомить с основными экономическими понятиями: деньги, ресурсы, цена, продукт и т. д.
- формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- формировать правильное отношение к рекламе;
Развивающие:
- развивать экономическое мышление дошкольников, умение принимать правильные решение в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
Воспитательные:
- воспитывать социально-значимые качества и ценностные ориентиры, такие как: уважение к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
#1057;одержание программы:
Учебный план.
Объем программы составляет 32 занятия, 16 часов.
№ | Раздел | Теория | Практика | Всего | Длительность одного занятия | Общее время |
1 | «Экономика, финансы» | 2 | 2 | 4 | 30 минут | 2 часа |
2 | «Роль денег в нашей жизни.» | 2 | 2 | 4 | 30 минут | 2 часа |
3 | «Семейный бюджет.» | 2 | 4 | 6 | 30 минут | 3 часа |
4 | «Производители и ресурсы» | 2 | 2 | 4 | 30 минут. | 2 часа |
5 | «Личные финансовые цели» | 2 | 2 | 4 | 30 минут | 2 часа |
6 | «Реклама» | 2 | 2 | 4 | 30 минут | 2 часа |
7 | «Экономика в сказках» | 2 | 2 | 4 | 30 минут | 2 часа |
8 | «Мы-финансисты» | 1 | 1 | 2 | 30 минут | 1 час |
Итого: | 15 | 17 | 32 |
| 16 часов |
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Форма контроля. | |||
Октябрь Раздел: «Экономика, финансы»» | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Вводное занятие «Гном Эконом» | 1 | Познакомить с героем-гномом Экономом. | Рисование «Дом для Гнома Эконома» | Выставка рисунков | |
2 | «Что такое деньги, как они появились?». | 1 | Дать детям, представление о денежной единице. Дать детям, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена. Учить детей, понимать назначение денег. Познакомить детей, с денежными единицами различных государств. Учить детей, решать экономические задачи. | Изготовление купюр, монет для игры. | Подвижная игра «Мы-монетки». | |
3 | «Потребности современного человека» | 1 | Формирование у детей понятия, что такое потребность, в чём она выражается. Формирование умения беречь воду, хлеб, тепло, свет. Правило «Ничего не трогай зря». Воспитание культуры деятельности, правил личной гигиены. | Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» | ||
4 | Беседа «Для чего взрослые работают?» | 1 | Цель: Формирование у детей понятий: труд, продукты труда. Воспитание трудолюбия. | Просмотр в/ф «Путешествие в страну профессии» | игра «Профессии родителей» | |
Ноябрь | «Роль денег в нашей жизни.» | 4 | 2 | 2 | ||
5 | «Роль денег в жизни человека» | 1 | Цель: формирование представлений у детей о роли денег в жизни человека. | Дидактическая игра «Кому что нужно для профессии» | ||
6 | «Подарок для друга»» | 1 | Цель: уточнить представление о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим. Воспитывать желание разделять радость друга | Изготовление сувенира для друга и для Гнома Эконома | Речевая игра «Я дарю тебе подарок» | |
7 | «Предметы, необходимые для жизни» | 1 | Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». | Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» | ||
8 | «Виды денег» | 1 | Познакомить детей с разными видами денег и способами оплаты покупок. | Изготовление пластиковой карточки для игры | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | |
Декабрь | «Семейный бюджет.» | 6 | 2 | 4 | ||
9 | «Что такое семейный бюджет» | 1 | Беседа с детьми: откуда появляются деньги в семье?» | |||
10 | «Приход, расход» | 1 | Беседа с детьми : что такое приход, что такое расход». | Дидактическая игра «Семейный бюджет» | ||
11-12 | «Как правильно распределять семейный бюджет» | 2 | Составление карточек «Как правильно распределить семейный бюджет» |
| ||
13-14 | «Нужные и ненужные покупки» | 2 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Применение карточек в игре. | ||
Январь | «Производители и ресурсы» | 4 | 2 | 2 | ||
15 | «Что такое ресурсы?» | 1 | Цель: знакомство с понятием «ресурсы». Формирование бережного отношения к природе. | Просмотр в/ф «Природные ресурсы» | ||
16 | «Вода – природный ресурс » | 1 | Цель: прививать бережное отношение к природе, воспитывать любовь к родному краю. | Опыты с водой для Гнома Эконома | Беседа «Бережное использование водных ресурсов» | |
17 | «Трудовые ресурсы» | 1 | Цель: Дать понятие «Трудовые ресурсы» | - | Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые», иллюстраций животных, растений. | |
18 | «На благо человека»» | 1 | Цель: Закрепление знаний детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить, что для экономических ресурсов необходимы природные. | Игра «Мы-экономисты» | ||
Февраль | «Личные финансовые цели» | 4 | 2 | 2 | ||
19 | «Как правильно тратить деньги?» | 1 | Цель: знакомство с рациональными способами траты денег | Просмотр м/ф «Феечка Копеечка» | ||
20 | «Понятие «цена», «стоимость товара» | 1 | Цель: знакомство с понятиями «цена», «стоимость». Объяснить от чего зависит стоимость товара. | |||
21 | «Обмен и покупка товаров» | 1 | Цель: знакомство с правилами обмена и покупки товаров Рассматривание коллекции монет | Рассматривание коллекции монет | ||
22 | «Распределение доходов» | 1 | Цель: ознакомление детей с рациональными способами траты денег. | Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы» | Игра «Что мы купим в магазине?» | |
Март | «Реклама» | 4 | 2 | 2 | ||
23 | «Что такое реклама?». | 1 | Цель: знакомство с назначением рекламы | Просмотр разных видов рекламы | ||
24 | «Придумываем рекламу» | 1 | Цель: формирование у детей творческих навыков, способствовать умению самим создавать рекламу. | Создание рисунков-рекламок для Гнома Эконома | Обобщающая игра «Моя реклама» | |
25 | «Какой рекламе больше доверять?» | 1 | Цель: формирование у детей умения правильно выбирать товар, соответственно рекламе. | |||
26 | Викторина «Сто к одному» | 1 | Цель: развитие воображения, мышления у детей» | |||
Апрель | «Экономика в сказках» | 4 | 2 | 2 | ||
27 | «Экономика в сказках» | 1 | Беседа Гнома Эконома с детьми об экономических отношениях в сказках. |
| ||
28 | Экономика в сказке «Три поросенка» | 1 | Цель: ознакомление детей со сказкой со стороны финансовой грамотности. | Обыгрывание сказки. | ||
29 | Экономика в сказке «Гуси-лебеди» | 1 | Цель: ознакомление детей со сказкой со стороны финансовой грамотности. | Рисуем экономику в сказке. | Выставка рисунков «Экономика и сказки». | |
30 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | 1 | Цель: Формирование доброжелательных отношений между детьми. Пословица: «Вместе тесно, а врозь скучно». | Подвижная игра «Мы дружные ребята» | Игра на сплочение «Я ладошку раскрываю» (Гном Эконом) | |
Май | «Мы-финансисты» | 2 | 1 | 1 | ||
31 | «Как стать экономным?» | 1 | Цель: закрепление знаний у детей по финансовой грамоте. | Игра «Я умею экономить» | ||
32 | Семейный праздник «Ярмарка гнома Эконома» | 1 | Цель: закрепление знаний у детей по финансовой грамоте. | Ярмарка с Гномом Экономом. | Итоговое мероприятие для родителей и детей. |
#1055;ланируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- знание основных финансово-экономических понятий и категорий;
- наличие знаний о новых профессиях, умение рассказать о них;
- обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- развитие у детей общительности, чувства собственного достоинства, ответственности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование здорового интереса к деньгам, осознания правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги»;
- формирование умения соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- умение вести себя адекватно в реальной жизненной ситуации;
- формирование ценностного отношения к предметному миру, как результату труда людей;
- воспитание таких личностных качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей; уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
• Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, речевые, игры на сплоченность).
• Беседы.
• Итоговое мероприятие (Праздник с гномом Экономом).
Обучающиеся будут уметь:
-применять на практике изученный теоретический материал (в играх, в повседневной жизни
-пользоваться и правильно расходовать деньги;
-планировать семейный бюджет;
-работать в группах, подгруппах.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график:
№ | Месяц | Количество занятий | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | октябрь | 4 | фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей , совместная деятельность педагога и воспитанника, |
| 1«Гном Эконом» 2«Что такое деньги. Как они появились?» 3. «Потребности современного человека» 4. «Для чего работают взрослые?» | Школа «гнома Эконома» | #1042;ыставка рисунков. #1055;одвижная игра «Мы-монетки» #1044;идактическая игра «Что можно, что нельзя» 4. Речевая игра «профессии родителей» | |
2. | ноябрь | 4 | совместная деятельность педагога и воспитанника Фронтальное развивающие занятие с подгруппой детей. самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых |
| ;Роль денег в жизни человека» 2. «Подарок для друга» 3. «предметы, необходимые для жизни» 4. «Виды денег» | Школа «гнома Эконома» | #1044;идактическая игра «Кому, что нужно для профессии» 2. Речевая игра «Я дарю тебе подарок» 3. дидактическая игра «Что хорошо, что плохо» 4. С/ролевая игра «Супермаркет» | |
3. | декабрь | 6 | фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых | 3 часа | ;Что такое семейный бюджет?» 2. «Приход-расход» 3-4. «Как правильно распределять семейный бюджет?» 5-6. «Нужные и не нужные покупки» | Школа «гнома Эконома» | Дидактическая игра «Семейный бюджет» | |
4 | январь | 4 | фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей совместная деятельность педагога и воспитанника. | 2 часа | 1. «Что такое ресурсы?» 2. «Вода-природный ресурс» 3. «Трудовые ресурсы» 4. «На благо человека». | Школа «гнома Эконома» | #1041;еседа «Бережное использование водных ресурсов» 2. Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые», иллюстраций животных, растений. 3. Игра «Мы-экономисты» | |
5 | февраль | 4 | фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей совместная деятельность педагога самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых | 2 часа | 1. «Как правильно тратить деньги?». 2. «Понятия «Цена», «Стоимость товара» 3. «Обмен и покупка товаров» 4. «распределение доходов», | Школа «гнома Эконома» | #1056;ассматривание коллекции монет 2. Речевая игра «что мы купим в магазине» | |
6 | март | 4 | совместная деятельность педагога и воспитанника фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых | 2 часа | ;Что такое реклама?». 2. «Придумываем рекламу» 3. «Какой рекламе больше доверять?» #1042;икторина «Сто к одному» | Школа «гнома Эконома» | #1055;росмотр разных видов рекламы. 2. Обобщающая игра «Моя реклама» | |
7 | апрель | 4 | совместная деятельность педагога и воспитанника фронтальное развивающее занятие с подгруппой детей | 2 часа | 1. «Экономика в сказках». #1069;кономика в сказке «Три поросенка». #1069;кономика в сказке «гуси лебеди» 4. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Школа «гнома Эконома» | #1054;быгрфывание сказки #1042;ыставка рисунков «Экономика и сказки» #1048;гра на сплочение «Я ладошку раскрываю» | |
8 | май | 2 | совместная деятельность педагога и воспитанника. | 1 час | 1. «Как стать экономным?» 2. Семейный праздник «Ярмарка гнома Эконома» | Школа «гнома Эконома» | #1048;гра «Я умею экономить» 2. Итоговое мероприятие с родителями и детьми «Ярмарка гнома Эконома». |
Условия реализации программы:
требования к педагогу, кадровое обеспечение:
1. специальные: педагог должен иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию;
2. личностные: педагог должен иметь такие нравственно – волевые качества, как организованность, ответственность, целеустремленность, тактичность, инициативность.
требования к помещению:
Помещение, в котором проводится кружковая работа, а в нашем случае это групповая комната должно быть хорошо освещено, проветрено. Соответствовать требованиям СП 3648-20 (санитарно-эпидемиологические правила и требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 г. №28).
Перед занятием и после него должна быть проведена влажная уборка. Каждый ребёнок должен иметь своё рабочее место.
Материально-техническое обеспечение программы:
Групповая комната
• Сенсорное развитие
• Развитие речи
• Ознакомление с окружающим миром
• Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
• Развитие элементарных математических представлений
• Обучение грамоте
• Игровая деятельность
Оснащение:
• Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
• Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте
• Географический глобус
• Карта России, карта мира
• Муляжи овощей и фруктов
• Магнитофон, аудиозаписи
• Детская мебель для практической деятельности
• Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»
• Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
• Развивающие игры по математике, логике
методическое обеспечение программы;
Обучение старших дошкольников финансовой грамотности строится с учётом принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам деятельности. В содержание программы заложена возможность реализации следующих
психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
формы аттестации:
Основные критерии эффективности программы в целом:
-востребованность программы повышения финансовой грамотности;
-получение авторизации в социуме как обучение дошкольников финансовой грамотности;
-увеличение доли способной детей дошкольного возраста интересующихся вопросами финансовой грамотности.
Оценочные материалы:
Система оценки детской деятельности по 3-х бальной шкале:
Высокий - 3 балла – деятельность соответствует уровню нормы.
Средний - 2 балла – незначительное отклонение от уровня нормы.
Низкий - 1 балл – существенное отклонение от уровня нормы.
Высокий: | Средний: | Низкий: |
Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность. | Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость,аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками. | Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками. |
Методические материалы:
-игровые и словесные методы обучения (беседа).
-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;
- мультимедийные интерактивные презентации.
- электронные учебники;
- презентации;
- видеоролики.
Дидактический материал:
Магнитная доска; игрушки для организационных и сюрпризных моментов; шаблоны; схемы; картинки с изображением героев предполагаемой поделки; алгоритмы.
Ноутбук, аудиоколонка, архив аудио — видео материалов для работы.
Атрибуты элементы костюмов сказочных героев и оборудование для сюжетно- ролевых игр, плакаты по темам, монеты, бумажные купюры, пластиковые карточки, кошельки, схемы, фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература.
#1042;оспитательные компоненты
Система воспитательной работы основывается на базовых принципах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитательная работа в кружке осуществляется в процессе формирования целостного коллектива с учётом индивидуальности каждого учащегося, обеспечения позитивных межличностных отношений в группе, развития и обогащения совместной деятельности, оптимизации общения участников объединения. Обучающиеся кружка участвуют в воспитательных мероприятиях учреждения (согласно плану воспитательной работы учреждения), принимают участие в конкурсах и мероприятиях социально-педагогической направленности (уровень образовательной организации, муниципальный, региональный и т.д.)
#1057;писок литературы:
1. Поварницина, Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурссный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2019. – 186 с.
2. Стахович Л. В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Вакоша, 2019. – 32 с.
3. Воспитателям. ру [Электронный ресурс]: сайт для воспитателей детских садов. – Режим доступа:
4. Дополнительная образовательная программа «Академия финансов» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
5. Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс] // Режим доступа:
6. Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" [Электронный ресурс]: сайт арт-талант. орг. – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки гнома Эконома
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности. На мой в...
Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»
Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»
Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...
Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"
Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...
Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»
Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».Возрастная группа: старшая.Образовательная область: познавательное ра...
Папка-передвижка "В гостях у гнома Эконома"
Папка - передвижка "В гостях у гнома Эконома" расскажет родителям о рациональном использовании денег, о важности экономии. Финансовая грамотность – это особое качество человека, к...