Оригами, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
статья

Людмила Андреевна Кабанова

поделки оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Тема: «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальцами и ладонями. Проблема развития мелкой моторики рук является актуальной для практики дошкольного образования. На протяжение многих лет мы ведём активную работу по развитию мелкой моторики рук у дошкольниковВажно отметить, что особое значение данное направление нашей работы приобретает в подготовительной группе. Это обуславливается тем, что развитие мелкой моторики рук является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук наших воспитанников. Опыт моей работы показал, что развивать мелкую моторику обеих рук можно при помощи искусства оригами, так как оригами – искусство, близкое детям.  И является одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости.

 Искусство оригами – это складывание из бумаги фигурок известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии.

«Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что поделки оригами не только развивают мелкую моторику рук, но и является эффективным искусством для развития познавательных способностей детей и это доказано Учеными – нейробиологами, психологами, занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей. Они доказали, что развитие мелкой моторики руки способствует развитию головного мозга. А наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, творческое мышление, логическое мышление, а также развивается речь, словарный запас, что необходимо ребёнку для обучения в школе. Оригами — это отличная игра для детей. Первые игры являются диагностическими и их цель не только привлечь детей к искусству оригами, но и научить детей узнавать, называть и различать геометрические фигуры. В игре дети учатся преобразовывать квадрат, складывать базовые формы «треугольник», «воздушный змей» и многие другие.

Фигуры, сложенные детьми из бумаги, используются в театрализованной деятельности, играх-драматизациях. Поделки оригами — это интересно, весело и очень полезно для детей.

Тема моего мастер класса посвящена поделкам оригами

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с техникой оригами.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с искусством оригами.

-Учить умению преобразовывать геометрические фигуры.

-Познакомить с изготовлением простейших поделок в стиле оригами путем

  складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник», «воздушный змей»).

- Познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием

- Формировать умение следовать устным инструкциям.

Развивающие:

- Упражнять в умении узнавать и называть геометрические фигуры.

- Развивать внимание, память, пространственное воображение, мелкую

  моторику рук, художественный вкус, логическое мышление, творческие

  способности.

- Развивать коммуникативные способности детей и создание игровых

  ситуаций.

  Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность в работе.

- Воспитывать трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело.

- Воспитание интереса к искусству оригами.

Материал: волшебный квадрат, чудесный мешочек с геометрическими фигурами, цветная бумага квадратной формы, ножницы, клей, схемы техники сложения и условных обозначений, музыка.

Ожидаемые результаты:

- У детей появится интерес к искусству оригами.

- Научатся основным приёмам работы с бумагой.

– Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

– Научатся следовать устным инструкциям.

- Разовьётся внимание, память, пространственное воображение, мелкая моторика рук, художественный вкус, творческие способности.

 Ход мастер класса

Приветствие

Доброе утро, хорошего дня!

Желаете вы! Желаю вам я!

Руки друг другу протянем,

Улыбку всем пошлем.

Доброе утро, добрый день,

Нашу встречу начнем!

Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, кто у нас сегодня в гостях.

«У этой фигуры четыре угла и все стороны равны» Кто это?

Это простой лист бумаги. А ещё его называют волшебным квадратом.

А вы знаете почему? Потому что он умеет творить чудеса, может в умелых руках волшебника превращаться во что угодно. 

Убедитесь в этом сами!

(Показ иллюстраций таинственный мир превращения бумаги. В сопровождение с художественным словом)

Таинственный мир превращенья бумаги.

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ!

Волшебный квадрат пришел к нам в гости из сказочной страны Оригами.  

И сегодня мы с вами будем волшебниками, а для волшебства нам нужны квадратные листы цветной бумаги.

Волшебный квадрат хочет, чтобы мы поиграли сегодня в игры Страны Оригами.

Д.И. «Давайте поиграем»

Предложить встать в круг.

Волшебный квадрат принёс нам вот такой чудесный мешочек. Как узнать, что в мешочке? (Потрогать мешочек, отпустить руку в мешочек, отгадать загадку).

Я предлагаю вам отпустить ваши руки в него, а затем назвать и описать, что чувствуете, что там находится? (геометрическая фигура).

Мы сейчас этот мешочек будем передавать по кругу и произносить слова:

Чудесный мешочек по кругу спешит в нём геометрические фигурки спокойно лежат. Но вот остановка и фигурку я достою и в центр иду.

Скажем все: назови фигурку и скорее дай ответ на какой предмет походит фигура (нужно назвать геометрическую фигуру и назвать предмет на какой она походит).

Игра «Превращение квадрата»

Квадрат ребята – это «волшебная» геометрическая фигура. Сейчас я расскажу о некоторых его превращениях.

Если приложить один угол квадрата к противоположному углу (объяснение сопровождается показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать тоже самое с другими углами, то развернув квадрат мы увидим четыре треугольника. Из «волшебного» квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. Если приложить одну сторону квадрата к противоположной стороне аккуратно совместив углы и аккуратно прогладить сгиб, получатся два прямоугольника. Подумайте. Что нужно сделать чтобы в итоге получилось четыре квадрата? (Дети самостоятельно экспериментируют с бумажными квадратами).

Складывая квадрат, можно получать не только геометрические фигуры – квадраты, треугольники, прямоугольники. Обычный квадрат можно превращать в игрушку, поэтому его и называют «волшебным».

Если волшебный квадрат согнуть пополам по диагонали, загладить сгиб получится базовая форма «Треугольник» (Объяснение сопровождается показом. Затем дети самостоятельно экспериментируют).

А ещё квадратный лист бумаги можно сложить по диагонали, а затем развернуть и две прилегающие одна к другой стороны квадрата согнуть к диагонали. В результате получится базовая основа для поделки оригами «Воздушный змей» (объяснение сопровождается показом.  Затем дети самостоятельно экспериментируют с бумажным квадратом)

Игра: «Забавные зверушки»

Посмотрите, какие сказочные игрушки прибыли к нам из и Бумажного царства в месте с «волшебным» квадратом. (Показ фигурок)

Что общего во всех этих поделках?  Правильно туловище у всех этих животных сделано из базовой формы «воздушный змей», но нижний угол отогнут назад (показ). Головы же у зверюшек разные.

Решайте, кто какую игрушку будет делать, выбирайте бумагу, берите нужную пооперационную карту и приступайте к работе.

(Дети самостоятельно делают игрушки.)

Ребята в каких сказках живут эти животные?

Конечно же в сказках «Теремок», «Колобок».

Молодцы с заданием все справились.

Рефлексия.

Вот прошел наш мастер - класс попрошу теперь я вас

Чтоб он всем пошел нам в прок подвести простой итог:

Если с фигурками оригами вы дружны, зелёный квадратик подними,

Желтый — значит, есть сомнения!

Ну, а розовый - не дружу, поделки делать не хочу!

Спасибо за внимание пусть вас увлечёт этот мир искусства оригами.

А сейчас давайте мы вместе с вами сочиним сказку «Как заяц, лиса и волк встречали Новый год».

А затем расскажем эту сказку родителям.

Литература:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Оригами с детьми 3 -7лет В. Н. Дегтева 2012г

- Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...