Примерный перечень произведений для чтения художественной литературы в работе с детьми 4-5 лет по нравственному воспитанию
материал по художественной литературе (средняя группа) по теме

Ярушкина Людмила Александровна

Примерный перечень произведений для чтения художественной литературы в работе с детьми 4-5 лет

Использую материал из сборника по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста) Краснодар 2000 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный перечень произведений для чтения художественной  литературы в работе с детьми  4-5 лет по нравственному воспитанию

«Доброе слово»

Название произведения

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Курочка ряба

Русская сказка

Не в золоте счастье

  • Кто из героев, по-вашему, добрый и почему?
  • В каких словах, поступках появляется доброта героев сказки?
  • На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?

Теремок

Русская сказка

В тесноте, да не в обиде

  • О чём говорится в сказке?
  • Как ты понимаешь поговорку: «В тесноте, да  не в обиде?»

Три медведя

Русская сказка

Чьи хоромы, того и хлеб.

  • Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему?

Колобок

Русская сказка

Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

  • Как помочь колобку?
  • Кому из героев сказки хочется спасти колобка?

Репка

Русская сказка

Вместе вдвое дело любое спорится у друзей.

Там где дружат-живут, не тужат

  • Почему деду удалось вырастить репку?
  • А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?

Кот и петух

Русская сказка

Друг познаётся в беде

  • Что произошло с петушком?
  • Кто ему помог?
  • А вы помогаете своим друзьям, попавшим в беду? Расскажите…

Рукавичка

Русская сказка

В тесноте, да не в обиде

  • Поиграем в игру «Хорошо – плохо»:

- хорошо, что звери  встретились в рукавичке

-плохо деду без рукавички

Гуси – лебеди

Русская сказка

Как аукнется, так и откликнется.

  • Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка. Почему же? А кому  сопереживаете вы?

Волк и семеро козлят

Русская сказка

Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло.

Живи смирнее, будешь всем милее.

  • Кого вам больше всего жалко в этой сказке?
  • Как вы относитесь  к доверчивости  козлят?
  • Кому вы хотите подарить свою улыбку?

Лиса и заяц

Русская сказка

На чужой каравай рот не раззевай, а пораньше вставай  да свой затевай.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

Храни домашний очаг.

Всё делай с рассуждением.

  • Что произошло с зайкой?
  • Почему зайчик поверил лисе?
  • А вы поверили бы лисе?
  • О чём говорят лицо, глаза человека, который что-то просит…
  • Кто помог зайке?
  • Почему петушок справился с лисой, а другие нет?

Маша и медведь

Русская сказка

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Научит горюна другая сторона

  • Что произошло с Машей?
  • Почему так случилось, что она заблудилась?
  • Какой выход нашла Маша из сложившейся ситуации?
  • Мне жалко в конце сказки медведя. А вам?
  • Как ему помочь?
  • За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?

Кот- серый лоб, козёл

 да баран.

Русская сказка

Один за всех и все за одного.

  • Кого в сказке можно назвать самым верным и преданным другом?

Два барана.

Русская сказка

Будь прям, да не будь упрям.

Дракой прав не добудешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

  • О чём эта история?
  • Где встретились два барана?
  • Почему они не могли разойтись?
  • Из-за чего возник спор?
  • Кто из них победил и как всё закончилось?

Смоляной бочок

Русская сказка

Долг платежом красен.

  • Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

Кривая уточка

Русская сказка

Учись на добро отвечать добром.

  • Мне очень жаль деда с бабой. А вам?
  • Как их можно пожалеть, чем утешить?

Снегурочка

Русская  сказка

Не хлебом единым жив человек.

  • Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте!

Лисичка со скалочкой

Русская сказка

Что посеешь, то и пожнёшь.

  • Почему лиса и журавль не смогли подружиться?
  • Что стало причиной ссоры?
  • Чью сторону ты понимаешь?
  • Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится?
  • Как нужно помириться лисе и журавлю?

Лисица и журавль

Русская сказка

Злом отвечать на зло -плохо.

  • Как поругать героев сказки?
  • С кем из своих друзей вы хотите помириться после прочтения сказки?

Солнце, мороз и ветер

Русская сказка

Птице крылья, человеку- разум.

  • Кого и почему уважает человек больше всего?
  • Чему вы радуетесь больше: солнышку, морозу или ветру?

Пузырь, соломинка и лапоть

Русская сказка

Старый друг лучше новых двух

  • Кому вы сочувствуете? Ведь надо уметь выбирать друзей.
  • А за что вы любите своих друзей?

Колосок

Украинская сказка

Труд кормит, а лень портит.

  • За что вы хотели бы похвалить петушка?

Зимовье

Русская сказка

В согласии жить – никто не одолеет.

Согласного стада волк не берёт.

  • Угадайте, почему бык мне больше всех понравился? Он первый…
  • Я радуюсь тому, что бык -  преданный и верный друг, а вы?

Пых

Русская сказка

Видя кошку, мышь забыла и ложку.

  • Докажите, что Алёнка лучше всех.

Черепаха и заяц

Русская сказка

Кто зазнаётся, без друзей остаётся

  • О чём эта история?
  • Кого вызвал заяц на соревнование?
  • Почему заяц вызвал на соревнование по бегу именно черепаху?
  • Как отнёсся заяц к соревнованиям?
  • Что он делал во время состязаний?
  • Кто победил?
  • Раз черепаха победила в соревновании, то можно ли сказать, что заяц бегает быстрее черепахи?
  • Какие чувства испытывал заяц, когда узнал, что проиграл состязание?
  • Почему заяц проиграл?

Хаврошечка

Русская сказка

Как проживёшь, так и прослывёшь.

  • Больше всего в сказке мне нравится… Кто? Угадайте!
  • Я восхищена Хаврошечкой и хочу её назвать по- другому,  трудолюбочка. А как вы бы её назвали?

Каша из топора

Русская сказка

Смекалка – второе счастье

  • Кто вам больше нравится – солдат или баба? Почему?

Лисичка – сестричка и серый волк

Русская сказка

Всякая птичка свои песенки поёт

  • Кого  вам больше всего жалко в сказке (старика, старуху,  волка хозяйку с блинами)
  • На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?

Лиса и кувшин

Русская сказка

За вину умный винит себя, а глупый – другого...

  • Кого же тебя жалко в этой сказке?
  • Хочется ли тебе помочь лисе?

У страха глаза велики

Русская сказка

У страха глаза велики

  • Почему так говорят: « У страха глаза велики: чего не было и то увидят»?

Кукушка

Немецкая сказка

Мама – слово святое.

  • Расскажите, как вы помогаете своей маме.

Два жадных медвежонка

Венгерская сказка

Скупой платит дважды.

  • Мне, конечно, жалко медвежат. Но больше всего я сочувствую старой медведице – маме. Почему?

Лёгкий хлеб

Русская сказка

Не потопаешь – не похлопаешь.

  • Хорош ли лёгкий хлеб?

Царь – пастух

Русская сказка

Мастерство за плечами не носить

  • Зачем людям нужно ремесло?

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Русская сказка

Мир не без добрых людей.

  • Полюбила я Алёнушку за то, что она…(заботливая, нежная, ласковая, чуткая…)

Котята

песенка

Там где дружат, живут не тужат.

  • Что такое дружба?
  • Хорошо ли ссориться?

Вместе тесно, а врозь скучно

Д.К. Ушинский

Вместе тесно, а врозь скучно

  • О чём говорится в рассказе?
  • Почему ссорятся дети?
  • Как можно им помирится?
  • Как ты понимаешь название рассказа?

Умей обождать .

Д.К. Ушинский

Вырасти вырос, а ума не вынес.

  • О чём эта сказка?
  • Что произошло с петушком? Кого он не послушался? Бросила ли курочка своего брата в беде?
  • Как сестричка – курочка ухаживала за братиком – петушком?

Мышка на прогулке

Л.Н.Толстой

Много видит, да мало смыслит.

  • Как ваша мама учит вас быть осторожными на улице?

Два мороза

Русская сказка

С трудом и мороз не страшен.

  • О чём говорится в произведении?
  • Какой из Морозов был прав?
  • Какой вывод можно сделать?  (труд согревает)

Муравей и голубка

Русская сказка

Долг платежом красен

Сам погибай, а друга выручай

  • О чём это произведение?
  • Как ты понимаешь слова: «Сам погибай, а друга выручай?» Подходят ли они к содержанию произведения?

Старик и сыновья

Рассказ

Л.Н. Толстого

Доброе братство сильнее богатства

  • О чём эта история?
  • Сколько сыновей было у старика?
  • О чём беспокоился старик?
  • Что велел им принести?
  • Почему сыновья не смогли сломать веник, а слабый старик смог? Как можно охарактеризовать старика, какой он?

Ворона и кувшин

Рассказ

Л.Н. Толстого

Всё делай с рассуждением.

Была бы охота,  заладится любая работа.

Слезами горю не поможешь.

Кто ищет, тот всегда найдёт.

  • О чём говорится в произведении?
  • Что случилось с галкой?
  • Как она вышла из ситуации?
  • Какие пословицы и поговорки можно подобрать к этому рассказу?

Пастух и волки

Рассказ

Л.Н. Толстого

Один раз соврёшь – другой раз не поверят.

Правда – дороже денег

  • О чём говорится в произведении?
  • Что произошло с пастухом?
  • Хорошо ли врать?
  • Как вы понимаете слова: «Один раз соврёшь – другой раз не поверят»?

 Сборник по дошкольному образованию  (духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста) Краснодар 2000 год

Примерный перечень произведений для чтения художественной  литературы в работе с детьми  5-7  лет по нравственному воспитанию.

Название произведения

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Муравей и голубка

Народная сказка

Сам пропадай, а друзей выручай.

  • Какая главная мысль произведения?
  • Вы помогаете своим друзьям, попавшим в беду?

Сивка- бурка

Русская сказка

Иванушка – дурачок, да в жизни не простачок!

За добро – добром платят

Храброму и смерть не страшна.

  • Как вы относитесь к Иванушке – дурачку?
  • Чем похожи Иванушки дурачки во всех сказках? (уважают старших, смелые, хитрые, жизнерадостные, ласковые, добрые, порядочные…)

Кирило Кожемяка

Русская сказка

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  • За что Кожемяку можно назвать самоотверженным?

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо

Русская сказка

Береги платье снову, а честь смолоду.

  • Мне нравится Иван за многое:

- во – первых,…

- во – вторых,…

- в – третьих,…

  • Можно ли назвать Ивана преданным сыном и смелым воином?

По щучьему веленью

Русская сказка

Долго день до вечера, коли делать нечего.

  • Мне не нравится Емеля. Почему? Разве так бывает?
  • На каком месте вы бы остановили сказку?

Всё золотое

Русская сказка

Жадность не доводит до добра.

  • Хорошо ли быть жадным?

Сказка о рыбаке и рыбке

А.С. Пушкин

Алчешь чужого, потеряешь всё.

За большим погонишься – и малое потеряешь.

Чего нет, того и хочется.

  • Кого вам больше всего жалко в сказке?
  • Какой был старик?
  • Какая была старуха?
  • Кто тебе наиболее симпатичен?
  • Как бы вы помогли старику и рыбке?

Золушка

Ш.Перро

Золото и в грязи блестит.

  • Золушка не только красивая собой, но и …

Принцесса на горошине

Г.Х.Андерсен

Изнеженность – достоинство принцесс.

А нежность – человеку дар небес.

  • Чем бы вы хотели быть похожими на принцессу?

Дюймовочка

Г. Х. Андерсен

Доброму везде добро.

  • Я восхищаюсь Дюймовочкой. Почему  – угадайте?

Гадкий утёнок

Г.Х. Андерсен

Цыплят по осени считают.

  • Мне нравится гадкий утёнок за то, что он не стал злым, несмотря на все перенесённые обиды.

Чем пахнут ремёсла. Д. Родари.

Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак?

Есть у меня шестёрка слуг

Р. Киплинг

Грамоте учиться – всегда  пригодиться

  • Быть любознательным мальчиком (девочкой) – это хорошо (плохо)? Почему?

Нехотелка

шутка

Один в поле не воин.

  • А вас или ваших друзей можно иногда назвать нехотелкой?
  • Что же вы всегда хотите, а чего часто не хотите?

Два товарища

Л.Н. Толстой

Без беды друга не узнаешь.

  • Стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?
  • Как бы ты поступил на его месте?

Старик сажал яблони

Дед и внук.

Л.Н. Толстой

Добрый человек добру учит.

  • Какие добрые дела ты сделал другим людям?
  • Можно ли смеяться над старостью?

Лев и собачка

Л.Н.Толстой

Для милого дружка и серёжку из ушка.

  • Есть ли у тебя настоящий друг? Расскажи о нём.

Отец и сыновья Л.Н. Толстой

Век живи, век учись.

  • Приведите примеры дружбы братьев и сестёр.

Чашка Лгун

Л.Н. Толстой.

Правда светлее солнца.

  • Какой мальчик из двух рассказов тебе больше понравился? Почему?

Саша был трус

Л.Н.Толстой.

У страха глаза велики.

  • Как можно помочь Саше перестать быть трусом?

Играющие собаки. Д. К. Ушинский.

Стыдно обижать маленьких и слабых.

  • Почему отец сказал мальчику: «Полкан добрее тебя»?

Стрекоза и муравей. И.А. Крылов

Двое пашут, а семеро руками машут.

  • Правильно ли поступил Муравей?
  • Что же будет со Стрекозой?

Ворона и лисица. Д.К. Ушинский

В очи льстив, а за очи лжив.

  • Почему лисица льстила вороне?

Мудрый совет

В. Зотов.

Ум хорошо, а два лучше

  • За какое доброе дело нужно благодарить медузу?

Что такое хорошо и что такое плохо. В. Маяковского

Будем делать хорошо и не будем плохо.

  • Какого мальчика вы полюбили, а какого нет? Почему?

Штопальная игла. Г.Х. Андерсен

Хвастаться и быть самоуверенным – плохо.

  • Почему мне не нравится штопальная игла?
  • Попадались ли тебе в жизни такие самоуверенные люди?

Заветный колос.

Кубанская народная сказка.

Нужно быть трудолюбивым, целеустремлённым, и твой труд будет вознаграждён.

  • Какими качествами обладал казак?
  • Почему Урожай подарил ему заветный колос?

Цветик семицветик

Для милого дружка и серёжка из ушка.

  • Чем вам нравится или не нравится главная героиня?
  • Почему девочка помогла мальчику?
  • Расскажите о своей помощи людям?

На заставе.

былина

Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст.

  • Кто главный герой произведения?
  • Какими качествами он обладает?

Спящая красавица.

Шарль Перро.

Не у всякого жена Марья, а- у того, кому Бог дал.

  • Какова основная мысль произведения? (у каждого человека есть своё предназначение, которое он призван осуществить в жизни).

Иван – царевич и серый волк.

Русская сказка

Что кому на роду написано, то тому Бог и даст.

  • Ребята, чему учит нас эта сказка? (послушанию ответственности за свои поступки, помогать друг другу)

Царевна-лягушка

Русская сказка

Покорись беде и беда покорится.

  • Какой урок несёт нам эта сказка? Чему она нас учит? (развивать любовь к труду, милосердию, сочувствию, смирению).

Царевна Несмеяна.

Русская сказка

Долг платежом красен.

  • Ребята, чем вам нравится или не нравится Царевна Несмеяна?
  • Какие качества человека вам больше нравятся и почему?

Как рубашка в поле выросла.

К.Д. Ушинский

За один раз дрова не срубишь.

  • Какова главная мысль произведения?
  • Каким трудом нам достаётся разные бытовые предметы? Как нужно относится к ним?

Летучий корабль

Добро во век не забудется.

  • Какими качествами обладает главный герой произведения?
  • Какова основная мысль произведения? (в мире нет ненужных людей)

Двенадцать месяцев

Доброму Бог помогает.

  • Какими качествами обладает главная героиня произведения?
  • Каков смысл сказки? (каждый получит по своим заслугам).

Стойкий оловянный солдатик. Г.Х. Андерсен.

За честь хоть голову снести.

Каков есть, такова и честь.

  • Какими качествами обладает оловянный солдатик?

Сборник по дошкольному образованию  (духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста) Краснодар 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Примерный перечень литературы для чтения детям:

Лексическая тема СентябрьДо свидания, лето. Здравствуй детский сад Ранняя осень Деревья, кустарники Грибы Ягоды...

Примерный перечень произведений искусства для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО

Рекомендованные произведения искусства для дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования...

Ознакомление с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста. Примерный перечень произведений по лексическим темам.

Данный материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста подобрать картину или иллюстрацию для рассматривания и составления рассказа в соответствии с лексической темой недели и учетом ...

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для детей 5-6 лет по ФОП ДО

В данный перечень входят произведения изобразительного искусства для бесед и обсуждений, использование их элементов в образовательном процессе в качестве иллюстраций прородных, социальных и психологич...

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для реализации Федеральной программы (33.3.4. от 5-6 лет)...