Консультация для воспитателей «Эйдетика как метод развития памяти у дошкольников»
консультация
Что такое эйдетика? Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной памяти (греч. eidos — образ, внешний вид), которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Эйдетика - это не только развитие внимания, воображения, памяти, но и различными способами подача учебного материала. Ведь эйдетика разговаривает с дошкольниками на их языке. Она привлекает все органы чувств ребенка: позволяет не только увидеть, но и услышать, понюхать, попробовать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Создает широкую игровую площадку, предоставляя безграничные возможности для развития детского воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Эйдетика как метод развития памяти у дошкольников» | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Эйдетика как метод развития памяти у дошкольников»
Что такое эйдетика? Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной памяти (греч. eidos — образ, внешний вид), которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Эйдетика - это не только развитие внимания, воображения, памяти, но и различными способами подача учебного материала. Ведь эйдетика разговаривает с дошкольниками на их языке. Она привлекает все органы чувств ребенка: позволяет не только увидеть, но и услышать, понюхать, попробовать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Создает широкую игровую площадку, предоставляя безграничные возможности для развития детского воображения.
Эйдетика - теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека. Разрабатывалась в течение 20 - 40-х гг. ХХ в.в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншенем и его единомышленниками. Большое внимание к работам Марбугскои школы проявили и советские психологи Л. Выготский, В. Артемов, П. Блонский и другие. Л. Выготский в своей работе «Основные течения современной психологии» так определяет сущность этого явления: «это способность видеть в прямом смысле этого слова, на пустом листе бумаги, недостающую картинку или предмет». Л. Выготский считает, что эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста.
Особенностью дошкольного возраста является то, что дети постоянно накапливают первоначальные понятия, знания, умения, навыки. Маленькие дети запоминают материал быстро и легко, они также легко оставляют в памяти движения, события, высказывания и прочее. Очень важно научить ребёнка — дошкольника (а именно в этот период, как мы знаем, зарождаются все особенности и влечения и формируются способности) свободно брать, а не заучивать информацию в окружающем, стремительно меняющемся мире и использовать свой внутренний потенциал для развития психических процессов и творческого воображения — основы развития таланта, гениальности, способностей.
Метод эйдетики построен на простых принципах:
• Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
• Радостная, веселая атмосфера.
• Мобильность и доступность игрового материала.
• Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка. Главными инструментами эйдетики — является ассоциации и акровербальная техника. Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту.» Суть акровербального метода заключается в том, чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в подсознании необходимыми образами и ассоциациями.
Используемые приёмы:
• рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
• фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
• связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
• зацепка (например, замена цифр предметами);
• метод Цицерона. Дети воспринимают мир преимущественно образами, т.к. правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, пространственную ориентацию, у детей от рождения развито сильнее. Левое полушарие мозга, отвечающее за обработку речевой информации и логику, созревает у большинства к 12–16 годам.
Период наиболее интенсивной работы воображения человека — возраст до пяти лет. Поэтому именно это время наиболее благоприятно для развития его личности. Только нужно делать это правильно, используя методики обучения, соответствующие природным физиологическим процессам. В большинстве же детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, т.е. они соответствуют законам природы.
Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Кроме того, эйдетика — это ещё и развитие зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической памяти; и формирование сильной мотивации, и создание творческой среды, и стимуляция аналитического мышления, и использование нестандартного мышления для решения проблем, и преодоление внутренних психологических барьеров (ребёнок учится убирать страхи перед новым, неизведанным). В такой системе обучения возможно всё! Любая информация может быть преобразована множеством различных способов (в доступной — индивидуальной — форме) и зафиксирована в сознании надолго: так, что в нужный момент она обязательно «всплывёт» и будет использована. Взрослым необходимо лишь дать некоторые механизмы, которые запустят эту систему. Еще одно важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Рассмотрим некоторые методы запоминания информации и тренировки памяти
Метод Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Этот способ хорош, для детей «зрительного типа». Можно использовать с детьми старшей и подготовительной группы, когда ребенок сам рисует символы, для лучшего запоминания информации.
Метод Цицерона – это способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местонахождения. Например, упражнение-фантазия «Мнимое путешествие» учить детей необычно и ярко размещать образы слов, путешествуя по комнате. Дети должны запомнить перечень названных слов. « Поросенок, книга, шляпа, мяч». Располагаем слова по комнате. Поросенок лежит на пороге вашего дома. Книга огромная висит на вешалке. Шляпа висит на ручке двери и не снимается, как будто приклеилась. Мяч вкручен вместо лампочки.
Метод произвольных ассоциаций – это составление произвольной цепочки ассоциаций при запоминании слов или картинок. Например, надо запомнить ряд слов: дом, слон, стул, соль, весна. К первому слову произвольно соединяем остальные слова: в дом пришел слон, в доме стоит стул, в доме есть соль, в доме на картине нарисована весна.
Метод последовательных ассоциаций (метод цепочки) – это составление последовательной цепочки ассоциаций при запоминании слов или картинок. Например, надо запомнить ряд слов: книга, цыплёнок, занавеска, картон. Составляем последовательный рассказ: открываем книгу, а там нарисован желтый цыпленок, он спрятался за занавеской, отодвигаю ее, а там картон. Метод цифро-образные коды – это запоминание цифр через превращение каждой цифры в образ. Например, 3 – похожа на «усы», «птицу», 8 – похожа на «очки», «бинокль», «снеговика».
Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
самообразование...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему "Эйдетика как метод развитие памяти дошкольного возраста"
Все мы сегодня живем в информационном обществе. Ежедневно каждый из нас погружается в неимоверно большой поток информации, источниками которого являются телевизоры, газеты, интернет, книги, рекламные ...
Презентация "Эйдетика как метод развития памяти у дошкольников
Эйдетика - уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детьми. Это прекрасная возможность...