Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobra_obratka1.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех умственных процессов, что в свою очередь обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и уже начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность.
В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.
Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Преимущество в деятельности детей наглядно-образной памяти не говорит об отсутствии у них словесно-логической памяти. Наоборот, словесно-логическая память развивается быстро, при развитом наглядно-развитом памяти, но для успешного функционирования ей нужно постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
Детям трудно запоминать отвлеченные понятия и рассуждения, так как в силу ограниченности жизненного опыта у детей, еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.
Процесс развития памяти заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала и этому очень способствует применение различных методов, разнообразие и направленность игр, занятий и т.д.
Дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того развития памяти ребенка даст мощный толчок к подготовке школьному обучению, поэтому развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в этот период очень актуально.
ЦЕЛЬ:
- развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания детей;
- развитие речи, стимулирование инициативности и воспитание уверенности в себе у детей.
- улучшение памяти и навыков запоминания большого количества информации;
- развитие у детей познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь).
ЗАДАЧИ:
- Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения.
- Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
- Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.
- Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
Мой процесс подготовки по теме самообразования включала в себя:
1. Изучение условий создания благоприятной атмосферы для детей в процессе проведения игр или занятий направленных на развития памяти.
2. Ознакомление с теоретическими основами применение методов и приемов Эйдетики.
3. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов Эйдетики направленных:
- на развитие и укрепление памяти у детей;
- на создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
-на обучение запоминания различных формах и ситуациях.
-на апробирование методов проведения целенаправленной работы на развитие памяти у детей в семьях или домашних условиях.
-на ознакомление и внедрение изученного материала в практических занятиях.
При решении поставленных задач постаралась придержаться следующим приемам работы:
-создание условий соответствующих для развития памяти и воображения детей;
-организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих развитие интереса к применяемой игре;
-создание условий для формирования навыков самостоятельной деятельности детей;
-систематическое усложнение материала с учетом плана самообразования и возраста детей;
-включение игр направленных на развитие памяти в повседневную жизнь детей.
Работа с детьми:
В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы старшего дошкольного возраста проведена работа:
- по развитию памяти у старших дошкольников разными методами эйдетики, направленные на развитие зрительной и тактильной памяти, улучшение памяти и навыкам запоминания большого количества информации;
- образно-ассоциативного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
- развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе.
Результатом работы по самообразованию являются:
- у детей достигнуто ощутимое повышение уровня произвольной памяти;
- сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;
- некоторые дети уже проявляют самостоятельность при использовании игр;
- значительно обогатился словарный запас;
- повысился уровень запоминания;
- сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;
В рамках реализации плана самообразования были проведены следующие занятие в игровой форме:
Сентябрь – октябрь. Изучение и сбор материалов. Создание картотек игр
Ноябрь – январь. Игры, направленные на развитие зрительной памяти:
Игра «Запомни и нарисуй»
Рисование узора по памяти.
Игра «Детектив» Игра «Что пропало?», «Копируем художника», «Кукловоды».
«Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Февраль – апрель. Игры на слуховые восприятия:
«Цепочки слов», «Сказка», «Что возьмём с собой?», «Я положил в мешок»:
«Игра в слова», «Угадай мелодию»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, речи и наблюдательности.
Декабрь - Май Дополнительные игры, развивающие восприятие запахов
«Угадай аромат» «Танцуй как я»
Цель: развитие двигательной памяти.
Работа с родителями:
- Разработан буклет для родителей «Тренируем память дома» направленный на формирование наглядно-образного мышления ребенка
- Памятки родителям по применению методов Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов в ДОУ.
Разработала консультацию для воспитателей на тему:
«Память и внимания дошкольника»
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
Результатом процесса самообразования считаю пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление детального анализа работы с детьми. Пополнена педагогическая копилка методическими материалами для детей и родителей.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Основное направления темы самообразования на следующий период:
- формирование практических умений развивать зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
самообразование...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...
Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "
Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...
Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
В проекте представлено эффективное применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....
"Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию...