Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobra_obratka1.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех умственных процессов, что в свою очередь обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и уже начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность.

        В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.

         Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Преимущество в деятельности детей наглядно-образной памяти не говорит об отсутствии у них словесно-логической памяти. Наоборот, словесно-логическая память развивается быстро, при развитом наглядно-развитом памяти, но для успешного функционирования ей нужно постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.

        Детям трудно запоминать отвлеченные понятия и рассуждения, так как в силу ограниченности жизненного опыта у детей, еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.

         Процесс развития памяти заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала и этому очень способствует применение различных методов, разнообразие и направленность игр, занятий и т.д.        

           Дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того развития памяти ребенка даст мощный толчок к  подготовке школьному обучению, поэтому развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в этот период очень актуально.

  ЦЕЛЬ:

  • развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания детей;
  • развитие речи, стимулирование инициативности и воспитание уверенности в себе у детей.
  • улучшение памяти и навыков запоминания большого количества информации; 
  • развитие у детей познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь).

ЗАДАЧИ:

-  Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения.

-    Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

-  Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.

-    Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.

Мой процесс подготовки  по теме самообразования включала в себя:

 1. Изучение условий создания благоприятной атмосферы для детей в процессе проведения игр или занятий направленных на развития памяти.

 2. Ознакомление с теоретическими основами применение методов и приемов Эйдетики.

3. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов Эйдетики направленных:  

- на развитие и укрепление памяти у детей;

- на создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

-на обучение запоминания различных формах и ситуациях.

-на апробирование методов проведения целенаправленной работы на развитие памяти у детей в семьях или домашних условиях. 

-на ознакомление и внедрение изученного материала в практических занятиях.

При решении поставленных задач постаралась придержаться следующим приемам работы:

-создание условий соответствующих для развития памяти и воображения детей;

-организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих развитие интереса к применяемой игре;

-создание условий для формирования навыков самостоятельной деятельности детей;

-систематическое усложнение материала с учетом плана самообразования  и возраста детей;

-включение  игр направленных на развитие памяти в повседневную жизнь детей.

Работа   с детьми:         

          В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы старшего дошкольного возраста проведена работа:

- по развитию памяти у старших дошкольников разными методами эйдетики, направленные на развитие зрительной и тактильной памяти, улучшение памяти и навыкам запоминания большого количества информации;

- образно-ассоциативного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;

- развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе. 

Результатом работы по самообразованию являются:

- у детей достигнуто ощутимое повышение уровня произвольной памяти;

 - сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;

- некоторые дети уже проявляют самостоятельность при использовании игр;

- значительно обогатился словарный запас;

- повысился уровень запоминания;

- сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

В рамках реализации плана самообразования были проведены следующие занятие в игровой форме:

Сентябрь – октябрь. Изучение и сбор материалов. Создание картотек игр

Ноябрь – январь. Игры, направленные на развитие зрительной памяти:

Игра «Запомни и нарисуй»

Рисование узора по памяти.

Игра «Детектив» Игра «Что пропало?», «Копируем художника», «Кукловоды».

«Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Февраль – апрель. Игры на слуховые восприятия:

«Цепочки слов», «Сказка», «Что возьмём с собой?», «Я положил в мешок»:

«Игра в слова», «Угадай мелодию»

Цель: развитие слуховой   памяти, внимания, речи и наблюдательности.

Декабрь - Май Дополнительные игры, развивающие восприятие запахов

«Угадай аромат» «Танцуй как я»

Цель: развитие двигательной памяти.

Работа с родителями:

- Разработан буклет для родителей «Тренируем память дома» направленный на  формирование наглядно-образного мышления ребенка

- Памятки родителям по применению методов Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов в ДОУ.

Разработала консультацию для воспитателей на тему: 

«Память и внимания дошкольника»

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

 Результатом процесса самообразования считаю пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление детального анализа работы с детьми. Пополнена педагогическая копилка методическими материалами для детей и родителей.

 Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Основное направления темы самообразования на следующий период:

- формирование практических умений развивать зрительной и слуховой памяти  у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

Самообразование " Нетрадиционные методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста "

Цель: оценка эффективности использования методов и приемов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....