План по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)
Самообразование "Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_melkaya_motorika.docx | 79.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ужурский детский сад №1 «Росинка»
План по самообразованию воспитателя
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»
Воспитатель: Сазонова В.А.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Введение:
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка.
Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате того, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцев.
Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом.
При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.
Таким образом можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален.
Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая:
«У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».
Актуальность:
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие ,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому,что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Сроки и этапы реализации: Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
- Изучение учебно- методической литературы.
- Разработка плана работы по развитию мелкой моторики рук.
- Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды.
- Разработка дидактических игр и пособий.
2. Основной этап.
- Реализация идеи, цели, задач, плана.
3.Заключительный этап
- Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игра и упражнения:
• Самомассаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами, кинезиологические упражнения.
Подготовительный этап. | Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме | Методы и приемы работы: | Взаимодействие с родителями |
ЭКСМО-Пресс, 2001г.
"Пальчиковые шаги" С-Пб, «Корона», 2007г.
|
|
|
План работы
Сентябрь | 1.Изучить литературу и опыты работ по данной теме. 2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень». 3.Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. | Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. |
Октябрь | 1.Д/и.: «Прищепки» 2.Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" 3.Д/и. «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Цель: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развитие пространственного ориентирование, способствование усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" ,развитие усидчивости терпения. |
Ноябрь
| 1.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 2.Создание разнообразного «Пальчикового театра» 3.Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» 4.Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. | Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста; Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развитие мелкой моторики рук с использование пальчикового театра. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики. |
Декабрь | 1.Д/и «Веселые упражнения с карандашами» 2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима». 3.Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» | Цель: Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | 1.Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» 2.Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» 3.Настольная игра «Мозаика». 4.Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег». | Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Цель:Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам. |
Февраль | 1."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 2.Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», 3.Заучивание стихов о зиме. | Цель: Развитие моторики, зрительного восприятия, внимание, памяти, усидчивости, интуиции, знакомство со свойствами разных предметов и поверхностей. Цель: Развитие действия, координации действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Цель: Развитие моторики рук, при выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста. |
Март | 1.Консультация для родителей «Мнемотехника-это…» 2.Пальчиковые шаги.( Упражнения на развитие мелкой моторики.) 3.Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» 4.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». | Цель: Повысить компетентность родителей по мнемотехнике. Цель: Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Апрель | 1.Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; 2.Работа с конструктором Лего. 3.Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников. Цель: Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Цель: Развивать мелкую моторику ребенка, воображение. |
Май | 1.Рисование по трафаретам. (собрать картотеку трафаретов). 2.Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. 3. Анализ работы по теме самообразования. Проведение контрольного диагностического исследования. | Цель: Развивать фантазию и воображение. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. |
Выводы по результатам диагностики на конец 2022 учебного года: Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и успешно подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Правильно подобранная психолого-педагогическая литература, а также совместная деятельность триады ВОСПИТАТЕЛЬ-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ, позволило достичь положительной динамики по развитию мелкой моторики рук детей 4-5 лет.
Литература:
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развитиядетей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
- Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Ярославль: Академия развития, 2009.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Картотека используемых упражнений и дидактических игр.
1.«Кто скорее свернет ленту? » Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета. Ход игры: Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала. 2. «Путешествие пальцев» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Ход игры: Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». Правила:
3. «Сделай бусы» Цель: Учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость. Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт. Ход игры: Детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определѐнного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки. 4. «Составь узор или картинку из резинок (Математический планшет)» Цель: Учить детей составлять узор, картинку из резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме. Оборудование: Математический планшет, схемы с изображением картинок или фигур Ход игры: Предложить детям составить узор, картинку из резинок. Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук. 5. «Составь узор из счетных палочек» Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из счетных палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом. Оборудование: разноцветные счетные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора. Ход игры: Игра заключается в том, чтобы выложить из счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо , сопоставить выполненную работу с образцом. Для выполнения работы необходимы образцы узоров. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим. 6.«Успевай-ка! » Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук. Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь. Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается. 7. «Кто запомнит? » Цель: Развивать память, мелкую моторику. Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах. Ход игры: Взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. 8. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков» Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: Прищепки Ход игры: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ». 9.«Рукопожатие» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев. Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо) Ход игры: Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук. 10. «Скользим на лыжах» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок. Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: В новеньких сапожках -Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ». 11. «Угадай букву» Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. Оборудование: пластилин, клеенки Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает. 12. «Иголочки» Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: круглая щетка для волос. Ход игры: Ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". 13. «Возьми горошины» Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: горох, блюдце. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 14. «Сколько пальцев» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы. Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей-одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки. 15. «Пальчиковые животные» Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память. Описание игры. Каждый ребёнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли её запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак. Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителя, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом образуя букву «х». Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука. Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает). Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки). Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого. Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это гребешок. Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен ( он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол ( это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними. 16. «Снег из салфетки» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму. Описание игры. Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать её на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку - тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой. | 17.Игра «Коробочка тактильных ощущений Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения. Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы. 18. «Весёлые клубочки» Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук. Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок. 19.Дидактическая игра «Собери бусы» Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску). Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку. 20. «Разноцветная мозаика» Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики. 21.«Волшебные палочки» Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений. Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению. Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению. 22.«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий. Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость. Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка) Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку. Речевое сопровождение: «Для моей сестрички Я плету косички Из шнурков и из тесьмы, С нею очень мы дружны.» 23.«Черепашка» Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей. Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках. 24.«Рисование по манке (муке)» Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции. Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять. 25. «Груши и яблоки с пуговицей» Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук. Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования». Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки. 26.Дидактическая игра: «Накорми колобка» Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие). Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. 27.Дидактическая игра: «Крупинки-придумки» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп). Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие). Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки. 28.«Дорисуй картинку с помощью пробок» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц. 29.«Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с крупой Возьмите глубокую посуду и насыпьте в нее крупу. Можно использовать пшеницу, рис, горох, гречку, фасоль. Положите в нее маленькие предметы: бусинки, пуговицы или другое и засыпьте сверху. Попросите ребенка найти и достать «секретики». Кстати игру можно усложнить, например, доставать предметы ложкой или пластиковым пинцетом. Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с манкой Также на крупе можно рисовать. Насыпьте крупу ровным слоем на тарелку или поднос. И покажите вашему ребенку, как нужно это делать. Можно проводить линии пальцем, или насыпать крупу щепоткой. Для рисования лучше подойдет манка или кукурузная крупа. Игра с геометрическими резинками Замечательным упражнением для развития мелкой моторики рук у дошкольников являются геометрические резиночки. Можно купить готовый планшет с гвоздями, или попросить отца смастерить такую дощечку, прибив цветные кнопки на дощечки. Выкладывайте с ребенком, различные геометрические фигурки и тренируйте пальчики. Игра с пуговицами Развивать мелкую моторику можно с помощью маленьких пуговиц. Для этого нужно распечатать контур какого-то предмета на листе бумаги. Предложите вашему ребенку выложить пуговицы по контуру этого рисунка. Главное чтобы рисунок был не сложным и был достаточно большого размера. 30.Игра «Нанизывание» Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки. Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала. 31.Игра «Раскрась правильно» Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу. Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов. Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо). 32.Игра «Бумажные поделки» Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях. Игровой материал и наглядные пособия: бумага. Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь). 33.Игра «Театр теней» Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь. Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки. 34.Игра «Чем не золушка?» Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка). Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам. 35.Игра «Буква растёт» Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш. Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...
План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»
laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...
План по самообразованию воспитателя на тему "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством дидактических игр"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....
План по самообразованию педагога на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессепальчиковых игр. Задачи:• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковыхигр.• Разработать игры...
Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....