План по самообразованию педагога на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе
пальчиковых игр.
Задачи:
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых
игр.
• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,
ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Заведующий МДОУ № 133
План по самообразованию педагога Приходько Оксаны Александровны
группа раннего возраста 1,5-3 лет
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста»
на 2023-2024 учебный год
г.Покачи 2023-2024 г
План по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста»
Воспитатель – Приходько Оксана Александровна
Пояснительная записка
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами,
передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие
скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной
системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе
пальчиковых игр.
Задачи:
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых
игр.
• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,
ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того,
как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический
При выявлении уровня развития мелкой моторики
руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности:
образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое
содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и
самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать образовательную и
игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи,
творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой
моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании
пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Форма отчётности:
1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики
дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная
дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во
второй половине дня);
• Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми;
• Работа с родителями - консультации и беседы.
План реализации темы:
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | Проведение диагностического обследования | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» |
Октябрь | 1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики здороваются». 2. Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Настольная игра «Мозаика». 6. Игра «Я катаю мой орех». 7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый» | Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для группы раннего возраста | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Сорока-сорока». 2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия «Гладкий-шершавый» | Папка-передвижка: Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. | |
Декабрь | 1. Заучивание пальчиковой игры «Как у нашего кота…». «Этот пальчик бабушка…». 2. Учить детей одевать и раздевать кукол. 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная-дидактическая игра «Собери картинку» (крупные пазлы). | 6. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» | |
Январь | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Ладошки», «Обезьянки» 2. Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик», «Иголки» 3. Дидактические игры: «Цветочная поляна», «Разрезные картинки-фрукты» 4. Игры с прищепками | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Февраль | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Мальчик-пальчик», «Водичка, водичка» 2. Заучивание игр с массажными мячиками: «Горка», «Месим тесто» Дидактические игры: «Пазлы», «Где, чей домик?» | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | |
Март | Заучивание пальчиковых игр: «1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» «Сидит белка на тележке» | Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» | |
Апрель | 1.Заучивание пальчиковых игр: «Капуста» «Вышли пальчики гулять» Дидактические игры: «Бусы для мамы», «Пазлы». | Открытое занятие | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» |
Май | 1.Диагностика уровня развития мелкой моторики 2.Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. | Отчет по теме самообразования. | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на успехи детей в развитии мелкой моторики рук; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2020-2022 учебный год на тему: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Самообразование - это обучение чему-то новому своими силами....
План по самообразованию воспитателя на тему "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством дидактических игр"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.
Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...
План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.
Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...