"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
статья

Козлова Людмила Александровна

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В последние годы в мире наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. Отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Невнимательность.

  1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в выполняемой работе.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  4. Ребенок испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  5. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  6. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши).
  7. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  8. Ребенок часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Повышенная двигательная активность.

  1. У ребенка наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Ребенок часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор».
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность.

  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Воспитателям и родителям следует помнить, что с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно, чтобы не было не только криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Если взрослый хочет добиться того, чтобы такой ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.

В общении с гиперактивными детьми нужно избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, является импульсивным, и тут же отреагирует на такой запрет непослушанием. В этом случае, во-первых, с ребенком надо говорить спокойно и сдержано, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом.

Соблюдение четкого режима – тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивном ребенком. По возможности надо оградить его от длительных занятий на компьютере и от просмотра телепередач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером. Перед началом работы желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью необходимо чаще поощрять, например, выдавать ему жетоны, каждые 20 минут, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Нужно подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

У гиперактивных детей необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра.

Используемые в коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях: игры на развитие внимания, игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, игры, развивающие навыки волевой регуляции.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее  взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Игра «Морские волны»

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу взрослого «Штиль» все дети замирают. По сигналу «Волны» дети по очереди встают. Сначала встает первый ребенок, через 2 секунды поднимается второй  и т.д. По сигналу воспитателя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

        Игра «Прикосновение»

Цель: учить детей расслабляться, снимать напряжение, повышать тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать возможность правильно развиваться. Учитывая особенности этих детей, вполне реально помочь ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...

Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В программе представлены упражнения для  коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

В статье представлены терапевтические методы  в целях формирования речи старших дошкольников  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся хар...