Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В программе представлены упражнения для коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Цель программы: создание условий для полноценного развития гиперактивного ребенка с СДВГ, развитию произвольной регуляции психофизического состояния и двигательной активности, а также произвольности в целом у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Задачи программы: выявление сильных сторон личности ребенка, успешных стратегий деятельности для опоры на них в преодолении имеющихся трудностей; гармонизация психофизического состояния, координация двигательной активности; развитие навыков самоорганизации, самоконтроля и произвольности; обучение позитивному самоотношению, развитие навыков самоподдержки; развитие чувства ответственности за собственные поступки, формировать дифференцированную оценку собственных действий; развивать уверенность в собственных силах за счет усвоения ребенком новых навыков, достижений успехов в повседневной жизни; развивать позитивную мотивацию к познанию, общению, обучению; формирование адекватной самооценки.
Организационно-педагогические условия .
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения - 20 минут. Занятия проходят индивидуально. Каждое занятие необходимо начинать с растяжек и дыхательных упражнений для нормализации мышечного тонуса и настроя на занятие; заканчивать занятие нужно упражнением, направленным на релаксацию. Работа по развитию позитивной мотивации и повышению самооценки происходит на каждом занятии, психолог задает модель оценки себя, поддерживает ребенка. По итогам занятий родителям даются рекомендации, которые связаны с положительной оценкой даже минимальных успехов ребенка, с изменением поведения самого взрослого и его отношения к своему ребенку. Оборудование: зал для занятий, ковер, магнитофон, записи с релаксационной музыкой и звуками живой природы, массажные мячики.
Планируемые результаты освоения программы.
Развитие и коррекция внимания.
Снижение проявлений гиперактивности в поведении.
Снятие эмоционального напряжения, преобладание положительного эмоционального фона.
Контроль своего состояния.
Методическое обеспечение программы
Методической базой программы являются материалы, изданные под редакцией Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, А.Л. Сиротюк, И.Л. Арцишевской, А. Ухановой, И.А. Пазухина, И.П. Брязгунова, Е.В. Касатиковой. и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня эмоционально-волевого развития, развития внимания и высших психических функций, которые оказывают существенное влияние на успешность всего последующего обучения. Программа ориентирована на детей разного возраста, с нарушениями в развитии и без них. Практический материал разработан на основе научно-экспериментальной работы, проводимой с детьми с разными проблемами в развитии в образовательных учреждениях.
Каждое занятие необходимо начинать с растяжек и дыхательных упражнений для нормализации мышечного тонуса и настроя на занятие; заканчивать занятие нужно упражнением, направленным на релаксацию. Также включены в занятия кинезиологические упражнения, упражнения на развитие моторики, регулирования произвольной деятельности, коммуникативных навыков и другие. Материал подбирается в соответствии с темой занятия. Обязательное использование наглядных пособий в виде плакатов, карточек, рисунков, игрушек.
Главным принципом построения образовательной деятельности является опора на наглядный материал, слово, движение, дыхание и музыка. Структура образовательной деятельности: последовательность; доступность; создание игровых ситуаций.
Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности: развитие внимания, речи, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, физическое развитие, развитие коммуникативных навыков.
Педагогическое воздействие на детей проходит в рамках формирующего обучения, которое ускоряет формирование функций с помощью специальных методов: игр, упражнений, в том числе дыхательных, двигательных ритмов, выполнение движений по речевой инструкции, а также использование наглядных методов (наглядно-зрительные, тактильно- мышечные, наглядно-слуховые); словесных методов (краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ); практических методов.
Р. Кэмпбелл (1997) считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании.
Ошибки «западни» (Р. Кэмпбелла) Западня | Содержание | Пути преодоления |
№1 | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом | Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам» |
№2 | Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка | Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю) |
№3 | Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом | Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева» |
Дыхательные упражнения
1. Лечь на спину, положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот. Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее (3-5 ритмических дыханий).
2. Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Положить ладони на грудную клетку и сделать выдох (3-6 раз).
3. После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами. Щеки не надувать (10 раз).
4. Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот. Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро втягивалась внутрь и вверх, как это происходит во время кашля (7-10 раз).
5. Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.
6. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами по ноздрям - выдох. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох, выдох. Упражнение выполнять поочередно.
7. Широко открыть рот и подышать носом. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Выдох - через другую ноздрю (затем поменять).
8. Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.
9. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.
10. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.
11. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать три пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую на пояс, левую - над головой), повторить наклоны в правую сторону.
12. Вдох - закрыть глаза, выдох - открыть. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите (можно произносить название объектов вслух).
Разминка для глаз
1. Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.
2. Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх -налево - вниз. Повторить 10 раз.
3. Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно приближая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.
4. Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
"Колечко"
Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
"Кулак - ребро - кулак"
Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.
"Лягушка"
Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.
"Замок"
Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать пальцем, который укажет учитель. Палец должен двигаться точно и четко.
"Змейки"
Представить, что пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться, вращаясь вправо и влево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом друг на друга.
Варианты усложнения упражнений:
выполнять со слегка прикушенным языком;
с закрытыми глазами;
со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.
Короткие упражнения:
1. Размять поочередно пальцы левой руки, затем правой.
2. Стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);
3. "Поиграем на пианино" (пальцы двигаются как при игре на инструменте).
Упражнения на релаксацию
"Загораем"
Цель: расслабление мышц ног. Исходное положение (далее - и. п.): лежа.
Педагог: Давайте ляжем, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза. Выдох - пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... держим... напрягаем...
Загораем! Отпускаем.
"Кораблик"
Цель: расслабление мышц ног. И. п.: стоя.
Педагог: Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.
"Штанга"
Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. И. п.: стоя.
Педагог: Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклон вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).
Крепко держим... и бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно!
"Любопытная Варвара"
Цель: расслабление мышц шеи. И.п.: стоя, сидя.
Педагог (дети повторяют движения, о которых говорит педагог):
Любопытная Варвара
Смотрит влево...
Смотрит вправо.
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно! Вдруг посмотрит она вниз - Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - Расслабление приятно!
"Шарик"
Цель: расслабление мышц живота. И. п.: стоя.
Педагог: Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (выполнить вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
"Раскачивающееся дерево"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.
Учитель предлагает детям представить себя деревом. Корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер. Дерево качается вправо, влево, вперед - назад (по 3-5 раз). При выполнении упражнения следует соблюдать ритмичность дыхания.
"Парусник"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.
Педагог: А теперь представим, что каждый из нас - лодка с парусом. Подул ветерок и парус расправился. Ветер утих - парус сник.
"Сотвори солнце в себе"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя, сидя.
Педагог: Солнце всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки развести в стороны перед собой).
"Солнышко"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.
Педагог: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
"Гора"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.
Педагог: Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" - и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" - и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.
"Деревце"
Цель: общая релаксация, выработка осанки. И. п.: стоя.
Педагог: Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойно вдох и выдох, плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Тянемся всем телом. Вытягиваясь вверх, представляем крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.
"Голубое небо"
Цель: общая релаксация.
Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.
"Превращения"
Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.
"Жираф": движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево. "Осьминог": круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди).
"Птица": руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. "Обезьяна": наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. "Лошадь": поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях.
"Аист": подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
"Кошка": потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую.
Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности
"Послушай тишину"
Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.
"Костер"
Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды педагога:
"жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
"руки замерзли" - протянуть руки к костру;
"ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
"искры полетели" - похлопать в ладоши;
"костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.
"Запрещенное движение"
Вариант 1. Встать лицом к ведущему. Под музыку повторять движения, которые он показывает. Затем выбрать одно движение, которое запрещается выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто повторит, выходит из игры.
Вариант 2. Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.
"Кричалки, шепталки, молчалки"
Педагог готовит специальные сигнальные карточки в виде кружков, окрашенных в красный, синий и желтый цвета. После того, как педагог поднял красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать.
"Зашифрованное предложение"
Сесть в круг, повторять за учителем короткие предложения для запоминания, например: "Дети играют во дворе". Зашифровать предложения, добавляя через каждый слог вставку "хве".
Упражнения на развитие коммуникативной сферы
"Менялки"
Сесть в круг, выбрать водящего (при помощи любой считалки), который встает и выносит свой стул за круг. Стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: "Меняются местами те ребята, у кого светлые волосы" и т. д. Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. Водящий старается занять свободное место. 26
"Неожиданные картинки"
Сесть в круг, приготовить восковые мелки и подписанные листы белого картона. По команде педагога рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг.
"На одну букву"
Сесть в круг. Один из участников произносит про себя алфавит, остальные дети говорят "стоп", на какой букве он остановился, на такую букву остальные придумывают слова. Выигрывает тот, кто последний назовет слово на заданную букву.
"Путаница"
Встать в круг, взяться за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, дети "запутываются" в кругу. Задача водящего: распутать "путаницу"
"Тачка"
Разбиться на пары. Один из партнеров принимает "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
"Компас"
Выстроиться друг за другом ("паровозики"), закрыть глаза. Водящий - "компас" - идет первым с открытыми глазами, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности.
"Принц на цыпочках"
Сесть в круг. Один ребенок играет роль принца. Принц - на цыпочках неслышными шагами подходит к одному из участников группы, дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, должен бесшумно следовать за ним. Королевская свита должна держаться с достоинством, спокойно и элегантно. Когда в свиту войдут все участники, принц оборачивается, раскрывает руки и говорит: "Благодарю вас, господа!" После чего все возвращаются на свои места.
Двигательные упражнения
"Буратино"
Цель: развитие навыков двигательного контроля. И. п.: стоя.
Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.
"Пчелка"
Цель: развитие навыков двигательного контроля. И. п.: стоя.
Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.
"Передай мяч"
Цель: снятие двигательного напряжения. И. п.: стоя.
Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.
"Все наоборот"
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения. И. п.: стоя.
Дети выбирают водящего (произносят считалочку). Водящий демонстрирует разные движения, остальные должны выполнять их наоборот.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
"Рубка дров"
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.
"Танцы-противоположности"
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности. 28
Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями.
"Крик в пустыне"
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Сесть в круг. По сигналу педагога начать громко кричать. При этом наклоняться вперед, доставая руками пол.
"Давай поздороваемся!"
Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание самодисциплины.
По сигналу педагога хаотично двигаться по комнате и молча здороваться со всеми. Один хлопок - здороваться за руку; два хлопка - дотрагиваться плечами; три хлопка - прижиматься спинами.
Упражнения на развитие навыков концентрации внимания
"Три движения"
Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.
"Фотограф"
Вариант 1. Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.
Вариант 2. Педагог просит несколько человек выйти из класса, а остальных детей - описать, во что был одет тот или иной ребёнок.
"Считалочки-бормоталочки"
Сесть на пол. Несколько раз подряд произнести фразу "идет бычок качается". Затем произнести только слова "идет бычок", а слово "качается" сказать про себя, хлопнув вместо этого один раз в ладоши. В третий раз произнести вслух только слово "идет", остальное про себя, заменяя слова двумя хлопками.
"Что исчезло?"
Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время педагог убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.
"Кто летает?"
Сесть на полу полукругом. Педагог называет предметы. Если он назвал летающий предмет, дети должны поднять руку; если назвал нелетающий - опустить. Дети должны быть бдительными во время уловок взрослого и всегда различать содержание вопроса.
"Руки-ноги"
Прыгать на месте, выполняя движения: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Повторять 5-6 раз.
"Хамелеон"
Педагог рассказывает, что хамелеон - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, где она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не обнаружили враги. Педагог спрашивает детей, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, желтой соломе, черном камне, шахматной доске, спине жирафа? Дети должны отвечать быстро. Побеждает тот, кто быстрее ответит (допустит меньше ошибок). Для игры нужна старая книга или журнал, где есть большие тексты. Педагог просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить обучающихся. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть.
"Волшебное слово"
Дети выбирают водящего (произносят считалочку), который просит остальных детей выполнить разные движения. Выполняют они их только в том случае, если водящий произносит слово "пожалуйста".
"Ожившие игрушки"
Педагог просит обучающихся представить, что они находятся в магазине игрушек. Игрушки оживают и начинают двигаться так, чтобы не разбудить сторожа. Задача - изобразить какую-нибудь игрушку. Игра проходит в абсолютной тишине. Педагог также должен угадать, кого изображают дети.
"Ушки на макушке"
Дети сидят на своих местах. Педагог договаривается с детьми, что сейчас он будет произносить разные слова, когда они услышат определенный звук (например, "с"), то должны встать с места. Если такого звука нет - оставаться на месте.
Кинезиологические упражнения
"Замок". Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
"Лягушка". Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений)
"Лезгинка". Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...
Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
В статье представлены терапевтические методы в целях формирования речи старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся хар...
"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....