ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся характерных примеры нарушений в процессе адаптации и социализации и сформулированы основные принципы коррекционно-педагогической деятельности.
The article deals the problems that arise during the formation of social adaptive behavior in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder. Typical examples of violations in the process of adaptation and socialization are given and the basic principles of correctional and pedagogical activity are formulated.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medzhidovoy_v.a.-statya20.07.21.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Виктория Андреевна Меджидова
г. Лермонтов, Ставропольский край, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Аннотация.
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся характерных примеры нарушений в процессе адаптации и социализации и сформулированы основные принципы коррекционно-педагогической деятельности.
Ключевые слова
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), социально-адаптационное поведение, безбарьерные ценности, развитие личности, гиперактивность: высшие психические функции.
Victoriya Andreevna Medzhidova
Lermontov,Stavropol region
Russian Federation
THE FORMATION OF SOCIAL-ADAPTIVE BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIENCY AND HYPERACTIVITY SYNDROME (ADHD)
Annotation
The article deals the problems that arise during the formation of social adaptive behavior in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder. Typical examples of violations in the process of adaptation and socialization are given and the basic principles of correctional and pedagogical activity are formulated.
Keywords
Attention deficit hyperactivity disorder (ADHA),social adaptive behavior, barrier-free values, personal development, hyperactivity: higher mental functions.
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности подразумевает под собой неврологическо-поведенческое расстройство развития, обусловленное трудностями концентрации внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью, расторможенностью, трудностью в восприятии, и обработки информации. Наличие нарушений обучения и социальных функций выступает в качестве необходимого критерия для установления врачами диагноза СДВГ.
Импульсивность, недостаток контроля поведения – является значительным и характерным нарушением, эти дети считаются быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь рекомендаций, указаний и инструкций, неадекватно оценивающие требования заданий, в результате невнимательны, небрежны, рассеянны, легкомысленны и беспечны. Они не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные и разрушительные последствия, которые могут быть следствием их поступков, они несдержанные в словах, излишне настойчивы в отстаивании своих интересов. Часто они подвергают себя неоправданному и бессмысленному риску за счет трудного накопления жизненного опыта. Не могут выработать стратегии поведения, плохо понимают инструкции и усваивают алгоритмы действий, у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к иным влияниям.
Высшие психические функции (ВПФ), которые страдают в данном случае и недостаточно сформированы, это функции управляющие, которые обеспечиваются лобными долями, прежде всего, передними их отделами, префронтальными структурами мозга. Эти структуры отвечают за управляющие функции и поведенческое торможение, следовательно, у детей с СДВГ дисфункция: контроля внимания, торможения, сдерживания; контроля импульсов, планирования и организации; внутренней речи, рабочей и оперативной памяти; предвидения, прогнозирования, предусмотрительности, которая должная основываться на прошлом опыте. В результате влияния этих нейробиологических факторов страдают функции целой мозговой системы контроля внимания и организации поведения.
Работа специалистов с такими детьми должна быть основана на «онтогенетической социализации», которую нужно определить, как процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого ребёнок оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Таким образом, ребёнок устанавливает механизмы и нормы социального поведения, установки, которые имеют адаптивное значение, что способствует формированию предпосылок учебного поведения.
Учитывая тот факт, что человек – существо социальное, важную роль в его жизни играет отношение общества, ближайшего круга к нему, их ценностное восприятие (аффилиативные ценности) его самого. Аффилиативные ценности проявляются в уважении, признании, любви, доброте со стороны окружающих, что для любого человека чрезвычайно важно. Барьеры – это источник смыслообразующей деятельности, ценностей и устремлений. Участники процесса социализации и адаптации детей с СДВГ должны заполнить жизнь детей смыслообразующей деятельностью, имеющее ценностное значение для них и ближайшего окружения. Учитывая тот факт, что безбарьерные ценности малоэффективны, необходимо ориентироваться на барьеры, как источник деятельности, определяющий динамику их форсирования.
Опираясь на вышесказанное, сформулирую основные принципы, на которые следует опираться в процессе социализации и адаптации детей с СДВГ:
- формировать устойчивую мотивацию, в дальнейшем и потребность в учении и научении, как жизненно важному процессу;
- формировать общеучебные ЗУНы;
- осуществлять стандарты образования по уровням;
- формировать, развивать и поддерживать познавательную самостоятельность детей;
- осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе социально-психологической, коррекционно-педагогической помощи;
- обеспечивать условия для максимальной самореализации и социализации;
- формировать веру в себя;
- создавать среду, формирующую потребности в самосовершенствовании;
- осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе социально-психологической помощи;
- развивать индивидуальные способности;
- формировать доминанту самосовершенствования личности;
- формировать умения и навыки самоуправления и саморегуляции;
- формировать адекватное отношение личности к себе (самоуважение, достоинство, честь, самооценка, совесть), и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое и экологическое мышление).
Таким образом, формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подразумевает под собой факторы, на которые следует опираться в социально-психологическом и коррекционно-педагогическом развитии. Очень важно заполнить жизнь детей смыслообразующей деятельностью, имеющее ценностное значение для них и окружающих людей, ориентируясь на барьеры, как источник деятельности различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Следствием которого станет формирование предпосылок учебного поведения, а в дельнейшем учебной деятельности и гармоничное развитие личности.
Список использованной литературы
- Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Васильченко А.Е., Кузнецова О.В.
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1 - Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. Курск: КГУ, 2003. 271 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.,1985. 124 с
Дата отправки статьи: 20.07.2021
© Меджидова В.А., 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...
Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В программе представлены упражнения для коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
В статье представлены терапевтические методы в целях формирования речи старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...
"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....