Выступление на тему: «Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).Причины возникновения.»
статья

Сидоренко Анастасия

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_sdvg.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад  №189 «Солнышко»

Выступление для молодых педагогов в рамках семинара

 на тему:

«Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).Причины возникновения.»

Камень-на-Оби

      В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. Врачи ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдро́мдефици́тавнима́ния и гиперакти́вности  неврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4 – 18 %,

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:“Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответа.” 

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. 

А какие признаки гиперактивности?

Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 4–10 лет: в этом возрасте  все начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки – нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. 

Как выявить гиперактивного ребенка ?

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие восьми из всех нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев. 

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Каковы же причины гиперактивности7

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатально повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20–30% родителей таких детей сами страдали или страдают этим синдромом. Помимо этого у родителей детей с СДВГ чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе( это опасное заболевание развивающее при злоупотреблении аспирина у детей) фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек – 4:1. Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Как помочь ребенку с таким диагнозом?

Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком

Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, которое  назначает только врач – невропатолог Оно эффективно примерно в 75–80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых.

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. 

Использовать тактильный контакт..

 В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! В отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Уважаемые педагоги если у вас есть подобные дети, помните, что гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь такому ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще – повышенное внимание и ваша собственная грамотность.

Большое спасибо за внимание! 

Используемая литература:

  1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Шпаргалка для взрослых психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с.,илл.
  2. О.И. Политика Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.– СПб.: Речь, 2006. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...

Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В программе представлены упражнения для  коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

В статье представлены терапевтические методы  в целях формирования речи старших дошкольников  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при формирование социально-адаптационного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приводятся хар...

"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....