Мониторинг личностных и метапредметных результатов в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопеда
материал

Елена Григорьевна Пономарева

Мониторинг личностных и метапредметных результатов

в логопедической группе  и для детей с ТНР учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_lichnostnyh_i_metopredmetnyh_rezultatov_.doc_1.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов обучения ребенка в логопедической группе и  для детей с ТНР

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е      Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Метапредметные  результаты:

1.Учебно-интелектуальные умения:

1.1.  Умение ориентироваться в учебном пособии, находить ответы в иллюстрациях.

1.2.  Умение действовать по образцу, по инструкции или правилу, сравнивать и группировать различные объекты.

1.3. Умение осуществлять элементарную  учебно-исследовательскую работу (опытная работа, проектная деятельность, обобщать, классифицировать, анализировать)

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1 Умение слушать и слышать педагога

2.2. Умение выступать перед аудиторией

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в

построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

Удовлетворительно – хорошо – отлично

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

 5

10

1

5

10

Анализ исследовательской работы

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Л И Ч Н О С Т Н Ы Е            Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Личностные результаты:

1.  Формирование контрольно-оценочной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Психологический комфорт обучающегося в группе.

4. Отношение к нравственным ценностям.

  • Умение оценивать  (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.

  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний.

  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • Обучающийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.

  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности.

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний - высокий

1 – 5 - 10

  • «Лесенка» (В.Г. Щур).

 

  • Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург);
  • Методика определения уровня развития мотивации 
    к продуктивной деятельности у дошкольников;
  • Тест «Мотивационная готовность»,

 диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

  • Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»;
  • Цветовой тест «Люшера»

  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);
  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».


КАРТА УСПЕХА

Группа_____ Ф.И.О.  педагога ___________________ Учебный год _____________

Группа

Уровни сформированности УУД:

Красный – максимальный уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – минимальный уровень

Фамилия, имя учащегося

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(основные общеучебные компетентности):

1. Учебно-интеллектуальные умения

а) умение ориентироваться в учебном пособии, находить ответы в иллюстрациях.

б)  умение действовать по образцу, по инструкции или правилу, сравнивать и группировать различные объекты.

в) умение осуществлять элементарную учебно-исследовательскую работу (опытная работа, проектная деятельность, обобщать, классифицировать, анализировать)

2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:  

а) умение организовать рабочее (учебное) место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование контрольно-оценочной деятельности

2. Мотивация учебной деятельности

3. Психологический комфорт обучающегося в группе

4. Отношение к нравственным ценностям

IV. Участие в различных мероприятиях и награждены:

V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень)

Диагностический

инструментарий

Личностные и  метапредметные результаты освоения программы у дошкольников

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Диагностика личностных результатов

Диагностические методики «Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУДличностные УУД, самоопределение.

Возраст:  1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

         Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую  ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а  папа?

Критерии оценивания:  1-3 ступени – низкая самооценка;

                                          4-7 ступени – адекватная самооценка;

                                          8-10 ступени – завышенная самооценка.

Эмоционально – личностная сфера

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

Кактус домашний или дикий?

Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

У кактуса есть соседи?

Какие растения его соседи?

Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка данных:

Общие параметры:

1. Пространственное положение:

Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

2. Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость.

3. Характеристики линий:

Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

4. Силу нажима на карандаш:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе – стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа.

4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы цветные карандаши, или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения – все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

Методика определения уровня развития мотивации 
к продуктивной деятельности у дошкольников



Методика реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей. Оцениваются следующие показатели:
- эмоциональная 
вовлеченность ребенка в деятельность;
- целенаправленность деятельности, ее завершенность;

- степень инициативности ребенка.
Цель: определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.
Возраст: 4-6 лет
Метод оценивания: наблюдение за продуктивной деятельностью детей.
Инструментарий: материалы для продуктивной деятельности (конструктор).
Инструкция. В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.
Оценка результатов. Выраженность трех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).
Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:
11-12 баллов – очень высокий уровень развития;
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
2-4 баллов – низкий уровень;
0-1 балл – очень низкий уровень.

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Ребёнку читается рассказ, в котором исследуемые мотивы выступают как личностные позиции персонажей. Прочитав каждый абзац рассказа, педагог выкладывает соответствующий содержанию рисунок, служащий опорой для запоминания. После прочтения текста ребёнку задаётся ряд вопросов. Исходя из содержания ответов, делается вывод об уровне сформированности учебных мотивов.
Цель: определение сформированности мотивов учения.
Возраст: 6-7 лет
Метод оценивания: чтение рассказа в индивидуальном обследовании
Инструментарий: текст рассказа
Инструкция:Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).
Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2, характеризующим учебный мотив).
Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).
Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - социальный мотив). Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив получения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.
Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?
Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.
Оценка результатов.
Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.
Уровни оценивания:
высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;
средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;
низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.


Методика «Беседа Нежновой»

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Цель: определение особенностей мотивации к обучению в школе.
Возраст: 6-7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Инструментарий: набор вопросов, предлагающих ребенку выбор вариантов ответов.

Вопросы беседы

Варианты ответов

Баллы


1. Хочешь ли ты идти в школу?

А - очень хочу
Б - так себе, не знаю
В - не хочу

2
1
0


2. Почему ты хочешь идти в школу?

А - интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д.
В - внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала.

2
1
0


3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б - приобретение формы, школьных принадлежностей.
В - занятия, не относящиеся к школе

2
1
0


4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А - уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б - внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В - уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2
1
0


5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А - занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.
Б - дошкольные занятия: рисование, конструирование
В - занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

2
1
0


Инструкция. «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы».
Оценка результатов.
А - Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)
Б - Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)
В - Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)
Уровни оценивания.
- 10-9 баллов сформирована школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
- 4-0 баллов - ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Тест «Мотивационная готовность»,

 диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).


1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, музыки, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками музыки, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то согласился бы ты с таким предложением?
Инструкция. Ребенку говорят: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».
Проведение теста. Детям  читают вслух вопросы, он выбирает ответ и отмечает цифрой 1 или 2 в бланке ответов.  Дополнительные замечания детей, вопросы фиксировать. 
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Цветовой тест Люшера.

Цель: определение актуального психоэмоционального состояния.

Инструкция: «Посмотри на цвета, которые лежат перед тобой, выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится»

Интерпритация:

Значение цвета

1

2

3-4

5-6

7-8

Способ достижения цели

Цел, к которой стремится

Самочувствие

Безразличие к цвету

Негативное отношение к цвету, подавление потребности

СИНИЙ
спокойствие, удовлетворение

Намерение действовать спокойно, без напряжения.

Стремится к спокойствию, избегает конфликтов.

Ощущает себя спокойно, удовлетворен настоящим.

Ребенок связывает свое настроение, эмоции с характеристикой цвета

Неудовлетворена потребность в спокойствии, возможны недопонимания с родителями.

ЗЕЛЕНЫЙ
чувство уверенности, настойчивость, упрямство

Действует уверенно, настойчиво.

Цель - самоутверждение

Твердо стоит на ногах, тяжело идет на компромисс

Снижены волевые качества, угнетенность, раздражение.

КРАСНЫЙ
волевое усилие, агрессивность, возбуждение, желание добиться успеха

Занимает активную позицию, часто добивается успеха.

Повышенная деловая активность, стремление быть лидером.

Ощущает себя успешным, склонен к агрессии.

Состояние стресса, неуверенности, возможно нервное истощение.

ЖЕЛТЫЙ
активность, стремление к общению, веселость, надежда на лучшее

Действует открыто и непосредственно, общителен.

Оптимизм, стремление к контактам, увлеченность.

Коммуникабелен, чувство комфорта.

Нерешительность, тревожност, разочарование.

ФИОЛЕТОВЫЙ
стремление к идеалу, настороженность, неопределенность в настроении

Стрессовое состояние, неудовлетворенность.

Стремление произвести впечатление на окружающих.

Зависимость от похвалы, необходимы яркие впечатления.

Напряжение, вызванное трудностями общения с близкими.

КОРИЧНЕВЫЙ
беспокойство, дискомфорт, чувство напряжения

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Потребность в отдыхе, эмоциональное напряжение.

Напряжен, беспокоен.

Стремление выйти из подчинения, негативное отношение к запретам.

ЧЕРНЫЙ
тревожность, страх, стресс

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Негативное отношение к ситуации, стремление уйти от проблем.

Неудовлетворенность отношением к себе.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

СЕРЫЙ
негативное состояние, огорчение

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Угнетенное состояние, стремление выйти из негативной ситуации.

Обида, стремление уйти от проблем без борьбы.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Следует обращать внимание на ряд последовательностей расположения цветов, которые позволяют распознать проблемы:

1. Когда основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) стоят с первого по пятое место — говорят об эмоциональном благополучии.

2. Коричневый, Черный или Серый стоят на позициях с первого по четвертое место — тенденция к развитию разных негативных состояний.

3. О конфликте между желаемой целью и действительным состоянием скажут , например, Красный цвет рядом с Серым (красный на втором месте, серый на третьем).

4. Если Зеленый, Красный и Желтый стоят рядом в начале ряда — скажет о хорошей работоспособности и высоком уровне продуктивной деятельности.

5. Если основные цвета стоят на последних местах это говорит о большой степени тревожности ребенка. Например, Красный цвет на седьмом месте скажет о неудовлетворенности ребенка в возможности добиться успеха, его агрессии по этой причине.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравится

Б     Не очень нравится

В     Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую

Б     Не знаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой

Б     Не знаю

В     Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет

Б     Иногда

      В     Да

  1. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В     Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов

Интерпретация:

     Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

     Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

      Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:            1 балл - так делать можно,   2 балла - так делать иногда можно,  3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Вид социальных норм

категории конвенциональных  норм

конвенциональные  нормы

мини-ситуации  нарушения конвенциональных  норм

 

конвенциональные нормы

ритуально - этикетные

-       культура внешнего вида,

-       поведение за столом,

-       правила и формы обращения в семье

-   не почистил зубы;

-   пришел в грязной одежде в школу;

-   накрошил на столе;

-   ушел на улицу без разрешения;

 

 

 

 

 

 

 

 

организационно – административные

-       правила поведения в школе,

-       правила поведения на улице,

-       правила поведения в общественных местах,

-   вставал без разрешения на уроке;

-   мусорил на улице;

-    перешел дорогу в неположенном месте;

 

 

 

 

 

 

 

 

вид социальных норм

категория моральных норм

 (по Туриелю)

моральные нормы

мини-ситуации нарушения моральных норм

моральные нормы

Нормы альтруизма

Нормы ответственности, справедливости и законности

-       норма помощи,

-       норма щедрости,

-  норма ответственности за нанесение материального ущерба

-    не предложил друзьям помощь в уборке класса;

-    не угостил родителей конфетами;

-    взял у друга книгу и порвал ее;

 

 

 Всего в предложенной анкете было представлено:

-   семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)

-   семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие  моральной оценки (5, .15, 8, 18)

 

1 балл 

 

Так делать можно

2 балла

 

Так делать иногда можно 

3 балла

 

Так делать нельзя 

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае 

 

 

 

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1.      Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2.      Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3.      Мальчик (девочка)  пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4.      Мальчик (девочка)  не помог(ла) маме убрать в квартире.

5.      Мальчик (девочка)  уронил(а) книгу.

6.      Мальчик (девочка)  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7.      Мальчик (девочка)  не угостил(а) родителей конфетами.

8.      Мальчик (девочка)  вымыл(а) дома пол.

9.      Мальчик (девочка)  разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10.   Мальчик (девочка)  не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11.   Мальчик (девочка)  намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

12.   Мальчик (девочка)  взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13.   Мальчик (девочка)  перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14.   Мальчик (девочка)  не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15.   Мальчик (девочка)  купил(а) в магазине продукты.

16.   Мальчик (девочка)  не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17.  Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка)  зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка  нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения  моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения  конвенциональных норм более чем на 4;

Метапредметные результаты

Регулятивное развитие

Методика «Рисование по точкам»

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:


        Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня». (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: «Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, «треугольник» экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять. Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?» Получив ответ «нет», экспериментатор говорит: «Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его».

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом.

В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца.

В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Коммуникативное развитие

Методика «Рукавички» (методика Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6 -7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Познавательное развитие

Слуховая память. Методика 10 слов

Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».

1 срез : дом, лето, мак, часы, рука, дуб. цвет, снег.

2 срез: лес, хлеб, час, стол, вода, брат, конь, гриб.

Процедура обследования: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.

Анализируемые показатели:

  • объем слухоречевого запоминания;
  • скорость запоминания данного объема слов;
  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.);
  • особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).

Шкальные оценки: 8 баллов  очень высокий, 5–7 баллов  высокий, 3-4– баллов  средний. 2– балла  низкий. 0–1 балл  очень низкий.

Возрастные особенности выполнения. Нормально развивающиеся шестилетние дети после первого прослушивания называют 3-4 слова, семилетние – 4-5 слов. Если после прочтения ребенок запомнил не более 2х слов, тест нужно повторить еще раз через 1-2 недели. НЕ исключено, что ребенок просто плохо себя чувствовал, был расстроен и думал о чем-то своем. Для второго раза нужно взять другие слова. Если при повторном тестировании будут получены такие же результаты, очевидно, следует уделить больше внимания состоянию здоровья ребенка, проконсультироваться у специалиста.

Зрительная память. Методика «Узнай фигуры»

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже (А). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов  ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6–7 баллов  ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4–5 баллов  ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0–1 балл  ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов  очень высокий, 8–9 баллов  высокий, 4–7 баллов  средний, 2–3 балла  низкий, 0–1 балл  очень низкий.

Мышление. Методика «Исключение лишнего»

Цель: исследование уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.

Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».

Инструкция 1А: «На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди, какой?»

В ситуации, когда ребенок не понимает такой инструкции, ему дается дополнительное разъяснение.

Инструкция 1Б: «Найди этот неподходящий предмет, объясни, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно одним словом назвать остальные три предмета?»

Если ответ ребенка показывает, что он не понимает предлагаемого задания, специалист вместе с ним разбирает первую картинку данной серии, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (вариант помощи). Далее предлагается вторая картинка этой же серии.

Особо тревожному и неуверенному в себе ребенку можно сказать, что не бывает неправильных ответов: как он считает, так и будет правильно, только надо будет объяснить, почему, как ему кажется, один предмет не подходит.

Обработка. За каждое правильно выполненное задание (указание «лишней» картинки и правильного обобщения) ребенку начисляется 2 балла.

Если ребенок правильно указал «лишнюю» картинку, но не смог произвести операцию обобщения, ему начисляется 1 балл. За неправильное выполнение задания - 0 баллов. Максимальное количество баллов за данное задание равно 8.

Высокий уровень- 6-8 балла, Средний уровень - 4-5 балла, Низкий уровень - 1-3 балла.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допустим ответ одним словом с поясняющими жестами, если это дает специалисту возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, применение данного метода имеет ограниченный характер.

Качественный анализ ответов ребенка в ходе обследования позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:

  • отсутствие обобщений – ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать обобщающим словом;
  • уровень простого синтеза – правильно объединяет предметы, но назвать образованную группу правильно не может: либо перечисляет предметы, либо пересчитывает, называет их количество;
  • уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого:
  • подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно делать («Это растет, а это бегает», «Из этого едят» и т.п.);
  • заменяет название группы названием одного из предметов;
  • называет материал, из которого сделаны эти предметы («Эти железные, а лошадь не из железа»);
  • уровень предварительного словесного обобщения – правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает или дает неточное название (например, вместо «птицы» говорит «животные»);
  • уровень полного словесного обобщения – правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

Методика «Последовательные картинки»

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета на картинке; сам составляет рассказ.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что сначала, что потом, чем завершились действия».

Обработка. Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.

1-балл ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.

2-балла - ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.

3-балла - ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4-балла - ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

Высокий уровень –4 балла

Средний уровень- 3 балла

Низкий уровень – 2-0 балла

Внимание. Методика «Проставь значки»

Цель: исследование устойчивости, возможности переключения и распределения внимания, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.

Инструкция:

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (на доске), говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, - устно).

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Анализируемые показатели:

  • возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;
  • параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
  • общее количество заполненных фигур;
  • число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
  • количество ошибок (общее);
  • количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок);
  • распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.

Обработка результатов: Высокий уровень – 6-10 строк выполнено правильно, Средний уровень - 4 -5 строк выполнено правильно, Низкий уровень – 1-3 строки выполнено правильно.

Если наблюдается более 3-х ошибок при выполнении задания, то уровень снижается.

Графический навык. Методика «Продолжи узор»

Цель: оценка уровня развития графического навыка.

Ребенку дают лист бумаги, на котором предварительно психолог пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагает продолжить этот узор до конца строчки.

Обработка. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста:

6-5 баллов – графический навык сформирован достаточно хорошо  (высокий уровень);

4-3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо (средний уровень);

2-0 балла – графический навык развит очень слабо (низкий уровень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда

МКДОУ «Детский сад № 5»  г. Пласта     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе  в соответствии с ФГОС ДОучителя-л...

НОД в старшей логопедической группе во взаимодействии музыкального руководителя с учителем – логопедом с использованием здоровьесберегающих технологий.

НОД  в старшей логопедической группе во взаимодействии музыкального руководителя с учителем логопедом с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопеда

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы       в логопедической группе и для детейс ТНР учителя-логопеда...

Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопеда

Протоколы мониторинга качества освоения  программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопедаза период 2020-20...

Конспект по ПДД для логопедической группы при взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда.

Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и воспитателей детского сада, как работающих с детьми ОВЗ, так и с детьми общеразвивающих групп. Использование материала поле...