Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.
план-конспект занятия по логопедии
Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_starshaya.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Тема: «Фрукты»
Учитель-логопед
Шелехова Е.В.
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
-формировать умение составлять предложения описательного характера ;
-формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;
-закреплять понимание у детей обобщающего значения слов;
-расширять и уточнять словарь по теме;
-развивать внимание, память, мышление;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: мяч, предметные картинки с изображением фруктов, корзина с натуральными фруктами, мнемоквадраты с изображением фруктов, мнемодорожки с изображением характерных признаков фруктов, чистый лист бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход НОД.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу игра с мячом «Назови имя соседа ласково»
Основная часть.
1.Игра: «Отгадай загадку»
Дети отгадывают загадки о фруктах, по ходу отгадывания выставляются картинки с изображением фруктов, дается обобщающее понятие предметов-фрукты.
2.Игра: «Что за фрукт?»
На доску выставляются мнемоквадраты с силуэтным изображением фруктов, дети отгадывают, какой фрукт изображен.
3.Игра « Опиши фрукт»
С опорой на натуральные фрукты дети описывают цвет и форму.
4.Игра: «Попробуй фрукты на вкус»
Дети пробуют фрукты на вкус и говорят, какие они по вкусу.
(По ходу выставляются мнемоквадраты, с изображением характерных признаков фруктов, из мнемоквадратов формируется мнемодорожка. Сначала, дается образец взрослого при составлении описательного предложения, затем дети самостоятельно составляют предложения по мнемодорожке).
Физкультминутка
В саду фруктовом яблоня посажена была.
(Дети машут руками над головой, сажают яблоню)
Она цветами белыми весною расцвела.
(Руки подняты вверх, из ладоней распускается цветок)
Следил наш старый дедушка, известный садовод,
(Изображают старого дедушку с палочкой)
Чтоб наливала яблоня румяный сладкий плод.
(Машут руками над головой, пощипывают щеки)
5.В конце занятия готовые мнемодорожки убираются. Детям предлагается самостоятельно изобразить в пустых мнемодорожках описание фруктов (цвет, форма, вкус) с опорой на предметные картинки. У всех детей разные картинки. Дети выходят к доске и составляют предложения по своим мнемодорожкам.
Итог. Дети вспоминают название фруктов и их обобщающее понятие.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
Учитель-логопед
Шелехова Е.В.
Цель: формировать у детей навыки короткого пересказа с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
-развивать умение согласовывать слова в предложении;
-активизировать словарь по теме «Грибы»;
-развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: мяч; предметные картинки по тексту рассказа (бабушка, девочка, дедушка, лес, грибы, корзина, дом); составленная мнемотаблица к тексту.
Ход НОД.
Организационный момент.
Игра: «Назови гриб ласково»
Дети стоят у стульчиков, логопед называет гриб, кидает мяч ребенку, возвращая мяч, ребенок называет гриб ласково. Дети садятся.
Основная часть.
1.Чтение детям рассказа Я. Тайца «По грибы»
Однажды бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по корзинке и сказал: Ну-ка кто больше грибов наберет?! Вот они и пошли. Шли – шли, собирали-собирали грибы. Пошли домой. У бабушки полная корзинка грибов, а у Нади всего половинка. Тут посмотрела Надя в свою корзинку и подумала: мало грибов. Бабушка, давай корзинками меняться. А бабушка в ответ: Давай. И вот Надя взяла бабушкину корзинку, где много грибов, а Надина корзинка у бабушки. А грибов там мало, всего половина. Обрадовалась Надя, дедушка ее похвалит! Вот они пришли домой, дедушка посмотрел в Надину корзинку и говорит: Ай да Надя, больше бабушки набрала грибов. Тут Надя вдруг опустила глаза и сказала очень тихим голосом: Это вовсе не моя корзинка, это бабушкина ”.
2.Подробное обсуждение рассказа, с последующим выставлением предметных картинок к каждому ответу на вопрос.
Вопросы:
-о ком этот рассказ? (выставляются картинки бабушки и девочки);
-куда собрались бабушка с Надей? (выставляется картинка с изображением леса);
-что дедушка дал им с собой? (выставляются картинки с изображением дедушки и корзины);
-что собирали в лесу бабушка и Надя? (выставляется картинка с изображением грибов);
-сколько набрала грибов бабушка? (картинка с изображением полной корзины с грибами);
-сколько набрала грибов Надя? (картинка с изображением неполной корзины);
-что решила сделать Надя?;
-что произошло, когда они пришли домой? (выставляется картинка с изображением дома);
-что ответила Надя дедушке?
Физкультминутка
Мы шли-шли-шли,
(Дети идут по кругу друг за другом)
И грибочки нашли.
(Наклоняются и собирают грибы)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопают в ладошки)
Мы идем опять искать.
(Идут по кругу)
3.Рядом с картинками, на которых изображены герои рассказа и предметы, выставляется мнемотаблица. Детям предлагается рассмотреть, то, что в ней изображено, сравнить картинки с изображением в таблице.
4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу. По ходу чтения показывается изображение каждого предложения в мнемотаблице.
5.Пересказ детьми рассказа по цепочке с опорой на мнемотаблицу.
Итог (Оценка деятельности детей)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Тема: «Домашние животные»
Учитель-логопед
Шелехова Е.В.
Цель: формировать навыки составления описательного рассказа, с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
-активизировать словарь детей;
-закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением;
-развивать умение согласовывать слова в предложении;
-развивать психические процессы;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: мяч; предметные картинки с изображением домашних животных; волшебный мешочек с фигурками-игрушками домашних животных; готовая мнемотаблица; чистый альбомный лист на каждого ребенка, разделенный на 6 квадратов; цветные карандаши.
Ход НОД.
Организационный момент.
Игра: «У кого кто?»
Дети стоят полукругом, логопед бросает мяч ребенку, называя домашнее животное. Ребенок возвращает мяч, называет детеныша этого животного.
Основная часть.
1.На доску выставляются предметные картинки с изображением домашних животных. Дети называют их, объединяя одним обобщающим понятием.
2.Выставляется мнемотаблица, отображающая характерные признаки домашних животных, их среду обитания, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Совместно с логопедом дети вспоминают как выглядит каждое животное, особенности их характера, какую пользу приносят человеку, с опорой на каждый квадрат в мнемотаблице.
3.Логопед дает детям пример рассказа-описания о каком-либо домашнем животном, используя мнемотаблицу.
Физкультминутка
Села кошка под кусточек,
(Дети приседают)
Сыра скушала кусочек,
(Имитируют, как кошка кушает сыр)
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
(Встают, потягиваются, гладят спинки соседа, как шерстку у кошки)
4.Дети из волшебного мешочка достают фигурки - игрушки домашних животных (у каждого разная игрушка домашнего животного). Логопед предлагает изобразить в мнемотаблице название животного, его признаки, чем питается, где обитает, какую пользу приносит человеку.
5.Дети, используя свои собственные мнемотаблицы, составляют рассказ-описание про домашнее животное.
Итог (Оценка деятельности детей).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Тема: «Моя мама»
Учитель-логопед
Шелехова Е.В.
Цель: развитие связной речи
Задачи:
-закреплять навык составления рассказа по заданному плану;
-закреплять умение детей согласовывать слова в предложении ;
-закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными;
-развивать психические процессы.
Оборудование: ромашка с лепестками; фотографии с изображением мамы каждого ребенка; готовая мнемотаблица.
Ход НОД
Организационный момент.
Игра: «Оторви лепесток и скажи, как зовут твою маму»
Дети отрывают лепесток от ромашки, составляют предложение.
Основная часть.
1.Чтение стихотворения Е. Кузнецовой, И.Тихоновой «8 Марта»
Мамин день - 8 Марта - отмечает вся страна.
И пускай еще морозы, и сосульки под окном,
Но пушистую мимозу продают уже кругом.
Брызги солнечного лета мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам, поздравленье с Женским днем!
2.На мольберт выставляются фотографии с изображением мам детей. Выставляется мнепотаблица с планом описания мамы (Кто изображен на фотографии, как зовут маму, какие у нее волосы, глаза, какая она, где работает, как помогает ребенок маме, какой подарок приготовил для мамы). Логопед дает образец рассказа про свою маму, с опорой на мнемотаблицу, по ходу разбирается каждый квадрат в мнемотаблице вместе с детьми.
Физкультминутка
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
(Рисуют руками сердце)
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
(Имитируют действия в соответствии с текстом, встряхивают кистями)
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
(Действия в соответствии с текстом)
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
(Изображают спящую маму)
Я на цыпочках хожу,
(Идут на носочках по кругу)
И ни разу своей маме я словечка не скажу.
(Указательный палец подносят ко рту)
3. Дети с опорой на фотографию, по готовой мнемотаблице, составляют рассказ про сою маму.
Итог (Оценка деятельности детей).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Лето»
Учитель – логопед
Шелехова Е.В.
Цель: развитие связной речи
Задачи:
-формировать навык составления рассказа по пейзажной картине;
-закреплять навык составления творческого рассказа;
-активизировать словарь;
-закреплять умение согласовывать слова в предложениях;
-развивать психические процессы.
Оборудование: мяч; картина с изображением летнего пейзажа; цветные картинки с изображением детей, птиц, насекомых, животных; готовая мнемотаблица с графическим изображением характерных признаков лета.
Ход НОД.
Организационный момент.
Игра: «Узнай по описанию»
Логопед бросает детям мяч, описывает признаки предметов, которые характеризуют наступление лета, дети отгадывают и садятся на свои места. (Например: теплое, яркое, жаркое, радостное-что? (лето); голубое, яркое, чистое, безоблачное-что? (небо) и тд.
Основная часть.
1.Сообщение детям темы НОД.
2.Рассматривание пейзажной картины «Лето красное пришло» , беседа по картине.
Вопросы: (по ходу рассматривается каждый квадрат в мнемотаблице, графическое изображение характерных признаков лета)
-Какое время года изображено на картине?
-Какая погода летом?
-Какое солнце летом?
-Что можно сказать про небо?
-Как выглядят деревья летом?
-С чем можно сравнить траву, которая покрывает землю?
-Какая вода в реке летом?
3.Дети слушают рассказ по картине составленный логопедом, в соответствии с мнемотаблицей.
Физкультминутка.
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом.
(Дети шагают на месте)
Жаркий день, сядем в тень.
(Садятся на корточки)
Мы под дубом посидим, мы под дубом полежим.
(Кладут голову на ладони)
Потом дальше пойдем.
(Встают и идут дальше)
4.Игра: «Оживлялки»
Логопед предлагает детям подумать, кого можно еще изобразить на картине. На мольберт выставляются цветные картинки с изображением персонажей. Детям предлагается оживить картину, добавляя в нее действующие лица (картинки крепятся с помощью магнитов в саму картину).
5.Выставляется готовая мнемотаблица в соответствии с «ожившей» картиной. Дети по цепочке составляют творческий рассказ по картине, с опорой на мнемотаблицу.
Итог (Оценка деятельности детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.
Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему ...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...