"Наставничество в ДОУ. Модель педагог-родитель"
материал

Миршавка Инна Ниязовна

Модель  "Педагог- родитель" к выступлению на мо "Наставничество в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo_1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выполнила: Миршавка Инна Ниязовна,

воспитатель дошкольной группы

 МБОУ «Морозкинская ООШ»

Конкурсная работа:

 «Наставничество как инструмент решения приоритетных задач в области образования» 

Номинация:

«Наставничество в дошкольном образовании»

Тема:

«Организация наставничества. Модель «педагог-родитель»

Аннотация

Согласно Федеральному закону «Об образовании», родители являются полноправными участниками дошкольного образования. К сожалению, за последние 20-30 лет, из-за материально-технического прогресса, из-за отсутствия семейных традиций, из-за нехватки времени, институт семьи утратил свою ценность. То есть, большинство родителей не знают элементарно, как играть с детьми, как общаться, какие игрушки выбрать, чтобы они развивали ребёнка. Но что же делать, если родитель не компетентен в каких - либо вопросах? На помощь приходим мы: педагоги – наставники.

Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, для нас, являются основными формами взаимодействия с семьями воспитанников.

Актуальность тематики данной темы определена тенденциями развития сферы образования в Российской Федерации, в частности реализацией Национального проекта «Образование». Один из федеральных проектов «Поддержка семей, имеющих детей», входящих в эту социальную инновацию, определен задачей: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Правительство РФ постановило, что в 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г. Таким образом, актуализируется вопрос профессиональных компетенций и позиций педагога для осуществления взаимодействия с родителями детей раннего и дошкольного возраста.

Практическая часть

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду, в единое образовательное пространство, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами.

Цель - распространение педагогических и психологических знаний среди населения по вопросам воспитания детей и взаимоотношений в семье.

Задачи:

-совершенствование семейного воспитания,

-повышение педагогической культуры родителей,

-профилактика жестокого обращения с детьми в семье,

-формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Одной из важных методических составляющих является проявление мобильности педагога-наставника по отношению к родителям воспитанников при реализации дошкольного образования, включение родителя воспитанника в образовательно-воспитательный процесс. Это подразумевает регулярную смену позиций педагога. Так, в обучающих формах и информировании реализуется позиция наставника-методиста. В организации практико-ориентированных форм, где родитель осваивает образовательные способы, педагогические приемы, реализуется позиция наставника-коучера. В качестве наставника-тьютора педагог выступает в случаях обращения родителей по реализации конкретного родительского заказа и организует совместное проектирование образовательных задач и способов их достижений. При этом педагог совместно с родителем анализирует реальные возможности и ограничения ребенка, условия семейного воспитания, образовательные ресурсы дошкольной образовательной организации, а затем совместно планирует пути достижений образовательных результатов ребенка в условиях совмещения семейного и общественного воспитания. При совместном моделировании индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы, адаптивной образовательной программы педагог выступает в позиции наставника-навигатора, затем наставника-разработчика. Для личностно ориентированных форм взаимодействия (консультация, персональная беседа, разбор проблемной ситуации) используются позиции наставника-консультанта, наставника-партнера.

Еще одним важным методическим элементом является предоставление выбора родителям для самоопределения собственной позиции, вида деятельности, наиболее актуальных задач. Выступая в позициях наставника-навигатора, педагог составляет беседу, в процессе которой родитель может обнаружить значимые аспекты для самоопределения в построении собственного маршрута в общем образовательном процессе. Для осознания родителем своей роли в достижении образовательных результатов ребенка и обеспечении благоприятных условий для его успешности педагог организует ряд мероприятий: презентацию основной образовательной программы и демонстрацию форм и способов совместной деятельности взрослых для ее успешного освоения ребенком; определение образовательных потребностей и возможностей ребенка, зон дефицита его развития с последующим обсуждением плана удовлетворения потребностей и преодоления дефицитов развития ребенка; определение совместных ожиданий к ребенку и синхронизированного плана по достижению намеченных результатов. В каждом случае родитель выступает то в роли «заказчика услуги», то «консультируемого», «собеседника», то «соучастника», «партнера» в процессах аналитики данных, их оценки и планирования совместных действий. Подвижность позиций педагога-наставника связана с подвижностью позиций родителя. При этом происходит качественное раскрытие и освоение содержания совместной деятельности взрослых при решении задач по образованию ребенка.

На сегодняшний день очевидна необходимость грамотного и компетентного родителя, способного в реалиях с современными требованиями, вырастить и развивать ребёнка. Поэтому самой интересной, на наш взгляд, является такая форма работы, как наставничество.

Свою форму наставничества мы строим с помощью традиционных и нетрадиционных методов и приёмов. На протяжении многих лет у нас сложились доверительные отношения с родителями.

Мы используем в своей работе такие информационно-аналитические формы, как анкетирование, опрос, «почтовый ящик» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателям или директору. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или помещаются буклеты- консультации в родительский уголок. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. 

Проводим консультации, круглые столы, мастер-классы. На родительских собраниях стараемся строить общение не на монологе, а на диалоге. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, присутствуют элементы тренинга.

Организуем участие в праздниках, выставках, конкурсах. Участие родителей сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

В октябре этого года у нас прошла «Родительская конференция» на тему «Секреты семейного воспитания». Мероприятие позволило нам лучше узнать родителей, а родителям – поделиться секретами своего воспитания детей.

Конференция состояла из 3 рубрик: «Говорят дети», «Говорят воспитатели» и «Говорят родители». С детьми мы подготовили видеоролик, где они отвечали на вопрос «Что такое семья?», были очень занимательные высказывания. В рубрике «Говорят воспитатели» мы познакомили родителей с разными типами воспитания. Очень интересной получилась рубрика «Говорят родители». Родители подготовили презентации и вместе с детьми с удовольствием рассказали, чем любят заниматься, как организуют совместный досуг.

Так же с целью приобщения родителей к активному участию в жизни группы и детского сада, родители участвуют в акциях. «Акция по благоустройству площади», которая находится в общем пользовании в нашем поселке. Дети и родители сажали цветы, поливали их. Акция, посвящённая Дню семьи, любви верности.

В марте прошёл очень интересный семейный спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

В настоящее время мы осуществляем работу над проектом «Читаем вместе» в целях возрождения традиций семейного чтения, содействия воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях уральских детских писателей и поэтов, реализуем региональный. Родители с удовольствием участвуют в проекте, читают детям предложенные книги, а затем рисуют рисунки для выставки.

В современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с образовательными учреждениями во благо развития детей. Данную проблему мы решаем с помощью использования информационно-коммуникативного пространства. В форме взаимодействия с родителями через социальные сети и мессенджеры (сайт школы, создана группа ВКонтакте и WhatsApp). Такая форма взаимодействия с родителями, позволяет значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Ниже представлены ожидаемые эффекты взаимодействия педагога с родителями воспитанников при реализации наставничества педагогами ДОО. Педагоги проявляют:

- ценностное, осознанное отношение к профессиональной деятельности, ее целям, смыслу и значимости;

- внимательность к процессу решения задач данной деятельности и совместным результатам;

- способность ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, желание и умение видеть и определять «проблемные зоны» образования, находить варианты их решения совместно с родителями воспитанников;

- открытость к образовательной деятельности, полагая ее не только как поле собственной самореализации, но и как условие реализации других людей с разными потребностями и запросами к системе дошкольного образования;

- способности к мобильности, децентрации, рефлексивности как проявления осознанной педагогической деятельности.

Родители проявляют:

- готовность к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей;

- готовность к новым форматам совместной деятельности с педагогами в рамках получения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи;

- способность к мобильности, децентрации, рефлексивности как проявления осознанного родительства.

Таким образом, рассмотрение взаимодействия педагога с родителями воспитанников в контексте реализации наставничества позволяет расширить представления о партнерстве взрослых в условиях дошкольного образования. Родители получают реальную возможность свободно, по своему усмотрению получать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь в виде реализации разных моделей и типов совместной деятельности. Педагоги получают возможность выхода на новый уровень профессиональной реализации при развитии интегративных профессионально-личностных качеств.

Эффективность практики наставничества заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные связи и отношения между компонентами. И обязательным продуктом её деятельности являются показатели профессионального роста, развитие творческого потенциала, в конечном счёте на положительную динамику качества всего образовательного процесса в учреждении. Свою работу по модели наставничества «педагог-родитель» мы будем продолжать и в дальнейшем. Наша миссия – каждому ребенку по успешному, уверенному, думающему и понимающему родителю!

Список литературы

1. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 23. 09 .2019).

2. Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 3 (17). С. 16-23.

3. Вахитова Г. Х. Особенности реализации наставничества в подготовке студентов в области предшкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 92-99.

4. Файзуллаева Е. Д., Мога Н. Д. Супервизорство в профессиональной подготовке педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016. Вып. 9 (174). С. 128-134.

5. Файзуллаева Е. Д. Технология супервизии в подготовке бакалавров в педагогическом университете как реализация наставничества // Сибирский пед. журн. 2017. № 6. С. 57-66.

6. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века //Экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112.

7. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 87—91.

8. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала // Стратегии бизнеса. 2017. № 6 (38). С. 8-13 URL: https://www. strategybusiness. ru/jour/article/view/329/299# (дата обращения: 25.09. 2019).

9. Селивестрова М. В., Беляева Д. А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3. С. 110-116.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273. URL:11ир7/минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации . pdf (дата обращения: 25. 09. 2019).

11.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г № 1155 г Москв. URL: http:// www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения: 25. 09 .2019).

12. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Наука, 2001. 324 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолога в создании коммуникации : педагог-родитель-педагог

презентация для педагогов. взаимодействие воспитателей и родителей...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод"

Ткач Ирина Алексеевна  провела для педагогов МДОУ консультацию на тему "Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проекный метод". Данная консультация поможет педагогам ...

Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной

Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...

Консультация для педагогов: "Психология конфликта в системе «педагог-родитель». Эффективные стратегии преодоления конфликтных ситуаций".

Конфликт в психологии представляет собой отсутствие взаимопонимания, наличие разногласий между людьми или их группами. Обычно конфликты воспринимаются как отрицательное явление. На самом деле можно на...

Презентация "Наставничество. Модель педагог- родитель"

Презентация к выступлению на МО на тему "Наставничество. Модель педагог-родитель"...

Наставничество как эффективный инструмент в работе педагога» МОДЕЛЬ «ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ»

Наставничество, как эффективный инструмент в работе педагога, многократно доказал свою ценность и эффективность в процессе обучения и воспитания детей. Эта модель взаимодействия, известная также как м...