Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказать необходимую помощь в решении заявленных проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
копилка специалиста | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Симптом и пути коррекции
Неорганизованность (непослушание, недисциплинированность, неуправляемость)
Симптом | Характер проявления | Причины: | Пути коррекции (направлено на устранение центральной причины, т.е. недостатков в произвольной регуляции поведения): | Формы и методы (через что решаем) |
Недисциплинированность Непослушание Неуправляемость | - несоблюдение норм и правил поведения (чаще неосознанно) – отказ от выполнения правил, требований – проявление спонтанности, отрицательное реагирование на требования взрослого |
| 1. Выяснить причину неорганизованности
| -Игры, -Специальные занятия - Разные виды деятельности, -Гимнастика -Музыкальные и физкультурные занятия, - Беседы по картинкам при незнании норм, - Система рассказов и сказок на нормах поведения с последующим анализом. - Специальные формы:
|
Агрессивность | Выражение враждебности к себе и\или другим (драка, разрушительность, вспыльчивость, непослушание) | 1. Нарушение ДРО- недостаток любви со стороны значимых взрослых 2. стремление ребенка к автономности, самостоятельности, ограждению своего Я 3. провоцирование ребенка 4. Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью 5. трудности общения со сверстниками 6. утомление, перенапряжение, болезнь Задачи: устранение причин агрессии; выработка позитивных способов реагирования на ситуацию | 1. Выявление причин агрессии Если нарушение Я-концепции: задача - стабилизация внутреннего мира, представлений о себе, повышение уверенности Если ДРО – коррекция системы отношений; - формирование миролюбия |
- нарисуй страшное животное, дай ему название, покажи всем и расскажи, какое оно ужасное - теперь нарисуй доброе и ласковое животное, да ему имя, расскажи всем какое оно хорошее - работа в парах с образами животных (агрессор-миролюб) - затем проигрывание реальных ситуаций |
Конфликтность | Предрасположенность к конфликтам | 1. Отсутствие или недостаточные игровые умения и навыки общения 2. Неблагоприятная семейная обстановка 3. Личностная предрасположенность (неустойчивость Я-концепции) | 1.Обучение анализу конфликтных ситуаций с использованием сказок, м\ф, 2. Развитие способности к эмпатии, терпимости, принятию других людей 3. Моделирование жизненных ситуаций 4. Обучение приемам посредничества в конфликте ( обращаться к 3-му лицу за помощью) | Сказки М\ф Ситуации |
Неуверенность\самоуверенность | Неверие в свои силы, отказ от выполнения (часто сопровождается повышенной тревожностью, ранимостью) Проявления: - низкая мотивация деятельности, отказ от выполнения - высокий уровень тревожности »Я не справлюсь» - нерешительность в ситуации выбора - плохая соц. адаптация - отрицательное отношение в д\с - | 1. Противоречивость Я-концепции, 2. Низкая самооценка 3. Уровень реальных достижений ребенка 4. Взрослые (родитель, воспитатель, коллектив сверстников) | 1. Повышение реальных достижений ребенка 2. Изменение отношения к ребенку значимых взрослых 3. Изменение отношения ребенка к самому себе | - Целенаправленное создание ситуаций успеха - Отмечать даже небольшие успехи - Учить оценивать неудачу (сегодня не получилось, но завтра..) - Делать акцент на положительных чертах - Упреждающие занятия |
Тревожность | Нервно-психическое напряжение, когда нейтральная ситуация воспринимается как угроза - беспокойство - раздражительность -слезливость - скованность -пассивность -неадекватная реакция - покраснение, тики, заикание * ситуационная тревожность * личностная (устойчивая) | 1. Меланхолики, холерики 2. Тип семейного воспитания (неблагоприятная атмосфера) 3. Опыт неудач 4. Завышенным уровнем притязаний ребенка | 1. Ликвидировать основные причины возникновения (повысить самооценку, обучить навыкам общения, обеспечить условия для высоких результатов деятельности) 2. Обучить методам саморегуляции | - Специальное дыхание - Показать что тревогу испытывают и другие - Установка на приятные воспоминания «Помнишь в прошлый раз у тебя получилось» -Обучать контролю жестов, голоса - Мысленная тренировка - Позиция взрослого (подбадривать улыбкой, фразой, поглаживанием, похлопыванием и пр) - Избавить от тревожного ожидания – сообщать накануне, а не заранее - Двигательные упражнения (владение своим телом, эмоциями) |
Обидчивость | Рассогласование реальности и ожиданий | 1. Индивидуальные особенности ребенка
2. Характер межличностного взаимодействия * неприятие ребенка группой * издевательства, насмешки * неумение контактировать со сверстниками 3. Тип семейного воспитания – повышенная авторитарность, контроль, жестокость или наоборот попустительство, безразличие | 1. Формирование способности к эмоциональной децентрации * обучение способам идентификации со сказочным персонажем, затем реальными людьми, сочувствию, сопереживанию Использование куклы, ролевые игры
2. Развитие чувства собственного достоинства - кто я-какой я - повышение силы Я - формирование представлений о своих сильных сторонах 3. Развитие способности к межличностному взаимодействию - обучение элементарным навыкам общения на установление контакта - умению правильно задавать вопросы - моделирование воображаемых и реальных ситуаций -развитие выдержки, терпимости - обучение навыкам прощения | Ролевые игры Сказки |
Страхи | 1этап – тематическое рисование (4-5 занятий)» объясняем что изо страхи мы избавляемся от них. Предлагаем изо1 страх, затем 2 и пр. 2 этап – индивидуальные беседы и составление списка по степени убывания 3этап –индивидуальное обсуждение рисунков (показываем последовательно все рисунки и спрашиваем боится или нет) 4 этап – вновь изо «А теперь нарисуй чего ты уже не боишься» 5 этап – беседа показ и спрашиваем боится или нет | «В д\с» «На улице» «Дома» «Семья» «Что мне снится страшное» «Чего я боюсь днем» «Что было со мной самое плохое» «Кем я хочу стать» | ||
Трудности общения | Аутичные Замкнутые – могут по году не разговаривать, допускают ограниченный круг людей, выполняют все задания Застенчивые - осторожные врожденно Необщительные - малоинициативны, не любят шума и соревнований | 1. Нарушение мотивационных компонентов общения 2. Нарушение операционных компонентов общения * Отсутствие эмоциональных контактов в раннем детстве (депривация) *Негативное отношение со стороны взрослого * слабый тип НС * неуверенность в себе, тревожность * длительное отсутствие контактов * незнание норм отношений, недостатки воспитания * неприятие сверстниками (низкий статус) | Аутичные – показать специалисту который занимается РДА. Коррекция вне компетенции ДОУ Замкнутые –помочь преодолеть барьер в общении ; способствовать установлению контакта с окружающими(постепенно расширять контакты), обучать навыкам общения Застенчивые - постепенное расширение контактов, формирование доверия к людям, обучение навыкам взаимодействия Развитие позитивного представления о себе, снятие тревожности, повышение уверенности Необщительные – побудить интерес к другим людям, сформировать мотивацию общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.
Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов. Соавторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б.
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов....
Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта
В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...
Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».
Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...
Занятие педагога-психолога с детьми раннего возраста и их родителями в детском саду «Осень»
Цель: познакомить детей с миром эмоций через различные методы и приемы.Задачи:-создать эмоционально безопасную атмосферу;-снять эмоциональное и мышечное напряжение;- повысить двигательную активно...
Эффективное взаимодействие детского сада и школы в вопросах организации образования детей с ОВЗ (материал для августовской педагогической конференции).
Преемственность между звеньями логопедических служб: речевое развитие, успех в обучении в целом, квалификация специалиста, своевременное выявление нарушений и коррекционная работа....
Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"
Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"...