Самообразование
методическая разработка (подготовительная группа)

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ira.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ № 40 «Медвежонок»                                                                                                       Красноярский край,                                                                                                                                    г. Железногорск    

План по самообразованию воспитателя

                                      Кутергиной Елены Геннадьевны

по теме:

«Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

2023-2024 уч.год

                                                                                                                                                                 

План самообразования

Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

Актуальность

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема:

Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. И в настоящие время формирование основ краеведения у дошкольников особенно значимо. Сегодня очень важно сделать так, чтобы дети гордились своей малой Родине, её историей, культурой, достопримечательностями, природой. Знание историей своего края необходимо для непосредственного участие в его развития, ведь родной край – это частица великой, могучей России, которой стоит гордиться.

 Цель:

Формирование представлений у детей о родном крае, о малой Родине,  бережном отношении к нему.

Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Задачи:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.

• Способствовать социализации воспитанников,  развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей  желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
•Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.  
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
•Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

• Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.

•Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе, природе.

• Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

•Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

•Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.

•Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

•Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам.

Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений. Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразования.

2023 – 2024 год

Определение проблемы опытно – экспериментальной работы, выбор целей, задач, методов работы.

Прогнозирование результатов Изучение ФГОС.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Консультации для родителей.

Изучение ИКТ.

Прогностический

Определение целей и задач темы самообразования.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2023 – 2024 год

Участие в семинарах для воспитателей, педагогических советах.

Работа над обогащением портфолио.

Периодическое проведение самоанализа  профессиональной деятельности.

Создание собственной базы лучших конспектов НОД, интересных методов и  приемов.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2023 – 2024год

Выступления на педсоветах. Участие в конкурсах различного уровня.

Публикации в Социальной сети сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.
Работа над созданием и обогащением портфолио воспитателя.

Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания.

Внедрение в учебный процесс ИКТ.

Разработка методических пособий, дидактических игр.

Создание предметно-развивающей среды.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2023 – 2024 год

Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Работа по обновлению информации на сайте детского сада.

Консультативная помощь родителям.

Ведение профессионального портфолио воспитателя.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2023 – 2024

Год

Публикации на сайтах, участие в конкурсах, разработка дидактических игр.

Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.

Обобщение и распространение собственного опыта на педсоветах,  конференциях.

План работы

         Дата

Запланированные  мероприятия

2023 год

 Работа с дидактическим пособием «Чудо – дерево».

Изготовление папок передвижек   по нравственно - патриотическому воспитанию.

Посещение Краеведческого музея

 2023-2024 год.

Анкетирование родителей по нравственно – патриотическому воспитанию детей

Изготовление дидактических пособий  по региональному компоненту

Пополнение уголка по региональному компоненту альбомами   «Моя семья», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края» , «Государственные праздники России», «Моя Россия», «Государственные символы России», Папки передвижки «Россия – наша Родина», «Наш город Железногорск».

 Проекты  «Достопримечательности родного города», «Знаменитые люди родного города».

2023-2024 год

Изготовление  поделок животных, родного края, из природного и бросового материала.

Организация  тематической  выставки ко  Дню защитника Отечества.

 Проект «Красная книга животных, птиц, растений Красноярского края»

2023-  2024год

Изготовление дидактических  пособии  для краеведческого уголка.

 Отчёт о проделанной работе по нравственно - патриотическому воспитанию.

Литературная гостиная «Детские писатели о природе и животных»

Литературный вечер по сказам П.П. Бажова с инсценировкой сказа «Серебряное копытце»

2023-2024 год.

Создание альбома «Мы помним, мы гордимся!» к   празднику Победы в Великой Отечественной войны.

Участие воспитанников во всероссийском конкурсе детского творчества «Великая победа»

2023-2024 год.

.

Посещение Краеведческого музея

Участие воспитанников в конкурсах  рисунков, поделок, проектной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...