предметы старины
проект (подготовительная группа)

Устьянова Анна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmety_stariny.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Познавательно - исследовательский проект

в подготовительной группе

общеобразовательной направленности №5

 «Мини - музей предметы старины»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2023 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....7

5. План мероприятий ………………………………………………………..……7

6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..15

7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..16

8. Выводы …………………………………………………………………….….16

9. Литература …………………………………………………………..………17

10. Приложение .....................................................................................................18

Введение

Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у  ребенка уважения и интереса к народной культуре

Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину. Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

Мини – музей «Предметы старины» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями народов.  Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к нашей Родине, к народному творчеству.

Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

      Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

   В ФОП ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.  

В содержании ФОП ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

       Также важно патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФОП ДО для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к окружающим и прошлому нашей страны. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно.

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с младшего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.         Проблема заключается в том, что в наше время  дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками.

    В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Многие родители, не задумываются над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

       Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов.

   Одной из главных целей образования  в детском саду  является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Основы русской народной культуры». Предварительный мониторинг показал, что 83% родителей имеют старинные предметы быта, но детям не рассказывают об их происхождении и применении. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о старинных предметах, нет четкого представления о быте крестьян, не сформированы знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством, овощеводством и садоводством, не сформированы целостные представления о жизни крестьян. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (75%) ребенок еще очень мал   для изучения данной темы. Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 22%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области нравственно - патриотического воспитания и обучения детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.     Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками культуры здорового питания и развития свободной, творческой личности ребенка.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «домашняя утварь» через различные виды деятельности.

2. Сформировать понятия взаимосвязи "природа и люди": люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами; "старинное и современное": что старинные предметы быта усовершенствуются в "ногу" со временем, но они так же остаются востребованными.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Формировать представления о старинных предметах быта. Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности "что было - что сейчас".

2. Познакомить с  бытом, профессиями, традициями крестьян.

3. Обобщить и систематизировать полученные знания о старинном быте.

4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

5. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению патриотического воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.

2. Сформированы представления  об истории предметов быта.

3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.

4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

       Создание мини-музея "Русская изба".

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с 06.11.2023г. по 04.12.2023г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о старинном быте. Сбор информации и материалов, подбор художественной литературы,  фотографий, плакатов, рисунков.

06.11 - 07.11

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «прялка», «веретено», «кудель», «рубель», «жаровня», «русская печь», «ухват, рогач», «кочерга», «серп»

08.11 - 29.11

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов: обобщение знаний по теме

30.11 -01.12

4.

Презентация проекта

Организация выставки мини - музея "Русская изба"

04.12

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Самовар», «К нам пришла Федора».

Подвижные игры

Пальчиковые игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Жилище людей в древние времена»;

«Одежда людей в древние времена»;

«Домашняя работа в прошлом и использование бытовых приборов в быту»; «Предметы старины».

Беседы

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;«Расскажи без слов», «Раньше и теперь». «Прошлое и настоящее», «Укрась костюм», «Русская изба»,  "Что - сейчас, а что - раньше", «Угадай по описанию», «Что появилось раньше?», «Прошлое и современное».

Дидактические игры, работа с родителями

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

НОД

Экспериментальная деятельность

«Каша из топора»

«Утюг из далекого прошлого».

НОД

Конструирование

Лего "Русская изба", "Русская печь"

НОД

4.

«Речевое развитие»

НОД

Чтение художественной литературы

Просмотр энциклопедии  «Предметы народного быта», чтение русских народных сказок, стихи, загадки, рассказы. Русская  народная сказка «Лохматый, крылатый, да масленый», «Крошечка-ховрошечка», заучивание отрывка стих-я «Сундук добра», детская энциклопедия «Предметы народного быта»

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка (из соленого теста)

1. Тема:«Самовар», «Старинные предметы быта»

Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.

НОД

 

Аппликация

Тема: «Посуда»

НОД

Рисование

 «Русские народные костюмы», «Изба»

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России        от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».

Ресурсы сети Интернет

  • https://myslide.ru/presentation/starinnye-predmety-byta
  • https://schci.ru/predmety_russkogo_byta.html
  • https://ppt-online.org/818192

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1. Князева О. Л., М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ. : Детство-Пресс,2010.  

2.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба.Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Шубина О.В., Чайка И.Г «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. Планирование, занятия, развлечения»- Волгоград: Издательство «Учитель» , 2016 .

4. Рыжова Н.,Логинова Л.,  Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

5. Левкович С.П.  «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников» СПб.: Издательство «Литография СПб» 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

" Предметы старинного русского быта"

Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель:  Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...

Загадки о предметах старины

Загадки о предметах старины...

предметы старины

социокультурные истоки...

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

" Предметы старинного быта народов Южного Урала"

Знакомство детей с со стринными предметами быта...