предметы старины
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Познавательно - исследовательский проект
в подготовительной группе
общеобразовательной направленности №5
«Мини - музей предметы старины»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2023 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....7
5. План мероприятий ………………………………………………………..……7
6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..15
7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..16
8. Выводы …………………………………………………………………….….16
9. Литература …………………………………………………………..………17
10. Приложение .....................................................................................................18
Введение
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре
Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину. Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.
Мини – музей «Предметы старины» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями народов. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к нашей Родине, к народному творчеству.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
В ФОП ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФОП ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Также важно патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФОП ДО для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к окружающим и прошлому нашей страны. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно.
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с младшего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Проблема заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками.
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Многие родители, не задумываются над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов.
Одной из главных целей образования в детском саду является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Основы русской народной культуры». Предварительный мониторинг показал, что 83% родителей имеют старинные предметы быта, но детям не рассказывают об их происхождении и применении. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о старинных предметах, нет четкого представления о быте крестьян, не сформированы знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством, овощеводством и садоводством, не сформированы целостные представления о жизни крестьян. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (75%) ребенок еще очень мал для изучения данной темы. Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 22%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области нравственно - патриотического воспитания и обучения детей.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки. Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками культуры здорового питания и развития свободной, творческой личности ребенка.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «домашняя утварь» через различные виды деятельности.
2. Сформировать понятия взаимосвязи "природа и люди": люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами; "старинное и современное": что старинные предметы быта усовершенствуются в "ногу" со временем, но они так же остаются востребованными.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о старинных предметах быта. Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности "что было - что сейчас".
2. Познакомить с бытом, профессиями, традициями крестьян.
3. Обобщить и систематизировать полученные знания о старинном быте.
4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
5. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению патриотического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.
2. Сформированы представления об истории предметов быта.
3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Создание мини-музея "Русская изба".
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с 06.11.2023г. по 04.12.2023г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о старинном быте. Сбор информации и материалов, подбор художественной литературы, фотографий, плакатов, рисунков. | 06.11 - 07.11 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «прялка», «веретено», «кудель», «рубель», «жаровня», «русская печь», «ухват, рогач», «кочерга», «серп» | 08.11 - 29.11 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов: обобщение знаний по теме | 30.11 -01.12 |
4. | Презентация проекта | Организация выставки мини - музея "Русская изба" | 04.12 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Самовар», «К нам пришла Федора». | Подвижные игры Пальчиковые игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Жилище людей в древние времена»; «Одежда людей в древние времена»; «Домашняя работа в прошлом и использование бытовых приборов в быту»; «Предметы старины». | Беседы |
Настольно-печатные игры, работа с родителями
| |||
«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;«Расскажи без слов», «Раньше и теперь». «Прошлое и настоящее», «Укрась костюм», «Русская изба», "Что - сейчас, а что - раньше", «Угадай по описанию», «Что появилось раньше?», «Прошлое и современное». | Дидактические игры, работа с родителями | ||
Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | |||
НОД | |||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП | НОД |
Экспериментальная деятельность «Каша из топора» «Утюг из далекого прошлого». | НОД | ||
Конструирование Лего "Русская изба", "Русская печь" | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | НОД | |
Чтение художественной литературы Просмотр энциклопедии «Предметы народного быта», чтение русских народных сказок, стихи, загадки, рассказы. Русская народная сказка «Лохматый, крылатый, да масленый», «Крошечка-ховрошечка», заучивание отрывка стих-я «Сундук добра», детская энциклопедия «Предметы народного быта» | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка (из соленого теста) 1. Тема:«Самовар», «Старинные предметы быта» Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. | НОД
|
Аппликация Тема: «Посуда» | НОД | ||
Рисование «Русские народные костюмы», «Изба» | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет
- https://myslide.ru/presentation/starinnye-predmety-byta
- https://schci.ru/predmety_russkogo_byta.html
- https://ppt-online.org/818192
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Князева О. Л., М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
2.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба.Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Шубина О.В., Чайка И.Г «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. Планирование, занятия, развлечения»- Волгоград: Издательство «Учитель» , 2016 .
4. Рыжова Н.,Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
5. Левкович С.П. «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников» СПб.: Издательство «Литография СПб» 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины "В гостях у Сороки - белобоки"
Знакомство детей с русским народным творчеством и предметами старины....
Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».
Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...
" Предметы старинного русского быта"
Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель: Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...
Загадки о предметах старины
Загадки о предметах старины...
предметы старины
социокультурные истоки...
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...
" Предметы старинного быта народов Южного Урала"
Знакомство детей с со стринными предметами быта...