Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).
-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением
-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.
-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме:
«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).
-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением
-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.
-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: предметы быта (старинная посуда, ухват, чугунок, половики, коврики. демонстрационный материал, мольберт. Воспитатель одетая в костюм казачки. На столе скатерть, самовар, бублики.
Ход занятия:
Здравствуйте гости дорогие, проходите. Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
- Правильно, печка. Молодцы.
-Для чего нужна была печь в избе?
(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)
-Скажите, как называли человека, который умел класть печь?
(печник)
-Из чего складывали печь?
(из кирпичей)
-Значит она, какая?
(кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу …. чугунок.
-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите, как называется?
(чугунок).
-Попробуйте, подержите какой он?
(тяжелый)
-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?
(чугунный).
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:
Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Хорошо, молодцы.
-А вы знаете что представляет собой ухват?
(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
-А для чего нужен был в доме ухват?
(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
- Что ты достал из печи?
(чугунок)
- Чем ты достал чугунок?
(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет, как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Хорошо, молодцы.
- Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…. самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.
- А что же он варит? (чай).
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (да)
-Сейчас они стали электрические.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?
(крынке, кувшине).
- Крынка, кувшин – что это? (это посуда).
-Из чего она сделана? (из глины). Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.
- А вот у крынки родной братишка может быть кто – ни будь знает, как его называют? (горшок).
-Раз он родной братишка, из чего он сделан? (из глины). Значит он какой?
(глиняный).
- А чем он отличается от крынки?
(формой, высотой).
- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева? (березы).
- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость, налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.
- Слушаем мою загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра ….коромысло.
- Из чего делали коромысло? (из дерева).
- По краям, что делали? (крючки)
-Для чего? (для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).
- Кто хочет попробовать пронести ведерки?
Хорошо. Молодцы.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (ковриками, половиками).
-Половики какой формы? (прямоугольные).
-А еще какие? (длинные).
- А коврики какой формы? (круглые).
Для чего пол покрывали? (для тепла).
Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?
А хотите мы с вами поиграем. Игра называется: «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину? (в печке).
-А мы сейчас где готовим? (на газовой плите).
-В чем раньше кашу варили? (в чугунке).
-А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).
-В чем раньше готовили чай? (в самоваре).
-А мы сейчас? (в чайнике).
- Зачем нужно было коромысло? (воду носить).
- А у нас сейчас? (водопровод).
- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.
- А сейчас я приглашаю вас на чаепитие. Вот уже самовар «закипел», и бублики ждут вас! Угощайтесь гости дорогие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....
Знакомство детей с предметами старинного русского быта
Знакомство детей с предметами старинного русского быта...
«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....
Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....
Презентация к занятию "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Демонстрационный материал к интегрированному занятию. Может быть использован, как наглядное методическое пособие для ознакомления детей с предметами старинного русского быта....
Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
Конспект занятия «Знакомство детейс предметами старинного русского быта»Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.Задачи:Образовательные:-...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
МАтериал по теме "Культура и традиции Южного Урала"...