Консультация для воспитателей «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ»
консультация (подготовительная группа)
Общение между людьми очень похоже на игру. Оно, так же как и игра, наполнена эмоциями, в нём есть роли (например, рассказчика и слушателя), переживая сюжеты (темы). Но самое главное, общение (как и игра) имеет свою стратегию, в нём разгадываются настроение, намерения участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Живое общение, как и игра, всегда ограничено во времени. Нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнёра, почувствовать настроение другого человека и составить первый прогноз насчёт его намерений. Разгадать его мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr_dlyadobrozh_mikroklim.docx | 57.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №392»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Россия, 443051, г. Самара, ул. Енисейская, д.64 тел.: (846)331-40-14; (846)331-40-16; факс: (846)331-40-15; e-mail: ds392sa@mail.ru; so_sdo.ds392@samara.edu.ru
Консультация для воспитателей
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА
В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ»
Кочеткова Любовь Александровна;
Старший воспитатель;
Высшей категории
САМАРА
Общение между людьми очень похоже на игру. Оно, так же как и игра, наполнена эмоциями, в нём есть роли (например, рассказчика и слушателя), переживая сюжеты (темы). Но самое главное, общение (как и игра) имеет свою стратегию, в нём разгадываются настроение, намерения участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Живое общение, как и игра, всегда ограничено во времени. Нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнёра, почувствовать настроение другого человека и составить первый прогноз насчёт его намерений. Разгадать его мысли.
Для дошкольника такая динамика – труднейшая задача. Понять другого человека, донести до него свои мысли ребёнку мешает эгоцентризм. Дети уверены в том, что другой человек знает об их намерениях, он в курсе их мыслей, и поэтому не склонны к их выражению. Сосредоточение ребёнка на своей позиции мешает понять своеобразие желаний и намерений партнёра, поэтому сверстник является зеркалом, в котором дошкольник видит, прежде всего, себя. С этой точки зрения игра является своеобразной школой общения, где ребёнок, с одной стороны, наделяет каждую свою роль присущими ей особенностями поведения, с другой – учится строить свои отношения так, чтобы они были понятны для партнёра.
Очень важно педагогу направить игры и игровые этюды на динамику общения, на понимание партнёра. Широко применяется метод «принятия роли», когда ребёнок берёт на себя роль какого-нибудь известного персонажа и демонстрирует соответствующие эмоциональные состояния, позы, мимику. Затем они воспроизводятся с его реальной позиции, спускаются в его реальные отношения со сверстниками.
Особое значение уделяется языку общения. Дети по мимике, жестам, движениям другого лица должны угадать его эмоциональные состояния, понимать намерения других людей и известных персонажей. Также необходимо учитывать вкусы, желания своих сверстников. Уметь включаться в общение, поддерживать и развивать его. Специальные игры направлены на взаимопонимание и сплочение детей, на изживание гнева и страха. Гнев и страх искажают объективное восприятие мира, порождают негативные формы общения, что является яркими признаками крайнего эгоцентризма. Гнев и страх самым губительным образом сказываются на игре. Которая требует свободы и позитивного отношения к людям. В связи с тем, что дети дошкольного возраста склонны к ярким эмоциональным проявлениям, возникает необходимость проводить специальную работу в этой области.
В приложении представлены игры на сплочение детей, направленные на понимание другого человека и развивающие внимание к невербальным формам общения. Ориентируясь на мимику, жесты, позу партнёров, ребёнок лучше представляет и своё невербальное поведение. Сверстники для дошкольника служат своеобразным зеркалом, в котором он, прежде всего, видит себя.
Известные литературные персонажи помогают ребёнку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.
Игры позволяют детям вжиться в роль сказочных героев, наделить их определёнными эмоциями, жестами, характерными движениями, позами.
Игры, направленные на преодоление эгоцентризма, требуют активного участия взрослого. Для них нужно отводить специальное место и время. Это обычно бывает вторая половина дня, после сна. На игры отводится (в зависимости от возраста и от течения игры) 20-40 минут. Это вызвано тем, что, играя, ребёнок вживается в свою роль, разворачивает её отношения с другими персонажами игры. Он меняет первоначальную роль, переключается на ролевые отношения других людей. Это связано не просто внешним поведением, но и с внутренней перестройкой, переориентацией, погружением в ситуацию игры, проживанием её сюжета. При всей своей условности игра всегда наполнена реальными мотивами детей. Организуя игру, взрослый ориентирует детей пятого года жизни на вживание в свою роль и развёртывание её отношений с другими персонажами игры во всей их полноте. Играя с детьми шестого года жизни, воспитатель выдвигает в центр игры смену ролей и в соответствии с этим смену отношений. Перед каждым ребёнком выстраивается система его возможных ролей как система возможных стратегий поведения. Играя с детьми седьмого года жизни, воспитатель сопоставляет роль ребёнка с другими возможными ролями. Здесь дети овладевают разными стратегиями поведения, в том числе и противоположными. Дети предполагают, предвидят, предугадывают возможные отношения, возможное поведение другого персонажа игры. Своя роль и другие роли сравниваются.
Игра без слов
Игра, направленная на понимание другого человека и развивающая внимание к невербальным формам общения.
Игра «Маски» (понимание мимики) (с 5 лет)
Действующие лица: маски и «зеркала».
Материал: маски, изображающие разные эмоциональные состояния.
Содержание:
Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страдание, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.
Инструкция:
«Сегодня я подготовила для вас разные маски. Посмотрите на них. Какая эта маска? Веселая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вам тоже грустно. Вот сколько много получается зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к Ване...» ... Затем маски убирают.
Инструкция:
«Злой Карабас-Барабас! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну! в хитрого Кота Базилио! в Буратино!»
Другой вариант игры: дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает. Потом группы меняются.
Инструкция:
«Попробуйте угадать, у кого из сказочных героев такое выражение лица. Как вы догадались?»
Вопросы для беседы
- Какая маска вам больше нравится?
- Какого героя вы хотите показать еще раз?
- Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга,
мамы, воспитателя? Покажите. - А какое выражение вашего лица приятно для других людей?
Покажите.
Игры, направленные на сплочение детей
Игра «Ледоход» (с 6 лет)
Действующие лица: две группы детей, берега и льдинки, веточки.
Содержание:
Дети становятся в два ряда — это берега. Ряды могут быть самой разной формы. Вторая группа изображает льдинки, ветки, т. е. все, что плывет по реке. Дети первой группы помогают льдинкам и разным предметам проплыть по реке. Некоторые предметы задерживают, чтобы пропустить другие. Несколько детей могут изобразить плывущее дерево или даже целый дом.
Инструкция:
«Пожалуйста, разделитесь на две группы. Первая группа будет рекой. У реки два берега. Встаньте в два ряда. Вторая группа будет льдинками на воде, веточками».
Инструкция детям, исполняющим роли льдинок:
«Вы плывете по реке, сталкиваетесь, наскакиваете друг на друга. Придумайте сами, кем или чем бы вам хотелось стать».
Инструкция детям, исполняющим роли берегов:
«Берега! Помогайте льдинкам и веточкам плыть. Регулируйте ледоход!
Игра «Лунный камень»* (с 5 лет)
Действующие лица: дети, передающие друг другу лунный камень.
Содержание:
Дети, расположившись в кругу, произносят скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки и знакомые стихотворения по одному слову, по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.
Инструкция:
«Мы будем рассказывать знакомые вам стихотворения по очереди, каждый скажет по одному слову. Есть одно правило: говорит только тот, у кого есть лунный камень. Вот он. Это камень с Луны. Я передаю его Игорю, начинай. Передай камень соседу. Теперь его очередь произносить слово».
Игра «Динозавр и препятствия»
Действующие лица: динозавр и препятствия.
Содержание:
Надо построить динозавра, который днем ничего не видит. Участники игры выстраиваются в очередь по одному, держа друг друга за талию. Первому ребенку завязывают глаза, он будет головой динозавра. Остальные участники превращаются в тело динозавра и говорят, куда двигаться голове. Кроме детей, представляющих динозавра, в игре есть и другие участники — они изображают различные препятствия на пути динозавра. Например, двое детей изображают озеро и сообщают об этом, пятеро других — деревья. Группа детей изображает туннель. Участники игры подсказками помогают голове благополучно избежать препятствия и добраться до своего логова. Подсказки по возможности должны соответствовать роли. Например, деревья предупреждают шелестом, водопад — шумом воды. Если нужную подсказку не находят, тогда используют речь.
Инструкция:
«Эта игра называется «Динозавр и препятствия». Одним детям нужно встать так, чтобы получился динозавр. Он днем ничего не видит. Первый из вас будет головой динозавра. У него завязаны глаза. Ему нужно подсказывать, куда двигаться.
Другим детям нужно превратиться в препятствия на пути динозавра: стать озерами, реками, деревьями, туннелями. Кто чем хочет стать? Вы тоже должны предупреждать динозавра, но только особыми звуками: озеро — всплесками воды, деревья — шелестом веток»
Игра «Звуковая волна» (с 6 лет)
Игра развивает навыки совместной деятельности, сплачивает коллектив детей, поднимает положительный эмоциональный фон.
Содержание:
Дети, располагаются друг за другом, движениями и звуком, изображая поезд. Стульями обозначается вокзал. Условие игры: при приближении к вокзалу звук поезда усиливается, при удалении ослабевает.
Для регуляции звука взрослый может использовать жест. Исходное положение — ладони вместе. Затем ладони медленно расходятся — это означает, что звук нарастает, ладони приближаются друг к другу — звук становится тише.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем в звуковую волну. Мы посчитаем до пяти сначала шепотом (это краешек волны), а затем немного погромче, еще громче, еще, еще и, наконец, очень громко (это вершина звуковой волны). Затем волна спадает, и наш голос становится тише, тише и переходит в шепот — волна прошла».
Звук нарастающей и убывающей звуковой волны обозначается движением рук.
Инструкция:
«Мы едем на поезде. А на станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А' когда близко, звук очень громкий. Пора отправляться в путь!»
Вопрос для беседы
Получилась ли у нас звуковая волна (или просто шум)?
Игра «Два зеркала»** (с 6 лет)
Игра развивает внимание ребенка к сверстникам, а также мимические и пантомимические способности детей, связную речь.
Действующие лица: Королева и Невидимый Король — для девочек (Король и Невидимая Королева — для мальчиков), два зеркала.
Содержание:
В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый Король.
Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало — молчащее, показывает мимикой, другое — говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и (по мере отгадывания) бесшумно по очереди занимают его место.
Инструкция Королеве:
«Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый Король. Он стоит у тебя за спиной, но тебе нельзя оглядываться. Смотри на зеркала!
Зеркала эти необыкновенные. Ира — зеркало молчащее, оно ничего не говорит, а показывает лицом, позой, движениями то человека, которого нужно отгадать. Владик — зеркало говорящее, оно словами описывает человека, но не называет его имени. Назови Невидимого Короля!»
Инструкция зеркалам:
«Королева не видит Короля! Ты зеркало говорящее. Ты словами описывай Невидимого Короля так, чтобы Королева поняла, кто из детей стоит за ней. А ты зеркало молчащее: руками, мимикой подсказывай Королеве, кто стоит за ней».
Инструкция Невидимому Королю:
«Как только Королева назвала твое имя, уступи место другому Королю».
Вопрос для беседы
Какое зеркало вам помогло отгадать имя Невидимого Короля?
Игра с воображаемым предметом (с 6 лет)
Игра направлена на развитие внимания к действиям и невербальному поведению другого человека.
Содержание:
Дети встают в круг. В центр по очереди выходит каждый ребенок и выполняет действия с воображаемыми предметами.
Инструкция жонглеру:
«Представь, что ты жонглер цирка и показываешь свой номер. Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его. Поймай. Теперь у тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол. Ты держишь сумочку, открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее. Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер. У тебя в руках стакан лимонада. Начни понемножку отпивать, старайся не пролить лимонад. Поставь стакан на стол».
Инструкция детям:
«Сейчас Олег покажет, с каким предметом он действует».
Вариант 1. В центр круга становится водящий. Он дает вышеописанные команды, а все дети выполняют их.
Вариант 2. Те же действия выполняются от лица какого-либо персонажа (лисы Алисы, кота Базилио, Бабы-яги, Царевны Несмеяны и др.).
Инструкция ко второму варианту игры:
«Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы. А теперь ты Баба-яга. Как ты расчесываешь свои волосы?»
Вопрос для беседы
Одинаково ли выполняют одно и то же действие разные герои — Золушка и Карабас-Барабас?
Игра «Услышь меня» (с 4 лет)
Игра ориентирует детей на особенности речевого общения со сверстниками.
Содержание игры для детей среднего дошкольного возраста:
Дети располагаются в два круга лицом к центру, маленький круг детей помещается в большом круге. Дети, стоящие в малом круге, тихо воспроизводят звуки разных животных по очереди. Ребята, стоящие в большом круге, отгадывают, какое животное издает этот звук.
Содержание игры для детей старшего дошкольного возраста:
Форма расположения и роли игроков меняются. Дети, стоящие в большом круге, произносят звуки и при этом медленно удаляются, расходясь по кругу все дальше и дальше. Это заставляет игроков, стоящих в малом круге, напряженно вслушиваться
Их задача — определить расстояние, с которого звуки не будут слышны.
Инструкция детям среднего дошкольного возраста, стоящим в большом круге:
«Тихо-тихо покричите, как собачки, кошечки, петушки, овечки, коровки».
Инструкция детям, стоящим в малом круге:
«Слышите, из далекой деревни доносятся голоса? Отгадайте, кто как кричит».
Инструкция детям старшего дошкольного возраста, располагающимся в малом круге:
«Слушайте голоса из далекой деревни и скажите, когда их не
будет слышно».
Инструкция детям, стоящим в большом круге:
«Сначала кричите громко, а потом все тише и тише».
Игра «Атланты»
Игра направлена на координацию действий, проявление совместных усилий для достижения общей цели.
Действующие лица: атланты (двое или трое).
Содержание:
Вариант 1. Играют двое детей. Берется большой мяч, желательно мягкий, надувной. Задача игроков: удерживая мяч головами, пройтись по комнате.
Вариант 2. Играют трое детей. Дети ложатся на пол лицом вниз, мяч кладут между головами. Задача игроков: удерживая мяч только головами, медленно подняться на колени, потом на ноги.
Инструкция:
«Это наша Земля (мяч кладется таким образом, чтобы дети могли его удерживать головами), а вы атланты, которые держат Землю. Не уроните Землю!»
«Я и другие»
Упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими
С З ЛЕТ
1. «У птички болит крылышко — пожалей птичку»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
2. «Кто лучше разбудит»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
3. «У кого больше "любимок"?»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» — людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
4. «Кто пришел к нам в гости?»
Цели: способствовать развитию самоуважения детей;
- активизировать доброжелательное
- отношение детей к сверстникам.
Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.
«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.
5. «Покажу, как я люблю»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара — «мама» и «дочка», потом — «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».
6. «Листочек падает»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
7. «Карандашик — кисточка»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженной вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку — мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» — дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» — расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку... Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
- С 4 ЛЕТ
8. «Волшебник»
Цель содействовать формированию доверия в группе.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто
9. «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель • способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!
10. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
11. «Когда природа плачет»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.
12. «Обиженный кустик»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
13. «Злая Черная Рука»
Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь.
Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая рука» — они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.
14. «Стоп, кулак!»
Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
15. «Волшебное животное»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.
16. «Имя моей мамы похоже на...»
Цель • способствовать повышению уважения к маме.
Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать, загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат возможность загадать имя мамы.
17. «Звериное пианино»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.
18.«Кто сильнее любит»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
19.«Массаж чувствами»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
20. «Чьи колени?»
Цель • содействовать формированию доверия.
Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
21. «Пусть всегда будет»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
22. «Большой круг — маленький круг»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.
23. «Вулкан»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
24. «Мягкое сердце»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек), они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.
25. «Бросок любви»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают другу друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
26. «Мыльные пузыри»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.
- С 5 ЛЕТ
27. «Пересядьте все, кто...»
Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
28. «Помоги другу, или самая дружная пара»
Цель • формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита
30. «Мысленное письмо»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Детям предлагается выбрать кого-нибудь из участников группы, сосредоточиться и мысленно послать ему свою любовь и добрые слова. Далее ведущий просит одного из детей встать и спрашивает у окружающих, кто из них почувствовал любовь, передаваемую этим ребенком. Обычно почувствовавших передаваемую любовь оказывается несколько человек. Тогда ведущий говорит следующее: «Как много любви смог послать ... (Сережа, Маша), что ее ощутили так много детей!» Такая процедура осуществляется с каждым ребенком. В конце ведущий подчеркивает, что приятно уметь не только брать от других, но и что-либо отдавать, в данном случае — свою любовь.
31. «Цветок дружбы»
Цели
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку — он «семечко». Ведущий поглаживает его — «закапывает ямку»* Затем из пипетки слегка капает на голову водой — «поливает». «Семечко начинает расти» — ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»
Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
32. «С кем я подружился»
Цели
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.
33. «Я знаю пять имен своих друзей»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня — раз, Лена — два...» и т. п., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу
34.«Я посылаю любовь»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий предлагает им послушать дыхание друг друга, а затем руками, без слов передать любовь и радость тем ребятам, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви детей — это могут быть деревья, птицы, родители или друзья, — и предлагает мысленно послать любовь и радость любому человеку или существу — тому, кому захочется. После этого дети открывают глаза и, не разнимая рук, рассказывают, кому они послали свою любовь.
35. «Передай чувство»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
- С 6 ЛЕТ
36. «Что чувствует мама, если
Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат.
37. «Я тебя понимаю»
Цель • содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое чувство испытывал при этом ребенок. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя ему в глаза, произносят: «Я понимаю тебя, ты чувствовал...» например: «Я тебя понимаю, ты чувствовал страх»).
Используемая литература:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Беспалько В. Л. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977.
4. Гвишиани Д. М. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
5. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984.
6. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.,1995.
7. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
8. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
10. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М..1994.
11. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998.
13. Недоспасова В. А. Растём играя: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2002.
14. Немов Р. С. Психология. – М.:«Владос», 2001.
15. Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. – М., 1998.
16. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. –М.:Издательский центр «Академия», 1998.
17. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2002.
18. Рогов Е. И. Общая психология. – М.: «Владос», 2004.
18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: «Педагогика», 1976. 19. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Высшая школа, 1991.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1984.
21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"
Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей Игры и игровые упражнения
Всем воспитателям необходимо выработать потребность в введении здорового образа жизни и валеологического подхода к своей профессии.«Руки»Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте...
Консультация для воспитателей «Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе....
Картотека дидактических игр способствующих созданию положительного микроклимата в группе.
Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию дидактические игры, которые помогут Вам в работе с детьми достичь положительного микроклимата в группе, воспитать у детейдружелюбие и желание играть...
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"
«Умеренность в употребление пищи и питья, чистый воздух в жилище и вне его, ежедневные физические упражнения независимо от погоды. Дыхательная гимнастика, воспитание в себе жизнерад...
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую д...
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения со скакалкой "
Прыжки через скакалку, конечно, никогда не станут олимпийским видом спорта. Никто, даже самый большой любитель этой формы двигательной активности, не сможет назвать ее спортом. И, тем не менее, это од...