консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие развитию словаря
Игры, помогающие расширить объем словаря.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной ,бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует ребенка просить сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или « Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова, в результате чего существительное, прилагательное, глагол или наречие закрепляются в пассивном словаре ребенка. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей. Когда ребенок сможет соотносить новое слово и предмет ( явление ), названный этим словом, во внутренней речи, следует активизировать употребление этого слова в речи активной. То есть, когда дошкольник понимает, о каком предмете говорится в высказывании, правильно показывает его на картинке, уместно попросить ребенка самостоятельно назвать предмет:с» Что это? Как называется?»
Дальнейший рост словаря осуществляется за счет формирования полного представления о предмете, его качествах, частях, из которых состоит предмет, их соотношениях, о материале из которого предмет изготовлен. Примерное количество слов, которое дети могут усвоить в течение недели, таково: дети третьего года жизни – 5 слов, дети четвертого года жизни – 10 слов, дети пятого года жизни – 15 слов, дети шестого года жизни – 20 слов, дети седьмого года жизни – 30 слов. Работа по развитию лексики строится в соответствии с « Программой воспитания детей в детском саду»: определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с определенной возрастной группой детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ
ПОСВЯЩЕННОМ ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТАМИ.
Демонстрация предметов ( изображений предметов)с одновременным их называнием.,
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание.Взрослый детям предлагает рассмотреть предмет или изображение предмета, называя его: «Это помидор». При первичном ознакомлении детей с предметом лучше использовать натуральные объекты. В дальнейшем ставится задача сформировать у детей навыки восприятия и узнавания предмета по рисунку ( фотографии). Дети исследуют предмет, рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Взрослый обращает их внимание на существенные признаки предмета, его части с помощью вопросов: «Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?».
Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета.
Цель.Расширение объема словаря.
Оборудование. Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором.Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Витя, что это? Катя, что это?»
Неожиданное появление живого существа или предмета ( «Кто это? Что это?»)
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? Что это?» При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей ( или напоминает) название живого существа или предмета.
Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло?»)
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов « Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название.
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз,два, три не смотри!»), прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» . Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо.» Подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Демонстрация действий предмета с их называнием.
Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет ( или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, взрослый задает вопрос детям: « Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим». Затем производится демонстрация действий и называние этих действий:» Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу. Повторно взрослый демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол:»Давайте повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает,шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать), перебрасывать, ударять, ловить.»
Действия ребенка с предметом с называнием этих действий.
Цели. Расширение объема словаря глаголов,формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет ( например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: « Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» ( самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми группы.
Обследование взрослым предмета с называнием его качеств.
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое,крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кислосладкое).
Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета.
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы (изображения предметов) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой предмет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Дети отвечают.
Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого.
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (зимнюю шапку). Взрослый просит определить ребенка, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы:»Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая? «( Обследование качеств поверхности).Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? Определение веса.
Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным.
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Два предмета ( по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями: яблоко-лимон, помидор-картофель, стул-кресло, чашка-стакан, носки-гольфы.
Содержание. Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. Яблоко сладкое-лимон кислый. Стул твердый- кресло мягкое. У чашки есть ручка- стакан без ручки. Носки короткие-гольфы длинные.
Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.
Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.
Оборудование. Предметы ( или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, дом без окон, рубашка без рукава и др.
Содержание. Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика ( или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы:» Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова ? Для чего нужен кузов ?»
Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета.
Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.
Оборудование. Контурные изображения предметов по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Содержание. Взрослый предлагает детям раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: « Какого цвета стебель цветка ? Листья ? Лепестки? Шипы?» Вопросы остальным детям: « Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы) ? Какая часть цветка розового цвета (лепестки)?» В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части- называют части предмета самостоятельно ( стебель, листья, шипы, лепестки). Взрослый также может предложить раскрасить части предмета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: « Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов-зеленым, колеса-коричневым, руль-черным, фары-желтым». После выполнения работы детям задаются вопросы: « Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?»
Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.
животных.
Оборудование.Изображения предметов(животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Содержание. Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.
Предлагаемые изображения: Кастрюля без дна, лодка без весла, чайник без крышки, слон без хобота, петух без крыла и т.д.
Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала.
Цели. Расширение объема словаря наименованиями материалов, из которых изготовлен предмет; формирование представления о предмете.
Содержание. Внимание детей привлекается к материалу, из которого изготовлен предмет, с помощью вопросов:» Из какого материала изготовлено это платье? (из бумаги). Долго прослужит кукле бумажное платье? (оно скоро порвется). Из каких материалов шьют платья? И т.д.
Игра « Чудесный мешочек»
( для детей от 3-х лет)
Цели.Расширение объема словаря,развитие тактильного восприятия, уточнение представления о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе (посуда, овощи и др)
Содержание.Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе (например по теме «посуда»): рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: « У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант ( для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал из которого изготовлен предмет ( резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмасовый), качество поверхности ( гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Почта»
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. «Почтовый ящик», конверты ( по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме ( например, животные), письма с заданиями, двойной комплект наклеек ( к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).
Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конверте – письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки ( по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко, виноград. Взрослый поясняет, что наклейка обозначает название улицы ( Апельсиновая, Банановая, Яблочная, Виноградная). Среди подгруппы детей старшего или подготовительного дошкольного возраста выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, называет улицу по изображению на конверте ( улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу. Если в игре участвуют дети до пяти лет, почтальон лишь называет картинку ( У кого апельсин?) и отдает конверт игроку. Ребенок, на спинке которого наклеен апельсин ( проживающий на Апельсиновой улице) открывает конверт, достает предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто(что) на ней изображено.
Игра « Укрась елку»
( для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование.Елка, изготовленная из картона, с кармашками для новогодних шаров; комплект кружков ( новогодних шаров), на которых изображены предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. На столах лежат кружки (новогодние шары), перевернутые изнаночной стороной. Игроки по очереди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на елку.
Игра « Волшебное дерево «
( для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведением К.Чуковского «Чудо – дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем « Волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие предметы.
Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребенок, правильно назвавший отгадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».
Игра «Тематическое лото»
( для детей от 3-х лет)
Цели.Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.
Оборудование. «Тематическое лото» ( большие карты с изображениями предметов (животных) по теме, маленькие карточки с этими же изображениями.
Содержание. ( на примере темы «Овощи»)
Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: « У кого кабачок? У кого свекла?» Ребенок находит соответствующее изображение и повторяет слова: « У меня кабачок». Взрослый демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это свекла. У кого она есть?» Ребенок: « У меня свекла». Выигрывает тот, кто скорее соберет все изображения на карте. Если ребенок не узнал изображение предмета и его наименование, картинка откладывается в сторону.
Таким образом, ребенок лишь воспринимает слово на слух, ищет изображение предмета, дважды пассивно повторяет слово.
Второй уровень сложности – ребенок самостоятельно называет слово.
Игра « Чего не стало?»
( для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование.Набор предметных картинок по теме.
Содержание. Взрослый выкладывает на наборном полотне 3-4 картинки, называя изображенные на них предметы. Затем просит назвать детей первую ( вторую, последнюю) картинки. Командует: « Раз, два, три не смотри» и переворачивает одну из них: « Раз, два, три, смотри». Дети называют какой картинки не стало.
Игра « Забытое слово»
(для детей от 4-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слухового внимания.
Оборудование. Предметные картинки по изучаемой лексической теме.
Содержание. Перед детьми четыре предметные картинки. Взрослый перечисляет их названия, «забывая» при этом одно наименование. Например, на доске картинки: мяч, кукла, мишка и робот. Взрослый: «Мяч, кукла, робот. Правильно я назвала картинки?» Если дети не догадываются о пропущенном слове, взрослый уточняет: « Я назвала все картинки?». Выигрывает тот, кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.
Игра « Я собрал в огороде…»
( для детей от 5-ти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: « Я собрал на огороде… огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: « Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: « Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто остается в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: « Я собрал в саду…», « Я положил в шкаф…», « Я видел на улице…», « В лесу живет…», « На кухне есть… « и т.д.
Игра « Угадай по описанию «
( для детей от 5-ти лет)
Цели. Расширение объема словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме ( например: лимон, слива, груша, Банан, вишня, яблоко).
Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов.
Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка:» Сначала назови все желтые фрукты. Теперь из них выбери овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».
Игра с мячом « Ассоциации»
( для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком ( мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый- грузовик, колючий – еж, высокий-человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы ( с опорой на картинки и без нее)
Игра « Сходства и отличия».
( для детей от 4-х лет)
Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Изображения сходных предметов ( например: апельсин-мандарин, шуба-пальто, Платье-сарафан, ботинки-сапоги, стакан-кружка )
Содержание. Взрослый предлагает детям сравнить пары зрительно сходных предметов по цвету, форме, величине, частям, назначению, материалу и др. признакам. Взрослый задает вопросы: « Что это? Чем отличаются эти предметы?». Когда все отличия названы, взрослый просит назвать все признаки сходства двух предметов.
Игра « Похожее «
( для детей от пяти лет)
См. предыдущую игру.
Игра « Кто больше»
( для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Предметы ( их изображения) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность так и без нее. Взрослый показывает детям предмет ( его изображение) или называет слово: « Арбуз». Дети поочередно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз- зеленый, большой,круглый, спелый,сладкий, ароматный, тяжелый, гладкий, сочный». Тот игрок , который прервет цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким образом, ребенок, оставшийся в игре последним, становится победителем.
Игра « Пантомима»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики.
Содержание. В ходе изучения определенной лексической темы взрослый предлагает детям изобразить жестами и мимикой животных, предметы ( действия с предметами). Примерные задания: машина, самолет, лодка; медведь, лиса, заяц; Умывание, расчесывание волос, чистка зубов; рисование, плавание, прыжки через скакалку. Взрослый дает образцы выполнения задания, показывая, какими средствами, можно передать характер, действия предмета ( с предметом). Игрок изображает жестами, мимикой какой-либо предмет, остальные дети отгадывают. Тот, кто даст верный ответ, следующим «загадывает» предмет.
Игра «Магазин»
( для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы или их изображения (игрушки, посуда, овощи и др.).
Содержание. В воображаемом магазине продаются игрушки, посуда, овощи. Предметы наглядно представлены для всех игроков. Ребенок –«покупатель» описывает предмет, не называя его, остальные дети узнают предмет по описанию.
Дети от пяти лет подбирают одинаковые или близкие по внешним признакам предметы ( мячи разной расцветки и размера, кукла в различной одежде, машины с деталями разного цвета). Для описания схожих по качествам предметов старшему дошкольнику требуется увидеть особенности предметов в сравнении и точно обозначить их словом.
Игра « Посылка «
( для детей от 4-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» ( коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры на обогащение словарного запаса и развитие мелкой моторики»
Выступление на родительском собрании...
Игры на обогащение словарного запаса детей
Игры на обогощение словарного запаса...
Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....
Игры на обогащение словарного запаса
Игры на обогащение словарного запаса...
Игры на обогащение словарного запаса детей
Обогащение словарного запаса детей...
"Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"
Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей:-пополняется и активизируется словарь детей;-формируется правильное звукопроиз...
Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками".
Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками". Пять раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения и загибай пальцы на руке....