Консультация для воспитателей «Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»
консультация на тему
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_pedagoga.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
п. Судоверфь «Солнышко»
Консультация для воспитателей
«Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»
Воспитатель:
Добровольская Т.А.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. Вначале развитие ребёнка обусловлено общением с близкими взрослыми. Затем круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врождённой, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребёнку свои знания и мудрость.
В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками.
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль общения и деятельности, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога, его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного взаимодействия. В процессе общения с ребёнком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнёры по общению строят своё взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребёнку, предполагает определённое отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т.е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Для полноценного общения детей и педагога наиболее эффективной является личностно-ориентированная модель взаимодействия. В этом случае и взрослый, и ребёнок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребёнок чувствует себя эмоционально защищённым, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект -субъективными отношениями двух сторон, педагога и детей.
«Личностно – ориентированная форма общения»
Взрослый |
Способ общения | ||
Понимание состояния ребёнка. Признание его желаний. Учёт его индивидуальных особенностей, принятие его как личности | Тематика поведения | |
Обеспечение положительного психологического микроклимата | ||
Лозунг | ||
Делаем не рядом, а вместе. Я взрослый не над тобой, а с тобой |
Ребёнок |
Поведение ребёнка |
Доброжелательность |
Свободное изложение мыслей |
Послушание |
Результат |
Раскомплексованность |
Исчезает страх перед неудачей, насмешкой |
Чувство комфорта в незнакомой обстановке |
Коммуникабельность |
В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т.д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации. Умение взрослого быть гибким в общении с детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию личности ребёнка в целом.
Чаще всего воспитатель есть тот человек, который всё умеет, всё знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми.
При общении со взрослыми, чтобы ребёнок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, нужно сделать эту деятельность интересной. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальной для взрослого и для ребёнка. В рамках контекста общей деятельности, увлечённые ею ребёнок и взрослый, неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям. В организованной или совместной деятельности это может быть спланированным педагогическим приёмом – когда взрослый обращается за информацией к ребёнку, просит проконтролировать свою деятельность.
Позиция «рядом» - это равноправные партнёрские отношения. Воспитатель может быть на равных с ребёнком, даже когда он его учит. Позиция «рядом» предполагает взаимный учёт интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор.
Позиция демонстративной отстранённости является для ребёнка потенциальным источником расширения общения в любых доступных ему позициях.
Игры и упражнения, направленные на общение педагога с детьми.
Игра «Добрый друг»
Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, взрослый вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках, а затем все дети хором произносят:
Станьте, дети! Станьте в круг!
Станьте в круг! Станьте в круг!
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, верный друг!
Час сюрпризов «кто удивит и порадует всех?»
Воспитатель заранее готовит «капельки» - сюрпризы и прячет их в необычных местах. Это могут быть наклейки, карамельки, сердечки в шкафах для одежды, под подушками, под стульчиком и др. Дети находят сюрпризы по сигналу «горячо – холодно».
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход: каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух трёх изменений; все произведённые изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
«Справа, справа от меня есть одно местечко».
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.
Ход: Дети встают вкруг, оставляя рядом с ребёнком справа, свободное место. Этот ребёнок говорит: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтобы….(имя) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада
Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....
ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста...
«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)
В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада ...
«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».
Консультация для педагогов из опыта работы....
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...
Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...
Создание и поддержание положительного микроклимата в группе детского сада.
Создание и поддержание положительного микроклимата в группе детского садаНам педагогам, с самого раннего детства необходимо развивать культуру чувств у детей. Чтобы настроить ребенка на спокойствие, в...