Консультация для воспитателей «Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»
консультация на тему

Добровольская Татьяна Аркадьевна

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_pedagoga.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»

                           

                             

                             Воспитатель:

                                                                          Добровольская Т.А.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. Вначале развитие ребёнка обусловлено общением с близкими взрослыми. Затем круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врождённой, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребёнку свои знания и мудрость.

В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками.

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль общения и деятельности, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога, его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного взаимодействия.  В процессе общения с ребёнком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает  субъектные отношения: партнёры по общению строят своё взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребёнку, предполагает определённое отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т.е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.

Для полноценного общения детей и педагога наиболее эффективной является личностно-ориентированная модель взаимодействия. В этом случае и взрослый, и ребёнок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребёнок чувствует себя эмоционально защищённым, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект -субъективными отношениями двух сторон, педагога и детей.

«Личностно – ориентированная форма общения»

Взрослый

Способ общения

Понимание состояния ребёнка. Признание его желаний. Учёт его индивидуальных особенностей, принятие его как личности

Тематика поведения

Обеспечение положительного психологического микроклимата

Лозунг

Делаем не рядом, а вместе.

Я взрослый не над тобой, а с тобой

Ребёнок

Поведение ребёнка

Доброжелательность

Свободное изложение мыслей

Послушание

Результат

Раскомплексованность

Исчезает страх перед неудачей, насмешкой

Чувство комфорта в незнакомой обстановке

Коммуникабельность


В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т.д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации. Умение взрослого быть гибким в общении с детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию личности ребёнка в целом.

Чаще всего воспитатель есть тот человек, который всё умеет, всё знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми.

При общении со взрослыми, чтобы ребёнок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, нужно сделать эту деятельность интересной. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальной для взрослого и для ребёнка. В рамках контекста общей деятельности, увлечённые ею ребёнок и взрослый, неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям. В организованной или совместной деятельности это может быть спланированным педагогическим приёмом – когда взрослый обращается за информацией к ребёнку, просит проконтролировать свою деятельность.

Позиция «рядом» - это равноправные партнёрские отношения. Воспитатель может быть на равных с ребёнком, даже когда он его учит. Позиция «рядом» предполагает взаимный учёт интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор.

Позиция демонстративной отстранённости является для ребёнка потенциальным источником расширения общения в любых доступных ему позициях.

Игры и упражнения, направленные на общение педагога с детьми.

Игра «Добрый друг»

Дети под музыку  шагают по кругу, а когда она заканчивается, взрослый вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках, а затем все дети хором произносят:

Станьте, дети! Станьте в круг!

Станьте в круг! Станьте в круг!

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, верный друг!

Час сюрпризов «кто удивит и порадует всех?»

Воспитатель заранее готовит «капельки»  - сюрпризы  и прячет их в необычных местах. Это могут быть наклейки, карамельки, сердечки в шкафах для одежды, под подушками, под стульчиком и др.  Дети находят сюрпризы по сигналу «горячо – холодно».

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход: каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится  несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух трёх изменений; все произведённые изменения должны быть видимы). Задача водящего  подметить происшедшие изменения.

«Справа, справа от меня есть одно местечко».

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.

Ход: Дети встают вкруг, оставляя рядом с ребёнком справа, свободное место. Этот ребёнок  говорит: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтобы….(имя) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....

ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста...

«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)

В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада ...

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Консультация для педагогов из опыта работы....

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...

Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...

Создание и поддержание положительного микроклимата в группе детского сада.

Создание и поддержание положительного микроклимата в группе детского садаНам педагогам, с самого раннего детства необходимо развивать культуру чувств у детей. Чтобы настроить ребенка на спокойствие, в...