Консультация для воспитателей: «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Чащина Елена Николаевна

Консультация для воспитателей:  «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ № 9 «Канашевский детский сад «Золотой ключик»

Консультация для воспитателей:

«Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Чащина Е.Н.

«Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми, человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи ребёнка связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. 

« Речь является фундаментом формирования личности ребенка».

Большая часть детей  дошкольного возраста  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

▪ высказывания короткие;

▪отличаются непоследовательностью ( даже если ребенок передает содержание знакомого текста);

▪состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

▪уровень информативности высказывания очень низкий.

  Поэтому, среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие речи – одна из главных, т.е. нужно  научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Одни из главных задач педагогов– помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

 •Игра с предметами; 

 •Настольная игра; 
 • Словесная игра без использования наглядного материла;

Сейчас я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8.Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Какие задачи включает в себя развитие речи : 

  • развитие словаря;
  •  воспитание звуковой культуры речи;
  •  формирование грамматического строя речи;
  •  развитие связную речь;
  •  формирование элементарного осознание языка и речи.

Развитие словаря .Активный словарь детей бывает бедным. Поэтому задача взрослых помочь детям овладеть им .Нужно научить детей подбирать родственные и обобщающие слова, образовывать синонимы , антонимы, познакомить со сложными и многозначными словами, называть признаки предметов и т.д.

Воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает: развитие речевого слуха, обучение правильному произношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции.

Развитие речевого слуха. Это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (гласные, согласные). Это умение называется фонематическим слухом.

Цель упражнений - научить ребенка слушать и слышать.

Игра Угадай, чей голосок Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Игра» «Какое слово отличается?».Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Минута-монета-минута-минута

Игра «Поймай звук» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя» Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине).

Обучение правильному произношению;

Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);выработку чёткой дикции.

 «Мышка и черепаха».Уточните с детьми, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро-быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлёпать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.

Игра «Три медведя».Цель: развитие умения менять высоту голосаМеняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

«Поехали, поехали».Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

Проговаривание скороговорок с отрабатываемым звуком то быстро, то медленно. Отхлопывание ритмического рисунка слов, делая акцент на ударные слоги.Например: «Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку».

Формирование грамматического строя речи.

Важно научить ребенка грамматически правильно оформлять предложения, т.е. согласовывать слова в роде, числе и падеже, понимать и использовать предложные, приставочные конструкции, устанавливать порядок слов в предложении и т.д.Один – много Приставки Предлоги Назови ласково

«Один – много »Цель: научить образовывать существительные множественного числа.Оборудование: мяч.Методика проведения. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.

«Чей хвост? Чья голова? Чьи уши? »Цель: формирование практических навыков в образовании притяжательных прилагательных.

НАЗОВИ ЛАСКОВО Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…  Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

ПОСЧИТАЙ Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.Один мяч, два мяча, пять мячей.

 «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЙ ПРЕДЛОГ»Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.Материал: карточки с сюжетными картинками.Ход: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

Дети сели … самолет.

Яблоки лежат … тарелке.

Кот запрыгнул … диван.

Развитие связной речи

Развитие связной речи следует начинать с составления предложений (по демонстрации действий, по картинке с помощью вопросов, а затем и без них, из слов данных вразброс), заучивания стихов и небольших рассказиков. Затем учим пересказу ( рассказов, сказок),составлению рассказов (по вопросам, по плану, по заданной теме), сочинению различных историй и сказок.

Игра "Сочини предложение".

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Словесная игра «Внимание! Розыск!»Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим, допускается описывать одежду.

«Найди картинке место»Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 «Исправь ошибку»Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее

Формирование элементарного осознание языка и речи.

Данная задача обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. В подготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Детей также уча производить слоговой анализ слов, анализ словесного состава предложений. Всё это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Развитие познавательных процессов

Все психические процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение – развиваются с прямым участием речи.

Т.е., с одной стороны, речь перестраивает все психические процессы ребенка. С другой стороны, развитие психических процессов провоцирует ребенка на разговор и, т.о., положительно влияет на развитие речи.

Познавательные процессы не даны ребенку от рождения. Их нужно развивать.

« 4-ый лишний», «Глаз-фотограф», «Что общего у предметов в каждой группе?»А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару» «Выбери недостающий предмет из нижнего ряда»

Таким образом, своевременная систематическая работа по развитию речи (развитию словаря; воспитания звуковой культуры речи; формирования грамматического строя речи; развития связной речи; формирования элементарного осознание языка и речи.) с учетом ведущей деятельности и параллельным развитием психических процессов поможет детям в формировании личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется г...

Мастер-класс «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»

Цель: формирование  мотивации  у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию речи детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных игр и игровых у...