Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
статья
В статье рассматриваются основные понятия ловкости как основного физического качества в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Делается акцент для развития ловкости в современное время. Подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление особенностей развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы уровни развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста с учётом анализа организационно-педагогических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lovkosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_v_podvizhnyh_igrah.docx | 53.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Е. А. Самсонова (г. Иркутск)
Детский сад №216 ОАО «РЖД»
В статье рассматриваются основные понятия ловкости как основного физического качества в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Делается акцент для развития ловкости в современное время. Подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление особенностей развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы уровни развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста с учётом анализа организационно-педагогических условий. Представлена разработка методического материала по организации работы с детьми для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх (конспекты занятий, перспективное и тактическое планирование) на 3 учебных месяца. Организация комплексного методического сопровождения педагогов и родителей в образовательном процессе, направленного на повышение уровня их компетентности по вопросам использования подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития ловкости. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
В своей работе «О ловкости и ее развитии» Н. А. Бернштейн говорится, что ловкость – это дело, или же функция, управления, а главенствующее пространство по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Двигательная ловкость имеет место быть во различных случаях: профессиональных способностях, рабочих движениях, в обстановке, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военнослужащей работе. Притягательное свойство ловкости, ее доступности, то есть индивидуальность ее, которая выделяет шанс человеку с наиболее средними телесными данными одержать победу в наиболее трудных обстоятельствах. Ловкость — это не какое-то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее возможно выработать в себе, достичь сильного повышения ее уровня. Так же он писал, что ловкость - концентрат жизненного опыта по части перемещений и поступков. Также ловкость может увеличиваться с годами и удерживаться у человека дольше всех иных его психофизических свойств. Двигательная ловкость, другими словами, двигательная находчивость. [2]
Н. А. Бернштейн выделяет два вида ловкости: телесная и ручная ловкость. По мнению ученого ловкость можно воспитать и натренировать в специально созданных условиях. В старшем дошкольном возрасте ручную ловкость можно развить двумя способами такими как улучшается разучивании новых разнообразных движений, усложнять движения сочетая со знакомыми движениями и изменять привычные условия выполнения движений. [2]
Для развития ручной ловкости у детей в практике широко используется мелкое спортивное снаряжение, это разные мячи маленького диаметра, нестандартное оборудование, гимнастические палки и воланы.
Значительное место для развития ручной ловкости, занимают подвижные игры и упражнения с мячом, такие как «Найди мяч», «Проведи мяч», «Пройди с мячом». Упражнения с мячом и подвижные игры являются эффективном методом для развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Н. Г. Озолин определяет ловкость - умение проворно и более абсолютно решать двигательные задачи. Чтобы быть ловким в перемещениях, надо быть крепким, скорым, выносливым, а зачастую владеть высочайшими волевыми качествами. [15]
Л. В. Волков дает характеристику ловкости как способность быстро и более точно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высочайшую степень возможности координировать собственные перемещения. []
Т. А. Тарасова дает понятие, что ловкость — это умение быстро освоить новые движения, иными словами, способность быстро обучаться, точно передавать движение в резко меняющейся обстановке.
По мнению В. Л. Лях ловкость – это точное передача своих движений, в меняющейся обстановке.
По мнению В. Н. Шебеко ловкость - сложное всеохватывающее двигательное качество. Она обуславливается как способность человека быстро, правильно осваивать непривычные двигательные действия, значения становления физических свойств (быстроты, выносливости и др.).
Базу ловкости оформляют координационные возможности: правильно соизмерять и регулировать пространственные, кратковременные и динамические характеристики движений; поддерживать статическое и динамическое равновесие; исполнять двигательное воздействие без лишней мышечной напряженности.
Как писала Н.А. Ноткина для того, чтобы быть ловким в движениях, нужно уметь проворно и верно решать двигательные задачи, показывать силу, быстроту, выносливость владеть неплохой подвижностью в суставах, обладать развитыми волевыми качествами. Чем больше сложными считаются движения или действия, что скорее надо проявлять ловкость, тем безупречнее она обязана быть.
Т.А. Семенова считает, что ловкость — это уровень сформированности двигательного опыта у человека, а его перенос в игровую и самостоятельную деятельность наиболее характерное проявление данного психофизического качества у детей.
По мнению А. Н. Сальникову ловкость это способность осваивать координационные, сложные движения для которых нужно точность выполнение пространственных, временных, силовых и ритмических движений, также способность изменять двигательную активность в резко с меняющейся обстановкой.
В. С. Фарфель отмечает, что в базе ловкости, по всей вероятности в большей степени, чем в базе иных качеств лежит своеобразное становление двигательного анализатора, то есть высокоразвитое мышечное ощущение и достояние временных связей в двигательной зоне коры больших полушарий. Основными измерителями ловкости должны стать пространство и время.
Анализ понятия ловкость позволил нам сделать вывод о том, что, ловкость – сложное всеохватывающее двигательное качество; способность человека проворно, целенаправленно, т.е. правильно осваивать непривычные двигательные действия.
В. С. Фарфель и Э. Я. Степаненкова, выделили следующие компоненты ловкости: осознанность выполнения физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста; быстрота усвоения новых движений; координация двигательных действий; быстрота реакций на сигнал быстрота усвоения нового; осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
В. М. Зацирский писал, что ловкость зависит от деятельности двиательного анализатора. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке.
Он же выделяет несколько измерителей ловкости: координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений; точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи; время выполнения движения.
В. Л. Лях выделяет следующие составляющие ловкости: способность к сохранению статического и динамического равновесия, то есть сохранение устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений; способность к согласованности движений, то есть умение согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела; способность к реакции; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения; способность к ориентированию в пространстве, то есть умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
Цель исследования: выявить уровень ловкости у детей старшего дошкольного возраста и создание педагогические условия ее развития в подвижных играх.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выделить критерии, подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление фактического уровня ловкости у детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий для ее развития.
3. Апробировать педагогические условия, способствующие развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Актуальность исследования. В условиях стандартизации системы российского образования одним из ключевых ориентиров является повышение доступности и качества образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. одной из приоритетных задач образовательной области «Физическое развитие» является приобретение детьми двигательного опыта, который связан с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, а также с правильным, не наносящем ущерба организму детей дошкольного возраста.
Еще одним аспектом данной проблемы является социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, готового в современных условиях быстро реагировать на различные ситуации, проявлять находчивость, рациональность движений, чтобы отражать сущность понятия «ловкость». Жизнь 21 века довольно энергична и настоятельно просит от нынешних детей скорого реагирования на изменяющиеся обстоятельства, за короткий промежуток времени включится в жизненные ситуации.
Большое внимание в детском саду уделяется физическому воспитанию дошкольников. Значительная роль в физическом развитии принадлежит игре, а именно подвижной. С помощью нее формируется личность дошкольника и его физические качества. Подвижные игры включены в программу дошкольного учреждения.
Главное место в жизни детей старшего дошкольного возраста занимает подвижная игра, так как она влияет на развитие организма ребенка не только физическое воспитание, но и нравственное и эстетическое воспитание. Благодаря различным упражнениям, поднимается жизненный тонус организма ребенка, улучшается работоспособность, выносливость, организм устойчив к заболеваниям.
Для всестороннего развития ребенка важное место занимает физическое воспитание, именно в дошкольном возрасте формируется основной двигательный навык - ловкость. Для полноценного развития этого навыка нужны специальные педагогические условия, такие как обогащение «Центра спорта» в группе детского сада, позволяющие увеличению и обогащению двигательного опыта у детей предполагающей развития ловкости; проведение спортивных мероприятий с использованием различных подвижных игр, способствующие развитию координации движений; консультирование педагогов и родителей по вопросам развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Обогащение предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития ловкости происходит за счет различных игр и пособий, с помощью чего и развивается ловкость у детей. Изображения с различными исходными положениями, помогут ребенку самостоятельно провести разминку и придумать свои собственные необычные упражнения. Картотека с изображением построений и перестроений также помогут детям, научится ориентироваться в пространстве и овладеть новыми разнообразными двигательными движениями.
Проведение спортивных мероприятий, в которых используются подвижные игры, также способствуют развитию ловкости у детей. Подвижная игра, как сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, в процессе которой развивается ловкость, такое определение дает в своих работах И. И. Жуков.
Е. А. Тимофеева дает понятие, что подвижная игра, в которой все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной цели, поставленной перед детьми.
Е. А. Аркин предлагает следующие методы проведение подвижных игр: предварительно познакомить с подвижной игрой исходя из ее содержания; подвижную игру можно начать без предварительной подготовки, постепенно рассказывая о ней в процессе; подвижная игра проводиться сначала с маленькой подгруппой, затем со всей группой; игру можно начать с предварительного показа и объяснения по соответствующей картинке либо по рассказу отдельного эпизода.
Организация и методика подвижных игр должна соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо, прежде всего, учитывать особенности высшей нервной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Для данного возраста характерна особая пластичность деятельности коры головного мозга, Дети быстро реагируют на все внешние и внутренние раздражения.
А. В. Кенеман разработала методику проведения подвижных игр где используются сюжетный рассказ или мини-сказка, при данном подходе проведение подвижных игр у ребенка проявляется интерес к данной игре, развивается воображения и желание выполнять новые физические упражнения, которые способствуют развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Структура подвижной игры: дидактическая задача, направленная на выполнение какого-либо движения; игровая задача в ней сформулирована мотивация детей; игровые действия они определяют ход игры, последовательность выполнения действий; правила, они носят организующий характер и взаимоотношение участников игры; сигнал определенный звук, после которого нужно выполнять какое-либо движение.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности: коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих; индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий; игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста с целью систематизировать знания о развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Эти знания помогут педагогу и родителям подобрать упражнения для развития ловкости, помогут повысить эффективность работы педагогов по физическому развитию детей, обеспечить преемственность методов и приемов развития ловкости в семье и детском саду.
С целью исследования педагогических условий, созданных в ДОО для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, был проведен анализ «Центр спорта» в старших группах. Для того использовался экспертный лист «Перечень оборудования и материала центра физической культуры в старшей группе».
Цель: изучить «Центр спорта» в старшей группе и выявить достаточное количество материалов для полноценного физического развития ребенка.
Инструкция к проведению: заполнение экспертного листа и подведение итога.
Материал и оборудование: экспертный лист «Перечень оборудования и материала центра физической культуры в старшей группе».
Критерии оценки: безопасность, оптимальная, насыщенная многофункциональная, трансформирующая среда в группе ДОО.
Обработка результатов: 1 балл - в группе отсутствует данный вид материала, 2 балла - материал имеется, но в недостаточном количестве, 3 балла - количество материала соответствует норме. Максимальный балл 51, минимальный 25 и ниже.
Уровни:
Высокий уровень – оборудование и материалы соответствуют возрастным показателям, оборудование аккуратно и доступно размещено, состояние их чистое и исправное, в достаточном количестве. Присутствует инвентарь традиционный (гимнастические палки, мячи, кегли) и нетрадиционный (султанчики, бильбоке, гантели). Имеются предметы для бросания и ловли (мяч цветной, мешочки с грузом, мяч резиновый). Также имеются оборудование для ходьбы и равновесия (балансир, коврик массажный). Оборудования для ползанья и лазания (обруч на подставки).
Средний уровень – оборудование и материалы соответствуют возрастным показателям, состояние их чистое и исправное, в не достаточном количестве. Имеются предметы для бросания и ловли (мешочки с грузом, мяч резиновый). Также имеются оборудование для ходьбы и равновесия (коврик массажный).
Низкий – оборудование и материалы не соответствуют возрастным показателям, оборудование не аккуратно и не доступно размещено, состояние их не исправное. Присутствуют мячи, гимнастические палки, кегли.
Также с целью исследования педагогических условий, созданных в ДОО для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, а именно компетентности педагогов по вопросу развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, педагогам МБДОУ города Иркутска №185 было предложено ответить на вопросы составленной нами анкеты.
Цель: выявить компетентность педагогов по вопросу развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Инструкция к проведению: для педагогов составлена анкета, состоящая из 8 вопросов, направленных на выявление компонентов, способствующих развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Критерии оценки: глубина, системность, осознанность представлений о ловкости и ее развитии.
Обработка результатов: 3 балла – педагог владеет представлениями о ловкости и ее развитии; 2 балла – педагог не в полной мере владеет знаниями о ловкости и ее развитии: 1 балл – педагог не владеет знаниями о ловкости и ее развитии.
Высокий уровень 24-20 балла; средний уровень 19-16 балла; низкий уровень 15> балла.
Уровни:
Высокий уровень - педагог имеет представление о развитии ловкости; педагог считает, что одним из средств развитии ловкости является подвижная игра; педагог знает с какого возраста нужно развивать ловкость у детей дошкольного возраста; педагог использует для развития ловкости у детей дошкольного возраста подвижные игры и другие средства; педагог регулярно (раз в неделю) пополняет «Центр спорта» в группе.
Средний уровень - педагог имеет представление об ловкости; педагог сомневается, что одним из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста является подвижная игра; педагог знает с какого возраста нужно развивать ловкость у детей дошкольного возраста; педагог не регулярно (раз в неделю) пополняет «Центр спорта» в группе.
Низкий уровень - педагог не имеет представления о ловкости; педагог не знает, с какого возраста нужно развивать ловкость у детей дошкольного возраста; педагог не считает, что одним из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста является подвижная игра; педагог не регулярно (раз в квартал) пополняет «Центр спорта» в группе.
Помимо этого, с целью исследования родительской когнитивной компетентности о развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, родителям воспитанников старших групп МБДОУ города Иркутска №185 было предложено ответить на вопросы составленной нами анкеты.
Цель: выявить уровень когнитивной компетентности родителей о развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Инструкция к проведению: для родителей составлена анкета, состоящая из 8 вопросов, направленных на выявление когнитивной компетентности по вопросу: развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. (приложение 2)
Критерии: глубина, системность, осознанность представлений о ловкости и ее развитии.
Обработка результатов: 3 балла – родитель имеет высокий уровень представлений о ловкости и считает необходимым развитии ее в старшем дошкольном возрасте; 2 балла – родитель имеет средний уровень представлений о ловкости; 1 балл – родитель имеет низкий уровень представлений о ловкости и не считает необходимым ее развивать в старшем дошкольном возрасте
Продвинутый уровень 24-20 балла; базовый уровень 19-16 балла; критический уровень 15> балла.
Уровни:
Продвинутый уровень (24-20 балла): считает нужным развивать ловкость своего ребенка; знает какое качество развивается у ребенка в подвижных играх; знает, что проводиться педагогами работа и какая именно, связанная с развитием ловкости;
Базовый уровень (19-16 балла): сомневается, что нужно развивать ловкость у своего ребенка; не знает, какое качество развивается у ребенка в подвижных играх; не знает, проводиться ли педагогами работа и какая именно, связанная с развитие ловкости;
Критический уровень (15> балла): думает, что не нужно развивать ловкость у своего ребенка; не знает, какое качество развивается у ребенка в подвижных играх; не знает, проводиться ли педагогами работа и какая именно, связанная с развитие ловкости.
Исследование особенностей ловкости у детей старшего дошкольного возраста включал 2 методики.
Методика №1. Беседа с детьми
Цель: выявить представления детей о подвижных играх, о том, что значит быть ловким, их интересы и предпочтения.
Материал и оборудование: диктофон
Инструкция к проведению: ребенку предлагается ответить на вопросы:
- ты любишь играть в подвижные игры?
- Какие подвижные игры ты знаешь?
- В какие подвижные игры ты любишь играть? С кем?
- Как думаешь, что значит быть ловким? А ты ловкий?
- В подвижной игре нужно быть ловким, как ты считаешь?
- Как ты считаешь, чтобы быть ловким нужно заниматься, тренироваться, делать какие-то специальные упражнения? Где этому можно научиться?
- В подвижной игре ты чаще, какие роли выполняешь? А какие хотел бы?
Критерии оценки: глубина, системность, осознанность представлений; словарный запас; интерес детей к подвижной игре, поведенческие реакции.
Методика №2. Серия тестов «Физическое качество ловкость» (Т.А. Тарасовой, М. А. Руновой) [15,19].
Таблица 1
Тестирование ловкости (М. А. Рунова, Т. А. Тарасова)
№ | Цель | Оборудование | Процедура проведения | Показатели |
Тест 1 | Определить способность быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 м. | Кегли – 5 шт, секундомер, размеченная беговая дорожка не менее 10 м. | Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент воспитатель включает секундомер) преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой расставлены кегли (5 шт). Ребенок должен обежать каждую кеглю, не задев ее. Засчитывается время бега. | высокий уровень – мальчики: менее 5 сек. девочки: менее 6 сек; средний уровень – мальчики: 5 – 6 сек девочки – 6 – 6,5 сек низкий уровень – мальчики – более 6 сек девочки – более 6,5 сек. |
Тест 2 | Определить ловкость при подбрасывании и ловле мяча. | Мяч диаметром 15 – 20 см | Ребенок принимает и. п. (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15 – 20 см как можно выше большее количество раз. Записывается лучший результат. | высокий уровень – более 45 раз Средний уровень – 26 – 45 раз Низкий уровень – менее 25 раз |
Тест 3 | Оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола ведущей рукой. | Мяч диаметром 15 – 20 см | Ребенок стоит в и. п. (ноги на ширине плеч) и одной ведущей рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток засчитывается лучший результат. | Высокий уровень – свыше 40 раз Средний уровень – 20 – 35 раз Низкий уровень – менее 20 раз |
На основании анализа уровни сформированности ловкости у детей старшего дошкольного возраста нами был определен комплекс педагогических условий развития ловкости в подвижных играх. Перечислим данные условия:
1. Разработка методического материала по организации работы с детьми для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх (конспекты занятий, перспективное и тактическое планирование) на 3 учебных месяца;
2. Организация комплексного методического сопровождения педагогов и родителей в образовательном процессе, направленного на повышение уровня их компетентности по вопросам использования подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития ловкости;
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Учитывая результаты педагогической диагностики уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, мы поставили цель: разработать тактический и оперативный план для повышения уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Мы поставили следующие цели работы по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх:
– формирование знаний и представлений о ловкости;
– формирование интереса, положительного отношения к подвижным играм, эмоционального отклика при изучении ловкости;
С целью обеспечения целенаправленного, систематического развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, мы разработали примерное тактическое планирование, представленное в таблице 2
Таблица 2
Примерное тактическое планирование по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на месяц.
Тема недели | Тема деятельности (НОД) | Задачи по образовательной области | Ожидаемый планируемый результат |
Март | |||
Знакомство с народной культурой и традициями Аквариумные рыбки Смех, цирк, театр | Игровая беседа с элементами движения П/и «Чехарда» Цель: закрепить умения преодолевать препятствия в ограниченное время, упражнять в беге по разным направлениям П/и «На поляне» Цель: научиться ловить мяч, не прижимая его к себе, развивать умение отбивать мяч от пола Викторина «Какие подвижные игры мы знаем». П/и «Подбрось-поймай» Цель: научиться подбрасывать мяч высоко над собой и поймать его двумя руками. П/и «Ловишка бери ленту» Цель: закреплять умения бегать в различных направлениях, действовать по сигналу. Игровая беседа с элементами движения, направленные на развитие ручной ловкости П/и «Хоккей руками» Цель: закреплять умение согласовывать слова с игровыми действиями П\и «Охотники и зайцы» Цель: закреплять умения метать мяч в цель |
| 1. Определяет и называет 2-3 особенности ручной и телесной ловкости (ручная: часовщик быстро и ловко вставил на место шестерню в крохотных часиках; телесная: полковник ловко проскакал на лощади во главе парада) 2. Определяет и называет 2-3 причины значимости выполнять физические упражнения (развивается ловкость, быть сильным и здоровым) 3. Пробегает препятствия в ограниченное время, умеет отбивать мяч от пола, подбрасывает мяч высоко вверх и ловит его
|
Детям о космосе | Эстафета, посвященная Дню космонавтики П/и «Ждут нас быстрые ракеты» Цель: закреплять умения пробегать препятствия с мячом в руках П/и «Солнце-чемпион» Цель: закреплять умения ловить мяч двумя руками и подбрасывать его высоко над головой |
|
|
Для реализации тактического планирования были поставлены следующие задачи: познакомиться с понятием «ловкость» и ее значением для жизни человека; выделять отличительные особенности от других физических качеств, особенности ловкости; получить информацию в каких подвижных играх развеивается ловкость: «Ловишки», «Хитрая лиса», «Быстро в колонну»; осознавать важность развития ловкости, выражать свои эмоции и чувства при просмотре иллюстраций и участия в подвижных играх, положительное отношение к подвижным играм.
Ожидаемые результаты реализации тактического планирования по развитию ловкости в подвижных играх на месяц выглядят следующим образом: дети называют 2-3 отличия ловкости от других физических качеств, 2-3 подвижные игры, связанные с развитием ловкости, 3-4 упражнения, и могут их выполнить, при просмотре иллюстраций или непосредственном взаимодействии выражают интерес, радость, восторг; аргументируют свое мнение относительно ловкости в подвижных играх.
Мы считаем, что работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх будет эффективна при интеграции видов деятельности «Игровая деятельность» с другими видами деятельности, которая представлена табл.
Таблица
Интеграция видов деятельности «Игровая деятельность» с видами деятельности «Двигательная деятельность» и «Восприятие художественной литературы».
Неделя | Реально значимые для детей события окружающей жизни | Виды деятельности | ||
Игровая деятельность | Двигательная деятельность | Восприятие художественной литературы | ||
Знакомство с народной культурой и традициями | Эстафета с чехардой |
|
|
|
Аквариумные рыбки | Викторина «Какие подвижные игры мы знаем». |
|
|
|
Смех, цирк, театр | Игровая беседа с элементами движения, направленные на развитие ручной ловкости |
|
|
|
Детям о космосе | Эстафета, посвященная Дню космонавтики |
|
| 1. Расширять представления о космосе подвижных играх через прочтение рассказов 2. Формировать эмоционально-положительное отношения к профессии «космонафт» 3. Развивать умение играть в подвижные игры после прочтения художественной литературы |
Из данной таблицы мы можем сделать вывод, что в нашей работе присутствует интеграция видов деятельности «Игровая деятельность», со следующими двигательными деятельностями: «Двигательная деятельность», «Восприятие художественной литературы». Это позволит в полной мере раскрыть формирующий компонент развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Комплексное сопровождение педагогов предполагает разработку мероприятий, с помощью которых будет осуществляться формирование компетентности педагогов в вопросах развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Один из вариантов организации комплексного методического сопровождения педагогов в виде планирования мероприятий мы представили в таблице 3
Таблица 3
Планирование работы с педагогами по повышению компетентности в вопросах развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Срок реализации | Тема | Цель | Форма организации | Планируемые результаты |
1 неделя апреля | «Специфика развития ловкости у детей | Расширение представлений педагогов о ловкости у детей | Семинар | Осознают важность развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста; |
старшего дошкольного возраста» | старшего дошкольного возраста в подвижных играх. | Активно участвуют в диалоге и отвечают на вопросы; 3-4 педагога называют особенности развития ловкости в разных возрастных группах. | ||
3 неделя апреля | «Виды и способы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» | Расширение представлений педагогов о ловкости, совершенствование навыков отбора информации. | Семинар-практикум | Педагоги имеют представления об особенностях ловкости; Называют 4-5 способов развития ловкости. Активно участвуют в диалоге и отвечают на вопросы. |
1 неделя мая | «Разработка подвижных игр для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» | Формирование представлений педагогов об разработке подвижных играх для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. | Мозговой штурм | Педагоги имеют представление о подвижных играх, их видах; Называют 3-4 подвижные игры; Знают структуру подвижных игр. |
Как видно из таблицы , для повышения уровня компетентности педагога в вопросе развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх мы предлагаем использовать следующие методы: семинар «Специфика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста», семинар-практикум «Виды и способы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста», мозговой штурм на тему «Разработка подвижных игр для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста».
Вышеперечисленные мероприятия для педагогов ориентированы на решение целого ряда задач, таких как: расширение представлений педагогов о развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх; расширение представлений педагогов о подборе подвижных игр направленных на развитие ловкости, совершенствование навыков отбора информации; формирование представлений педагогов о структуре проведения подвижных игр; отработка навыка создания подвижных игр по задачам развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста; развитие представлений об организации РППС в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов; развитие представлений о способах взаимодействия с родителями.
Один из вариантов организации комплексного методического сопровождения родителей для повышения их компетентности в вопросах развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх мы представили в виде планирования мероприятий для родителей в таблице
Таблица 4
Планирование работы с родителями по повышению компетентности в вопросах развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Срок реализации | Тема | Цель | Форма организации | Планируемые результаты |
1 неделя марта | «Что такое ловкость и как ее развивать» | Расширение представлений родителей о ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. | Семинар | Осознают важность развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста; Активно участвуют в диалоге и отвечают на вопросы; 3-4 родителя называют особенности развития ловкости у детей. |
3 неделя марта | «Важная и нужная подвижная игра» | Привлечение родителей к игровой деятельности с детьми. | Родительский вечер | Родители заинтересованы игровой деятельностью; Проявляют желание принять участие в подвижных играх с детьми; Осознают важность развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. |
1 неделя апреля | «Подвижные игры на развитие ловкости» | Обобщение знаний и представлений родителей относительно подвижных игр направленные на развития ловкости. | Памятка | Родители заинтересованы игровой деятельностью; Проявляют желание принять участие в Подвижных играх с детьми; Осознают важность развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. |
Как видно из таблицы , для повышения уровня компетентности родителей в вопросе развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, мы предлагаем использовать следующие методы: семинар «Что такое ловкость и как ее развивать», родительский вечер «Важная и нужная подвижная игра», памятку «Подвижные игры на развитие ловкости».
Вышеперечисленные мероприятия для родителей ориентированы на решение целого ряда задач, таких как: расширение и обобщение представлений родителей о ловкости и способах ее развития у детей старшего дошкольного возраста; формирование умений родителей привлекать детей к подвижной игре; привлечение родителей к игровой деятельности для развития ловкости у детей.
При организации представленного выше планирования работы с педагогами и родителями по повышению компетентности в вопросах развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх нами были использованы активные формы работы, поскольку они предполагают иную позицию участников в процессе совместной деятельности. С учетом того, что мероприятия с родителями и педагогами проводятся с определенной частотой, достижение их результативности тесным образом связано с формой проведения мероприятий, используемыми методами и приемами работы.
Мы полагаем, что, когда родители и педагоги самостоятельно осуществляют поиск какой-либо информации, анализ той или иной ситуации, у них формируется собственная позиция по отношению к проблеме формирования коммуникативной компетенции детей, делает ее более значимой для них и, соответственно, родители и педагоги становятся более заинтересованными в решении данной проблемы.
Следующим аспектом организации работы для реализации педагогических условий развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх является обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Таблица
Направления амплификации развивающей предметно-пространственной среды группы по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Тематическая неделя | Задачи | Образовательные центры в группе | ||
Центр физической культуры | Литературный центр | Центр изобразительного искусства | ||
«Весна» |
| 1Мешочки с наполнителем разного размера для развития ручной ловкости #1041;алансирный диск #1052;аталочки #1050;арточки с движениями направленные на развитие ловкости 5. Твистор | #1052;ини-сказки (авторский прием Э.Я. Степаненковой). #1056;ассказы о старинных подвижных играх «Как мы в городки играли», «Чехарда». #1056;ечевки к подвижным играм «Лисонька-лиса», «Кот и мыши», «На дворе мороз и ветер». #1057;читалки «На златом крыльце сидели», «На палубе матросы», «Бегал зайка по дороге». #1057;тихотворения для физминутки «А теперь на месте шаг», «Будем прыгать и скакать», «Вверх рука и вниз рука» | ;Бильбоке» #1060;лажки для подвижных игр #1052;ешочки для метания #1043;онтели-конфетки #1052;аски для подвижных игр |
Из представленной таблицы видно, что развивающую предметно-пространственную среду целесообразно наполнить следующим материалом: мешочки с наполнителем разного размера для развития ручной ловкости, балансирный диск, маталочки, карточки с движениями направленные на развитие ловкости, твистор. Мини-сказками (авторский прием Э.Я. Степаненковой), рассказы о старинных подвижных играх «Как мы в городки играли», «Чехарда», речевки к подвижным играм «Лисонька-лиса», «Кот и мыши», «На дворе мороз и ветер». Считалки «На златом крыльце сидели», «На палубе матросы», «Бегал зайка по дороге». Стихотворения для физминутки «А теперь на месте шаг», «Будем прыгать и скакать», «Вверх рука и вниз рука».
Для совершенствования навыков отражения ловкости целесообразно добавить в центры следующие материалы: изображение различных видов спорта таких как футбол, волейбол, баскетбол. Карточки со схемами выполнения движений на развитие ловкости. «Бильбоке», флажки для подвижных игр, мешочки для метания, гонтели-конфетки, маски для подвижных игр.
Для закрепления полученных знаний и навыков в двигательной деятельности мы предлагаем добавить в центр спорта следующие материалы: карточки с подвижными играми «Быстро в колонну», «Хитрая лиса», «Перебежка»; игры-драматизации «Эмоциональный крокодил», «Изобрази предмет».
Таким образом, с помощью обогащения развивающей предметно-пространственной среды уровень ловкости в группе детей старшего дошкольного возраста будет повышен, так как дети самостоятельно будут использовать карточки со схемами подвижных игр, а также закреплять полученные на занятиях знания и умения с помощью разных подвижных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аркин, Е. А. Дошкольный возраст. [Текст] / Аркин Е. А. – М.: Просвещение, 1948. - 530 с.
- Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
- Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст]: автореф. д. пед. наук / Л. В. Волков. - М., 1989. – 40 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский, - М,: Смысл, 2014 – 512 с.
- Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности / Детская спортивная медицина [Текст] М.: Медицина, 1980. - С. 32-34.
- Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запроржец. - М.: Академия педагогических наук СССР, - 1986. - 296 с.
- Зациорский, В. М. Исследование взаимосвязи между физическими качествами. Теория и практика физ. культуры [Текст] / В. М. Зациорский, Н. Г. Кулик, Ю.И. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт - 1969. - С. 28-33.
- Ефремова, Л. Б. Игра в физическом и психическом развитии ребенка [Текст] / Л. Б Ефремова // Инструктор по физической культуре. – 2015. - № 8. - С. 35-39.
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
- Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Кожухова. - М.: Владос, 2003. - С. 98.
- Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды [Текст] / П. Ф. Лесгафт.- М.: Издательства Юрайт, 2017. – С. 139.
- Лях, В. И. Двигательные особенности [Текст] / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2006. - №2. - С.2-6.
- Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. А. Бойнович. – М.: Детство-Пресс, 2014. 32 с.
- Озолин, Н. Г. Спортсменам о спортивных тренировках [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: физкультуру и спорт, 1962. - 79 с.
- Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5– 7 лет [Текст] \ М. А. Рунова. - М.: Просвещение, 2000. - 115 с.
- Рунова, М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 – 7 лет (с учетом уровня двигательной активности) пособие для воспитателей инструкторов физкультуры [Текст] / М. А.Рунова. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с.
- Сальников, А. Н Физическая культура: конспект лекций [Текст] / А. Н. Сальников. - М.: Приор-издат, 2005. - 124 с.
- Семенова, Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Семенова. - М, 2002. 22 с.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
- Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А. Тарасова. – М.: Сфера, 2005. – 176 с.
- Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
- Фарфель, В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища [Текст] / В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 384 с.
- Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / С. О. Филипповой. – М.: Академия, 2014. - 302 с.
- Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко., Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
- Выготский, Л. С. Теория внимания, [Электронный документ]. – Режим доступа: . - Загл. с экрана.
- Павлов, И. П. Условные и безусловные рефлексы, [Электронный документ]. – Режим доступа: . - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромнуюпотребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть дляних – это, прежде всего, двигаться, действовать....
"Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста".
Мною подобраны подвижные игры и усложнены их правила, всё это поможет наиболее рационально развить ловкость детей дошкольников....
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.
Развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению, через подвижные игры с дидактической направленностью....
Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм «нашего двора
Дворовые игры почти исчезли из их жизни. Те самые игры, в которые играли не только Вы, но и Ваши родители, дедушки и бабушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали реш...
творческая работа "Влияние подвижных игра на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Данная творческая работа нанправлена на выявление ловкостных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Полезна для воспитателей старших групп и физкультурных инструкторов детских садом...
Опыт работы по теме "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и игр-эстафет с учетом ФГОС."
Подвижные игры и игры-эстафеты являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способств...
Методическая разработка Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышц...