Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Играя, ребенок развивается всесторонне. Игры дают возможность детям развиваться и совершенствоваться при выполнении определенных правил. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают на развитие психофизических качеств как: ловкость, быстрота, сила, выносливость. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dronova_aa.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Гармонично развитый ребенок уже с детства стремиться к каким-нибудь движениям, действиям. Свою потребность в движении дети обычно стараются проявить в подвижных играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Одной из немаловажных задач физического воспитания детей дошкольного возраста является разработка и внедрение определенных методов и средств, приемов, которые будут способствовать совершенствованию детского организма, повышению детской работоспособности, изучив методическую литературу можно сказать, что имеется достаточное количество способов развития психофизических качеств, но самым эффективным являются подвижные игры.
Подвижная игра как важнейшее средство развития ловкости имеет преимущество среди других средств, в том, что они связаны с активностью, творчеством и фантазией.
Г.В. Ильина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей уже практически хорошо развиты физические качества, а игры построены на известном детям материале. При выборе подвижных игр педагоги учитывают индивидуальные и возрастные возможности, а грамотное педагогическое руководство игрой содействует целенаправленному формированию многих физических качеств. Вместе с тем как педагог видоизменяет игру, усложняет ее или добавляет атрибуты, вносит изменения в правила игры, увеличивают интерес детей к играм, стимулируют для проявление различных свойств ловкости.
Как утверждает М.Ф. Литвинова лучший путь развития ловкости у дошкольников, когда у них уже имеется необходимый багаж двигательных навыков и умений – это использование подвижных игр и игровых заданий, где действия осуществляются в постоянно меняющихся условиях. Этому требованию отвечают подвижные игры с мячом, которые оказываются для дошкольников наиболее увлекательной формой активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. Подвижные игры с мячом результативно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость. Все подвижные игры с мячом составляются из движений, предусмотренных основной общеобразовательной программой дошкольного образования, т.е. выполнение их вполне доступно и интересно детям.
М.М. Конторович отмечает, что детей очень увлекает многообразие движений в игре – пробежать, перелезь, подлезть, передать мяч, попасть мячом в цель и т.д., их соревновательный характер. В процессе проведения подвижных игр с мячом совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него развивается умение самостоятельного их применять в повседневной жизни.
Регулярное и последовательное использование подвижных игр с их видоизменением и усложнением помогут развивать ловкость у детей старшего дошкольного возраста.
О.В. Чайковская выделяет подвижную игру как одно из главных средств всестороннего развития детей. Специфической ее особенностью является комплексность воздействия на детский организм, и на все стороны личности ребенка: в игре наряду с этим осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Выдающийся педагог Эмма Яковлевна Степаненкова, как специалист в области физического воспитания, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре формируются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».
Изучение теории подвижных игр, проведение их на практике с детьми результаты исследований педагогов в области физического воспитания свидетельствуют, что правильно подобранная и грамотно руководимая подвижная игра является эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста и развития психофизических качеств в комплексе. Эмоциональное возбуждение, интерес к игре, переживания которые испытывает дошкольник, являются сильным толчком на всестороннее развитие ребенка.
По мнению Е.А. Тимофеевой подвижная игра, оказывает физическое влияние: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически значимых движений, и, таким образом, в значительной степени содействует правильному росту и развитию. Ребенок в игре ходит, бегает, скачет, перелезает, бросает и ловит, убегает, прячется или ищет. Значительное число движений сопровождается химическими процессами, которые приводят в работу дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, увеличивается подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм представляет собой функционально единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на увеличение деятельности других органов. При ловких движениях во время игры совершенствуется процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, обильнее обмен веществ, увеличенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких совершенствует координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность. Опытный педагог применяет эмоциональное воздействие в игре в различных ситуациях, которые он сам умело подготавливает. Например, менее активным и застенчивым детям нужно давать главные роли, в которых естественным образом дети учатся действовать, говорить, петь, двигаться так, как они никогда не отважились бы вне игры. С. Д. Поляков утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя и на работе. Ребенок вялый, малоактивный и неторопливый, безразличный к проигрышу не в состоянии будет позднее загореться трудовыми задачами.
Воспитательная задача при проведении подвижных игр - руководство развитием движений дошкольников. Для грамотного педагога игра является наиболее удачной формой развития психофизических качеств как: ловкость, быстрота, выносливость.
Как, например, Г.В. Ильина указывает, что дошкольники на первый взгляд очень энергичны, мобильны: они умеют ходить, бегать, скакать, лазить и быстро усваивают новые движения. Однако в детской походке, беге, прыжках много неловкости, судорожности и лишних, незаконченных движений. Например, походка детей, шатающаяся из стороны в сторону и вокруг вертикальной оси, шаги неровны, иногда шаркающие, темп не отрегулированный, и даже при направленной походке ребенок идет к цели не по прямой, движения рук и ног не скоординированы. Для устранения всех этих недостатков и нужно применить в своей работе подвижные игры, целенаправленно руководя ими. Например, во всех играх «в змею» (имеется много вариантов), в играх, когда дети под песни или считалочки ходят по кругу, в хороводах, они охотно сосредоточивают свое внимание на красивой, ровной походке, а мелодия помогает выравниванию шага, координации движении рук и ног и т.д. Игру «Воробушек» можно использовать для упражнения в прыжках в положении «ноги вместе». Когда детям просто показали и объяснили, как прыгать в положении «ноги вместе», у большинства ничего не получилось. В дальнейшем воспитатель нарисовала «домики» и детям сказала, что они будут «воробушки». Сюжет сделал деятельность наиболее близкой детям, «домики» содействовали ориентации в пространстве, и игра существенно ускорила развитие навыка привлекательным для детей способом [32, с. 69].
Ненужно ждать и надеяться на то, что движения детей будут развиваться самостоятельно, в связи с возрастом, как результат созревающего организма утверждает М.Ф. Литвинова в своих трудах. Педагог обязан постоянно следить за развитием ребенка. Правильно созданные жизненные условия, будут способствуют росту ребенка и развитию его качеств, недостаточное внимание или неблагоприятная среда могут тормозить развитие ребенка. Грамотно подобранная игра является незаменимым средством для совершенствования и координации движений ребенка. Не менее значительна роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Педагог, показывая и объясняя движения одновременно, согласно правилам игры, учит детей строить отношения между ними, учит их воспринимать, связывать слова с движениями. Детей приучают соблюдать правила игры, вести себя определенным образом по отношению к другим детям. Если ребенок понял смысл игры, понимает какую роль осуществляет, то это способствует развитию логики и мышления дошкольника.
Коллективную игру нельзя осуществить, если нет слаженности детей в группе. Наиболее важным является именно тот факт, что ребенок сам приходит к выводу, что без слаженности и без строгого соблюдения правил игра невозможна.
Л.Б. Эфремова в своей статье указывает на то, что игра учит детей сознательно подчиняться правилам, соблюдать установленные подчинения, т.е. она влияет на волю детей, вырабатывает в них чувство самообладания, контроль над собой. Через игру воспитывают у детей дисциплинированность, честность, справедливость.
Е.Н. Вавилова отмечает, что каждая игра служит источником новых знаний, делает ребенка подвижным и ловким, развивает сноровку и одновременно возможность усвоить ценные нравственные и волевые качества. Всестороннее воздействие подвижных игр можно конкретизировать в каждом отдельном случае. Педагог, ставя определенную цель перед собой решает и педагогическую задачу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что играя, ребенок развивается всесторонне. Игры дают возможность детям развиваться и совершенствоваться при выполнении определенных правил. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают на развитие психофизических качеств как: ловкость, быстрота, сила, выносливость. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста".
Мною подобраны подвижные игры и усложнены их правила, всё это поможет наиболее рационально развить ловкость детей дошкольников....
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...
Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка и его позит...
Подвижные игры как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности,формируются нравственные...
Проект "Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое...
Методическая разработка Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышц...
Подвижные игры как средство развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры как средство развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста...