Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению, через подвижные игры с дидактической направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_igry.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чажемтовский детский сад»
Воспитатель: Порозова Валентина Валентиновна
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.
Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.
Движение важно всем детям, но именно среди дошколят оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры, я не могла обойти такой важный их вид как подвижные.
Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. «Надо не только дать ему время поиграть, но и прожить этой игрой всю его жить» А. Макаренко
Подвижные игры используются, в первую очередь, для оздоровления детей, так как недостаточная двигательная активность ведет к снижению тонуса мышц, работоспособности, выносливости, уменьшению массы и объема мышц. А из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении и двигательная активность вообще. В результате развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов, понижается эмоциональный тонус детей. Нередко формируются различные дефекты осанки, усугубляются имеющиеся ранее нарушения осанки.
Подвижная игра с дидактической направленностью – это осознанная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей:
- первая (условная) цель решает задачи физического развития и оздоровления, которые требуют от дошкольников активных двигательных действий, выполнение которых зависит от их творчества, инициативы и физических возможностей;
- вторая цель решает задачи познавательного характера, где дети закрепляют знания и представления по образовательным областям.
Игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Играя в такие игры, дошкольник задействует для достижения цели не только свое тело и двигательные умения, но и решает дидактическую задачу, что приносит ему, несомненно, личное удовлетворение и эмоциональный подъем.
«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом», писал К. Д. Ушинский.
Подвижные игры дидактической направленности (ПИДН) основываются на следующих принципах:
• принцип активности и сознательности;
• принцип постепенности;
• принцип соответствия возрастным и физическим особенностям детей;
• принцип соответствия месту.
Основанием для создания подвижных игр с дидактической направленностью явилось желание поддерживать высокий уровень положительного психоэмоционального состояния ребенка и уровень комфортного пребывания его в детском саду, так как это является главным условием его хорошего здоровья и самочувствия.
Подвижные игры с дидактической направленностью в детском саду я использую для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровье сберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Участвуя в таких играх, дети могут прочувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности в коллективе детей своей группы и детского сада. У детей развивается способность не только умело и ловко двигаться, но и проявлять чудеса эрудиции.
Результатом применения подвижных игр с дидактической направленностью в моей группе явилось то, что наши дети независимо от возраста любят получать знания, такая игра всегда связана с моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Игры проводятся и организуются так, что опасность получить физическую и эмоциональную травму минимальна. В подвижной игре с дидактической направленностью создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта, каждый ребенок может побывать в центре внимания и почувствовать себя успешным в коллективе детей.
В своей практике я использовала подвижные игры для развития познавательных процессов дошкольников. Многие традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:
1.«Найди кусочек сыра». (Учить детей по сигналу находить себе норку).
2.«Живая неделька». (Закреплять умение последовательно называть дни недели, упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10).
3.«Помири цифры и знаки». (Развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше).
4.«Назови предыдущее и последующее число». (Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10).
5.«Правильный счет». (Помочь усвоению порядка следования натурального ряда, закреплять знание цифр первого десятка, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).
6.«Найди пару». (Закреплять умение соотносить цифру с количеством).
7.«Дружная команда». (Закреплять знания цифр первого десятка и счет, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).
8.«Дружные ребята». (Закреплять навыки прямого и обратного счета).
9.«Мы играем и решаем». (Упражнять детей в беге с заданиями, в умении решать пример).
Для ориентировки в пространстве:
1.«Кто, где?». (Учить различать положение предметов в пространстве: впереди, сзади, посредине, справа, слева).
2.«Найди мишку». (Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане).
Величина:
1.«Кто какого роста». (Установление отношений между величинами).
2.«Посадим деревья в ряд». (Развивать умение сравнивать предметы по высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке).
Форма:
1.«Составь геометрическую фигуру». (Упражнять в составлении геометрических фигур по образцу, развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми головоломками, способность к самооценке своих действий).
2. «Найди фигуру». (Закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам).
3. «Строим замок». (Закреплять умение конструировать).
Ориентировка во времени:
1.«Успей вовремя». (Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом).
2.«Собери картинки». (Закреплять знания детей о временах года).
Вывод: ПИДН - являются средством воспитания, обучения, развития ребенка, сохраняют здоровье.
ПИДН - обеспечивают всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.
Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными познавательными способностями. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.
ПИДН - позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.
Используемая литература:
1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2016
2. Попова Г. П., Усасева В. И. Занимательная математика. - Волгоград: Учитель, 2007
3. Борисова М. М. - Малоподвижные игры и игровые упражнения. – Мозаика – Синтез Москва, 2014
4. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1988
5. Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В. Математика в движении. Учитель, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....
Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр. Задачи:.Определить наиболее рацио...
План работы по самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы по самообразованию...
План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....
Проект «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повышение уровня готовности детей к обучению в школе...
План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...