План работы по самообразованию «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» г. Балашова Саратовской области»
План
по самообразованию
«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Педагога - психолога
Хабаровой К.А.
Балашов
Тема: «Агрессивность у детей дошкольного возраста».
Актуальность темы: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы. Цель: повысить уровень собственной компетенции по проблеме агрессивности у детей дошкольного возраста. Задачи самообразования: 1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте. 2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. 3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению. 4. Ознакомиться с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста; 5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения Предполагаемый результат, после проведенной работы: Владение психолога - педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
План работы
Срок реализации | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | 1.Агрессия. Причины, последствия, контроль. 2. Причины агрессивного поведения детей. | Изучение литературы по данной теме |
Октябрь | 1. Психология человеческой агрессивности. 2. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. | Изучение литературы по данной теме |
Ноябрь | Игры направленные на снятие агрессии у детей | Картотека игр |
Декабрь | «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми в ДОУ» | Консультация для воспитателей |
Январь | «Давайте дружить» | Цикл коррекционных занятий для детей дошкольного возраста по снижению уровня агрессивности |
Февраль | «Агрессивные дети и как с этим «бороться» | Консультация для родителей |
Март | «Детская агрессивность как психологическая проблема» | Доклад |
Апрель | «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей» | Консультация для воспитателей |
Май | Итоговый отчет | Отчет о проделанной работе |
Ноябрь
Игры, направленные на
агрессивного поведения дошкольников
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:
- Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
- Игры, направленные на отработку навыков общения;
- Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.
Игра «Маленькое привидение» (Кряжева Н.Л.)
Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.
Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
Игра «Рубка дров»
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Содержание. Педагог: «Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Игра «Стаканчик для криков»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
Игра «Листок гнева»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро
Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Игра «Бумажные мячики». (Фопель К.)
Цель: предоставление детям возможности вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.
Содержание. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне противника. Услышав команду «Стоп»! вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
Декабрь
Консультация для педагогов
«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не тольков обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии инасилия с экранов телевизоров и компьютеров. Впоследнее время изучение проблемы агрессивногоповедения ребенка стало едва ли не самым популярнымнаправлением исследовательской деятельностипсихологов всего мира. С чем это связано, как бороться спроявлениями детской агрессивности? Попробуемобсудить эти вопросы.
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, чтоозначает “нападение”, “приступ”. В психологическомсловаре приведено следующее определение данноготермина: “Агрессия — это мотивированное деструктивноеповедение, противоречащее нормам и правиламсуществования людей в обществе, наносящее вредобъектам нападения (одушевленным инеодушевленным), приносящее физический иморальный ущерб людям или вызывающее у нихпсихологический дискомфорт (отрицательныепереживания, состояние напряженности, страха,подавленности и т.п.)”.
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотябы один ребенок с признаками агрессивного поведения.Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их,отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляетгрубые выражения, одним словом, становится “грозой”всего детского коллектива, источником огорченийвоспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого,грубого ребенка очень трудно принять таким, какой онесть, а еще труднее понять.
Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей:“Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он“не успокаивается” до тех пор, пока взрослые невзорвутся, а дети не вступят в драку”.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой,нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что егоагрессия — это, прежде всего, отражение внутреннегодискомфорта, неумения адекватно реагировать напроисходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным,никому не нужным. Жестокость и безучастностьродителей приводит к нарушению детско-родительскихотношений и вселяет в душу ребенка уверенность, чтоего не любят. “Как стать любимым и нужным” —неразрешимая проблема, стоящая перед маленькимчеловечком. Вот он и ищет способы привлечениявнимания взрослых и сверстников. К сожалению, этипоиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нами ребенку, но как сделать лучше — он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чегодобивается ребенок и почему он ведет себя так,хотязаранее знает, что со стороны детей может получитьотпор, а со стороны взрослых — наказание.
В действительности это порой лишь отчаянная попытказавоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеетпредставления, как другим способом можно бороться завыживание в этом странном и жестоком мире, какзащитить себя.
Агрессивные дети очень часто подозрительны инасторожены, любят перекладывать вину за затеяннуюими ссору на других.Такие дети часто не могут самиоценить свою агрессивность. Они не замечают, чтовселяют в
окружающих страх и беспокойство. Им, напротив,кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивныедети боятся и ненавидят окружающих, а те, в своюочередь боятся их.
Некоторые дети в группе часто являются проблемойдаже для самых выдержанных и спокойныхвоспитателей. Но педагоги-профессионалы должнынаучиться справляться со своим гневом и негативнымичувствами по поводу агрессивного ребёнка. Преждевсего необходимо выявить причину агрессивногодетского поведения, которая является источником еговызова окружающему миру.конфликты и наиболееподвержены нервным срывам.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
Различайте наказание и дисциплину.
Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому,какое поведение
приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Еслинашей целью является заставить детей вести себяхорошо, то задача это решается довольно просто.Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детейвести себя хорошо. Но дети, которых принуждают кправильному поведению, стыдят иди ругают, скореевсего будут думать о себе:
«Я плохой(ая)»
«Мне нужно остерегаться взрослых»
«Мне лучше бы не попасться »
Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за нимиследят, потому что они не хотят быть наказанными. Онине учатся тому, какое поведение приемлемо, и почемуповедение нетерпимо. Наказание может временноприостановить
определённое негативное поведение детей, но оно непоможет развить у них навыки самодисциплины.
Вместо этого наказание может усилить их негативныечувства о себе.
Хотя слова «дисциплина» и «наказание» частоиспользуются в одном контексте, но они имеют оченьбольшое различие. «Дисциплина» означает направлениедетей в русло приемлемого поведения. Самая важнаяцель установления дисциплины – помочь детям развитьсамоконтроль. Педагоги, стремясь установитьдисциплину, помогают детям понять и усвоитьпоследствия их действий, поступков и поведения.
Что могут сделать педагоги
Чтобы научить детей контролировать своё поведение,воспитатели должны предлагать детям выбор ивозможности принимать самостоятельные решения, знаяо логических последствиях того или иного их действия.Педагоги должны заранее предложить детям выбор,чтобы дети подумали и о его последствиях. Например,они могут сказать:
«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку изкубиков, то ты покинешь Центр Строительства. Тыможешь построить свою башню и ломать её, если хочешь.Или делать что-либо ещё».
Этот тип сообщения поможет детей в развитиисамоконтроля, потому что он устанавливает ограниченияи предлагает выбор. В отличие от наказания, в этомслучае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.
Педагоги могут использовать разные подходы и способы,направляя поведение
детей. Ни один из способов не срабатывает на 100процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всёзависит от конкретного ребёнка и конкретной ситуации.Педагоги должны знать детей и их проблемы.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка,наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6.Давать ребенку возможность проявлять гневнепосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственногоэмоционального состояния и состояния окружающихлюдей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтныхситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Февраль
Консультация для родителей на тему:
«Агрессивность ребёнка и как с ней бороться»
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
Как агрессивность проявляется у детей?
- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
- Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
- Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
- Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
- В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
- У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ).
Всегда ли это плохо?
Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.
Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.
Причины детской агрессивности.
Агрессия может возникать в следующих случаях:
- как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
- как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
- Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).
Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).
Мультфильмы или компьютерные игры?
Сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них? Часто мы не задумываемся о вреде той или иной игры, в которую часами может играть наш ребенок, или сажаем ее перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезны мультфильмы и передачи.
Поэтому тщательно следите за тем, что просматривает ваш малыш. А компьютерные игры следует вообще исключить в столь раннем возрасте, он еще успеет наиграться.
Читайте ребенку книги, энциклопедии, вместе лепите из пластилина, конструируйте и воздвигайте дворцы и крепости, собирайте самолеты и корабли. Что касается выбора мультиков, то согласитесь, что все-таки добрые советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.
Когда нужна помощь специалиста?
Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:
Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.
Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.
Предупреждение агрессивности
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
- Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
- Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
- Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
- Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
- Не прибегайте к физическим наказаниям.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,мести.
Лечение агрессивности
Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.
От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.
Что такое аутоагрессия?
Значительно лучше, когда ребенок выплескивает свои эмоции, дает выход своей злости. Ведь часто, благодаря нашим строгим запретам, малыш не проявляет своего агрессивного поведения. Ребенок может специально бить себя, нанося себе боли, вести себя так, чтобы вызвать негативную реакцию взрослого.
Такая скрытая агрессия рано или поздно может отразиться на детском здоровье. Мы все понимаем, что когда у нас все внутри кипит - будь то радость или злость - мы должны позволить выйти этому наружу.
Очень опасной является ситуация, когда нет выхода эмоциям, и они обращены на себя. Это так называемая - аутоагрессия. Если мы злимся и не даем выхода своим переживаниям, накапливая их в себе, рано или поздно этим эмоциям придется выйти наружу - это приведет к негативным последствиям.
Март
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Агрессия (от латинского «agressio» — приступ, нападение) – это деструктивное, мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам сосуществования в обществе людей, наносящее людям вред (отрицательные переживания, физический вред, состояния напряженности, подавленности, страха, и пр.).
А.Басс. и А.Дарки выделяют 5 типов агрессии :
1. Физический тип агрессии (физические действия против кого-либо);
2. Косвенный тип агрессии направленный (злобные шутки, сплетни) и ненаправленный (топанье, крики в толпе);
3. Негативизм (оппозиционная манера поведения):
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость):
5. Вербальный тип агрессии (крики, угроз, ругань).
Все эти типы агрессии наблюдаются у людей всех возрастов, а иногда происходит проявление с раннего детства.
Агрессия выполняет в опасной для человека ситуации функцию защиты и адаптации. Должна вызывать настороженность ситуация, когда агрессия постоянно переживается ребенком. С ощущениями беззащитности могут быть связаны устойчивые агрессивные реакции, ненужности. Агрессия может являться причиной невозможностью достичь цели, разочарования, в последствии чего повышается тревожность, напряжение и появляется чувство безысходности. Г.Паренс считает, что, любой тип агрессии – упрямство, враждебность, упорство – может быть вызван попытками воздействовать и контролировать ситуацию. Г.Паренс выделяет два вида агрессии:
1. Деструктивная агрессия - поведение, которое причиняет боль. Такой вид агрессии активизируется и накапливается при длительных, сильных и неприятных переживаниях. Пусковым механизмом является переживание стресса или боли. Этот вид агрессии приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшает способности к адаптации. Агрессивность накапливается не находя выхода, и становится чертой характера, окрашивая эмоционально всю жизнь человека. В.В. Лебединский предлагает сравнительную характеристику явлений эпилептоидной психопатии, как в детском, так и взрослом жизненных периодах: у взрослых при эпилептоидной психопатии наряду с взрывчатостью, жестокостью присутствует склонность к слащавости и угодничеству. У дошкольников же слащавость и угодничество практически не наблюдается. Это явление гиперкомпенсации, которое накапливается в более старшем возрасте. Формирование эпилептоидной психопатии на первых этапах (в 2—3-летнем возрасте) характерно бурными и затяжными аффективными реакциями, в частности с чувством физического дискомфорта.
На первый план постепенно выступает агрессивность, зачастую с садистическими наклонностями, упрямство, при невыполнении требований длительное состояние озлобленности, мстительность. В дошкольном коллективе сосуществовать с такими детьми трудно не только из-за длительности и силы аффективных вспышек, эмоциональности, но так же из-за связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, конфликтности, жестокости властности. Уже с 2—3 летнего возраста дети обращают на себя внимание агрессией, легким возникновением аффективных вспышек со злобностью, негативизмом, упрямством. На малейшие замечания в ответ у этих детей появляются бурные реакции протеста. Тяжелые аффективные разряды зачастую заканчиваются астеническим состоянием со слезами расслабленностью, вялостью.
Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет следующие формы :
1. Вербальная агрессия: демонстративный крик, жалобы, агрессивные фантазии, оскорбления дразнилки;
2. Физическая агрессия: физическое нападение, порча продуктов деятельности другого дошкольника, уничтожение чужих вещей, угрозы, запугивания, физическое нападение.
Физическая агрессия выражается в драках, разрушительном отношении к вещам. Дошкольники рвут книги, разбрасывают, поджигают и крушат игрушки, вещи. Иногда разрушительность и агрессивность совпадают, и тогда ребенок бросает игрушки в других. Такое поведение обычно мотивироваться какими-то драматическими событиями, потребностью во внимании. Многим дошкольникам свойственна агрессивность. Для ребенка разочарования и переживания, кажущиеся взрослым незначительным и мелкими оказываются в силу незрелости нервной системы острыми и труднопереносимыми. Поэтому удовлетворительным для дошкольника решением оказывается физическая реакция, особенно если имеется ограничение к способности к самовыражению.
За различными типами вербальной агрессии зачастую стоит неудовлетворенная потребность чувствовать себя более сильнее или отомстить за собственные обиды. Часто дошколята бранятся, не понимая значения слов. В иных случаях ребенок, использует слово, не понимая смысла, желая огорчить или досадить кому-либо. Брань является в неприятных ситуациях средством выражения эмоций: упал, задели или поддразнили. В данном случае полезно ребенку дать альтернативу браным выражениям – слова, которые в качестве разрядки можно произнести («пропади пропадом», «елки-палки»).
Начальные стадии агрессии, негативизма, упрямства являются признаками кризиса 3 лет. Данный кризис в онтогенезе один из самых эмоционально насыщенных значимых и насыщенных кризисов. Препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (авторитарность, гиперопека, критика и высокие требования со стороны взрослых) на негативном этапе этого кризиса препятствуют развитию самооценки и самосознания детей. Негативизм, агрессия, упрямство, отгороженность, тревога становятся устойчивыми свойствами личности при этих стилях воспитания. На все виды деятельности детей влияют вышесказанные качества, как на общение с окружающими, так и на учебу и могут привести к серьезным отклонениям в старшем дошкольном возрасте.
Многие факторы влияют на становление агрессивного поведения ребенка. Могут способствовать проявлению агрессивных качеств некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга . «Демонстрируемые с экранов телевизоров сцены насилия, способствуют повышению агрессивности зрителей. В работах У.Джозефсона в 1972 году показано, что после просмотра фильма со сценами насилия агрессивность у дошкольников возрастает в 1,5-2,5 раза. Если просматривание фильмов носит постоянный характер, то агрессивность становится характерной чертой поведения».
У детей дошкольного возраста вместе с мотивированной агрессией наблюдаются агрессивные действия, не имеющие цели, кроме причинения вреда иному человеку, говорить может о формировании психопатической личности .
Между стилями воспитания в семье и проявлениями детской агрессии существует непосредственная связь (Р.Бэрон, Д.Ричадсон, Д.Лэшли, Р.Кэмпбэлл, В.В.Столин, А.С. Спиваковская И.В.Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, и др.). В психологии выделяются различные типы неправильного воспитания:
Неприятие. «Может быть неявным и явным. Явное неприятие наблюдается, когда ребёнок родился изначально нежелательным, или планировался ребёнок другого пола, т.е. когда ребенок начальные ожидания родителей не удовлетворяет. Неявное неприятие сложнее обнаружить. ребенок в таких семьях желанен, на первый взгляд, о нем заботятся, к нему внимательно относятся, но душевного контакта нет. Тому причиной может быть собственная нереализованность, например, для родителя ребенок является препятствием для развития карьеры. Перенося свои проблемы на дошколёнка, родитель создает эмоциональный вакуум, провоцирует на обратное неприятие собственного ребенка. Как правило, в семьях, где доминируют отношения такого рода, дети становятся либо чересчур забитыми, либо агрессивными, замкнутыми, обидчивыми робкими. В ребёнке чувство протеста порождает неприятие. Формируются в характере черты неустойчивости, негативизма, в отношении взрослых особенно .что приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе»
Как правило, жестокие дети – это дети, которые мало интересуются школьными делами и которых не любят. Таких детей легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные из фильмов со сценами насилия. Их родители очень часто склонны к агрессии, применяют телесные наказания к детям и постоянно по поводу их со-цельного поведения выражают неудовольствие. Замечено, чем малограмотные и моложе отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным.
Ребенок старшего дошкольного возраста учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, если строго наказывать за любое проявление агрессивности, но это не гарантирует подавления агрессивности в любой другой ситуации.
Д. Страссбергом обнаружено, что дети, которые подвергаются физическому воздействию со стороны родителей, более агрессивные по сравнению с теми детьми, которых физически не наказывали. Чем агрессивнее было поведение детей по отношению к сверстникам, тем строже было наказание.
Э. Аронсон пришел к выводу, что « не снижает привлекательности проступка наказаниеи само по себе является демонстрацией агрессивного поведения. Если вмешаться в агрессивные действия детей до того, как они приняли острый характер, нужно ограничиться не слишком строгим и быстрым наказанием. Был сделан следующий вывод: «Когда еще не сформировались собственные ценности у детей, то они выработают отвращение к агрессии скорее, если наказывают их не слишком строго быстро ». В этой связи в работах Л.С. Выготского вызывает интерес анализирования данной проблемы. Он анализирует построенную систему на авторитарном принципе нравственного воспитания. В этом случае в силу превосходства в положении, авторитет приписывается взрослому, а не зарабатывается в совместной деятельности с детьми и жизни. Выготский связывал в нравственном развитии перемены личности с необходимостью разрушить в моральном воспитании авторитарный принцип. Усовершенствование системы нравственного воспитания учёный связывал с отказом в морали авторитарного принципа, с тем, что каждый поступок должен возвращаться в виде впечатлений о том, что ребёнку всегда необходимо знать конечные результаты своих поступков, как он действует на окружающих. Между умственным развитием, моральным поведением и сознанием, рассматривая зависимость, Л.С. Выготский исходил из того, что сознание оказывает на наше моральное поведение решительное воздействие, но никакой прямой зависимости между ними не может быть при этом установлено. Л.С. Выготский считал, что интеллектуальное развитие не является гарантией морального поведения само по себе и может соединяться с величайшей безнравственностью,…Однако сознание оказывается решающим для нравственности только то, которое связано с поведением непосредственно и реализуется напрямую в движении. Иначе к неправильным поступкам может привести правильное сознание.
2. Гиперсоциальное воспитание. Неправильно ориентированные родители. Это люди слишком «правильные», которые пытаются выполнять досконально все рекомендации, педантично, по «идеальному» воспитанию. Произведено в ритуал «Надо». Дошкольник как бы запрограммирован у гиперсоциальных родителей. Он дисциплинирован и исполнителен чрезмерно, вынужден подавлять свои эмоции постоянно и сдерживать желания. При указанном типе воспитания у гиперсоциального ребёнка возможно несколько путей развития: агрессивная бурная реакция, бурный протест, даже в результате психотравмирующей ситуации самоагрессия или, наоборот, эмоциональная холодность, замкнутость, отгороженность.
3. Тревожно-мнительный тип воспитания наблюдается в тех случаях, когда возникает неотступная тревога за ребенка, благополучие его, здоровье. Воспитание наблюдается в семьях с единственным ребенком по этому типу нередко, а также, где растет поздний или ослабленный ребенок. В итоге ребенок воспринимает естественные трудности тревожно, относится к окружающим с недоверием. Дошкольник нерешителен, несамостоятелен, робок, обидчив, мучительно в себе не уверен
4. Эгоцентрическое воспитание. Часто единственному, долгожданному ребенку, навязывается о себе представление как о сверхценности: он «смысл жизни», кумир. Интересы при этом окружающих нередко, игнорируются. В итоге ребёнок старшего дошкольного возраста не принимает и не понимает интересы других во внимание, не может перенести длительные лишения, воспринимает преграды агрессивно. Такой дошкольник капризен, расторможен, неустойчив. Поведение детей очень схоже с аффективными проявлениями относящимся ко второй группе.
5. К агрессивным вспышкам ребенка старшего дошкольного возраста попустительское, пренебрежительное отношение взрослых приводит к становлению у него агрессивных черт личности. Дошкольники используют непослушание и агрессию часто для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Дети влияют на дальнейшее развитие событий и при этом добиваются своего с помощью колебания и неуверенности взрослых при принятии различных решений, что приводит ребенка к капризам и вспышкам гнева.
Я остановилась так подробно на проблемах развития личности в кругу семьи, рассмотрев далеко не все аспекты семейных взаимоотношений, которые влияют на эмоциональную сферу дошкольника, потому что семья является одним из главных факторов развития и полноценного становления личности ребёнка.
Апрель
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Агрессивный ребенок
Психологический словарь (под ред. В.П. Зинченко) предлагает следующее определение агрессии: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт(отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность в общих чертах понимается, как целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба другому лицу. Агрессивное действие – это средство достижения цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности, как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – действия, имеющие целью причинение ущерба другому.
КОНСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ГНЕВА И
АГРЕССИИ
- Громко петь любимую песню.
- Метать дротики в мишень.
- Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные
Эмоции.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить бой с боксерской грушей.
- Полить цветы.
- Устроить соревнования «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»
- Скомкать и выбросить несколько листов бумаги.
- Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем заштриховать его.
- Рвать газету.
- Рисовать свой гнев.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
- Слишком говорлив.
- Отказывается от коллективной работы.
- Чрезмерно подвижен.
- Не понимает чувств и переживаний других людей.
- Часто ругается со взрослыми.
- Перекладывает свою вину на других.
- Суетлив.
- Импульсивен.
- Часто дерется.
- Смотрит отсутствующим взглядом.
- Не может адекватно оценить свое поведение.
- Имеет мускульное напряжение.
- Часто специально раздражает.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОБСТВЕННЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ
- Наладьте такие взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами уверенно и комфортно.
- Следите за собой, особенно в минуты, когда находитесь под воздействием стресса.
- Если вы расстроены, ребенок должен знать о вашем состоянии.
- В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
- Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может вызвать ваш гнев.
- К некоторым важным событиям ребенка необходимо готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы, подготовив ребенка к предстоящим событиям.
ПУТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
- Проводите как можно больше времени с ребенком, слушайте его. Делитесь своим опытом, рассказывая о своем детстве.
- В моменты раздражения старайтесь не прикасаться к ребенку, отмените все совместные с ним дела.
- Говорите ребенку прямо о своих чувствах и желаниях («Я расстроена, хочу побыть одна»).
- Позвоните друзьям, послушайте музыку т.п.
- Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми очень дорожите. Управляйте своими эмоциями.
- Изучите силы и возможности ребенка.
- Если вам предстоит сделать первый визит (в ДОУ, к врачу), продумайте все заранее.
Список литературы:
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
6. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://infourok.ru
7. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
8. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
10. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.
11. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992
12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
13. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
14. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
15. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию «Активация словаря детей младшего возраста»
Цель: «изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей ».Задачи:·...
Самообразования "Агрессивность у детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы. План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста...
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...
План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
план по самообразованию...
План работы по самообразованию "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
В наше время очень часто встречаешь речевые проблемы у детей. Дети в моей группе не исключение. Причин речевых проблем несколько, но и методов решения так же предостаточно.Я разработала для себя...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...