Самообразования "Агрессивность у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по психологии
Актуальность проблемы. План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
План самообразования педагога – психолога
Рожиной Натальи Викторовны
Тема:«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы:
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Задачи самообразования:
1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.
4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.
6. Создать игротеку
Направления самообразования:
- изучение основополагающих теорий и понятий;
- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;
- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;
- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме;
В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы:
- изучение и анализ научной, популяционной литературы, Интернет источников;
- лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;
- ознакомление с опытом работы других педагогов;
- анализ результатов.
Перспективы самообразовательной деятельности:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции;
- ознакомление с основными агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста
(2017-2018 учебный год)
№ | Этапы | Планируемые мероприятия по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение литературы, Телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация на различных носителях. | Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | Октябрь 2017 В течение года |
2. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, Мастер-классы, Мероприятия по обмену опытом, Составление собственного литературного блока и медиатеки. Апробация собственных проектов | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов других учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции; 5. Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 6. Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. | В течение года В течение года Январь Февраль В течение года В течение года |
3. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ по изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей 2) Составление картотеки игр; | Май 2018 |
Список литературы:
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.
7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986
8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999
9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.
10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.
11. Кукса В. Агрессивный ребенок.
12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.
13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.
18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992
19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.
27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.
28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.
29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-
34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...