Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативного развития
консультация
Игровая деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. С помощью игровой деятельности можно решать практически все задачи программы речевого развития, т.о. игра, как средство социально коммуникативного развития детей, способствует полноценной личности, способной жить и работать в современном мире. На основании проведенной работы мы можем убедиться в том, что игра является особым видом деятельности дошкольников, её развитие зависит от знаний, умений и навыков, полученных в других видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_syuzhetno-rolevoy_igry_na_razvitie_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие
социально-коммуникативного развития
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.
При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.
Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. В связи с этим мы ставим в основу приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В ФГОС ДО вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально- нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Ведущая роль педагога является создание условий для полноценного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками в соответствии с его возрастными особенностями.
Реализация задач социально – коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Социально-коммуникативное и речевое развитие дошкольников происходит через ведущую деятельность дошкольника - игровая.
Игровая деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. С помощью игровой деятельности можно решать практически все задачи программы речевого развития, т.о. игра, как средство социально коммуникативного развития детей, способствует полноценной личности, способной жить и работать в современном мире. На основании проведенной работы мы можем убедиться в том, что игра является особым видом деятельности дошкольников, её развитие зависит от знаний, умений и навыков, полученных в других видах деятельности.
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Актуальность: В условиях современности главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие. Современное полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Проблема формирования речи у дошкольников является важной трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Главным недостатком является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приёмы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приёмами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технологии ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Цель:
- Развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность;
- умение договариваться при распределение ролей, обсуждение фильма;
- закрепление умения выстраивать логическую цепочку действий.
Задачи:
- Создать условия для игровой деятельности детей в группе;
- Наладить взаимодействия между детьми, которые выбрали определённые роли;
- Стимулировать творческую активность;
- Прививать элементы навыков социального общения;
- Развивать диалогическую речь;
- Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли;
- Расширять словарный запас.
Предполагаемый результат:
- Научить детей выполнять ролевые действия, договариваться при распределении ролей;
- Научить детей подмечать красоту и необходимость профессий;
- Сформировать у детей знания и представления о «Салоне красоты»;
- Научить детей видеть результаты своей игры и рассказывать о своей деятельности;
- Доброжелательное и активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
- Умение высказывать свою точку зрения во время игры.
Участники игры: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, набор расчесок, фен, крема, шампунь, лак для волос, лак для ногтей, детские ножницы, пелерина, набор «детский парикмахер», бигуди, ленты, песочные часы, телефон, касса, альбомы с фотографиями причесок, набор для обработки ногтей, салфетка.
Подготовительная работа:
Рассматривание картин и картинок из серии «Кем быть?»
Знакомство с работой парикмахера, мастера по маникюру, работника солярии, администратора.
План – график реализации проекта
Этапы проекта | Задачи на каждом этапе | Механизм реализации | Сроки |
Предварительный подготовительный | Выдвигать гипотезу; определять цели и задачи проекта; изучать необходимую литературу. Подбирать методическую литературу. Формировать умение распределять роли, договариваться о действиях в игре. | Беседа о культуре поведения, совместные действия, рассматривание иллюстраций, из серии «Кем быть?» организация игры, наглядная информация для родителей, разработка картотеки, экскурсия «посещение парикмахерской» с родителями, чтение, составление рассказа по картинке, разыгрывание игровых обучающих ситуаций. Дидактическая игра: «Сделаем прическу кукле», «Золушка собирается на бал». Изготовление атрибутов к игре. | |
Основной Сюжетно – ролевая игра | Включать каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков | Совет, рекомендации, непосредственное наблюдение, активное внедрение развивающих форм работы с детьми, реализация воспитательно образовательных мероприятий с детьми. | |
Заключительный | Период осмысления собственных результатов. Показ фильма и обсуждения хода игры. | Просмотр диафильма и обсуждение, определение итогового результата активного словарного запаса детей. Анализ достижения целей и полученных результатов. |
Ход занятия:
Дети самостоятельно выбирают сюжетно-ролевую игру, распределяют роли: кто будет администратором, кто мужским мастером, кто женским мастером, кто работник солярий, кто мастер по маникюру, кто косметолог.
Сюжет
В салоне красоты работают специалисты мужского и женского залов, массажист, кабинет маникюра. С утра приходят мастера, администратор. Специалисты готовят рабочие места, принимают клиентов: либо в порядке очередности, либо по предварительной записи. Каждый специалист предлагает услуги, после заявки специалисты выполняют свои функции, отправляют клиентов к администратору для оплаты, клиенты благодарят, уходят. Специалисты приглашают посетить еще салон.
Игровые действия
Роль | Игровые действия | Атрибуты |
Администратор | Организует работу, заказывает товар, оборудование, беседует с клиентами, принимает за услугу плату, сдаёт сдачу, записывает в журнале, предлагает чай, кофе, средства по уходу. Встречает и провожает клиентов. | Телефон, журнал, ручка, касса, деньги, модные журналы, ассортимент товаров для продажи |
Мастер по маникюру | Делает массаж рук, обрабатывает инструменты, занимается уходом за ногтями, красит их, наносит крем, делает ванночки, дает рекомендации по уходу за руками, выписывают квитанцию. | Набор для обработки ногтей, ванночки. Набор лаков, кремов, полотенец. |
Работник солярии | Приглашает клиентов, определяет время услуги, приглашает ещё посетить салон, выписывают квитанцию. | Ширма, стол, песочные часы. |
Мастер мужского и женского зала | Выслушивает желание клиента, выполняет работу по уходу за волосами: стрижка, покраска, укладка, мастера делают прически. | Принадлежности для мастера: туалетный столик с зеркалом, полотенце, набор расчесок, бигуди, пелерина, шампуни, лак и гель для волос, детские ножницы, образцы для окраски волос. |
Снимаем фильм «Салон красоты»
Заключительная беседа:
Воспитатель: Встанем в круг, посмотрим друг на друга, улыбнемся. Присаживайтесь на стульчики. Я видела вы очень любите играть? А в какие игры вам нравится играть и почему?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру: я буду говорить названия игры, а вы будете называть роли в этой игре и передавать мяч друг другу. Только есть важное правило: роли повторять нельзя.
Воспитатель: Больница
Ответы детей
Воспитатель: Школа
Ответы детей
Воспитатель: Салон красоты
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фильм очень интересный, необычный. В этом фильме роли исполняли вы сами.
Просмотр фильма
Воспитатель: Мы просмотрели фильм. Какие роли вы играли? Кто кем был? Какие действия выполняли?
Ответы детей
Воспитатель: Справился ли каждый из вас с ролью?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть
Физминутка: «Мы поссорились с подругой
И расселись по углам
Очень скучно друг без друга-
Помириться надо нам.
Дам ей мишку, дам трамвай
И скажу – «играть давай»
Воспитатель: Ребята, чтобы игра была интересной, существуют правила. Давайте вспомним их, я буду вам показывать карточки, а вы называйте правило.
Дети отвечают и объясняют правила поведения в общественных местах: «Спокойно разговаривать», «Обращаться по имени», «Поднимать настроение», «Умение выслушать», «Уметь договориться», «Говорить вежливые слова».
Воспитатель: Ребята, что нового мы узнали, что повторили, чему научились?
Ответы детей
Список литературы:
1. Барсукова Л.С., Тверетина Е.Н., Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. Васильевой. – М.:Посвещение, 1986. – 112с.
2. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников – Рад. Школа, 1982. – 112с.
3. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка – пресс, 2009. -96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"
Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...
«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)
В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)
Месяц Октябрь Лексическая тема Овощи. Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы с деть...
Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ
Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ...
«Игры народов Крыма» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для дошкольников старшего возраста)
ель: способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей, повышая их воспитательное и развивающее значение, двигательную активность...