Статья "Раннее развитие в условиях ДОУ"
статья (младшая группа)

Дмитриева Мария Алексеевна

Статья о раннем развитии в условиях ДОУ для 5 Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика и Психология: Проблемы,Идеи и Иновации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_razvitie_v_usloviyah_dou.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева Мария Алексеевна

воспитатель

МБДОУ № 31, г. Лесосибирск, Красноярский край

Раннее развитие детей дошкольного возраста в условия ДОУ

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года все дошкольные учреждения работают по новой Федеральной Образовательной программе (далее ФОП ДОУ). Теперь к образованию вводится единые базовые требования, которые конкретизируют: объём, цели и задачи, содержание, результаты программы образования.

ФОП ДОУ построена на принципах полноценного проживания всех этапов развития ребенка: младенческого (до одного года), раннего (до трех лет) и дошкольного периодов жизни детей.

Таким образом, ориентируясь на Федеральную Образовательную программу, педагог закладывает основы: физического, умственного и нравственного развития ребенка начиная с раннего возраста.

Но что же такое раннее развитие? Это возраст от 1-3 лет, который является наиболее продуктивным периодом развития ребенка, так как согласно многочисленным исследованием мозг ребенка к трем годам сформирован на 70-80% [1]. Так же  согласно мнению профессора кафедры «Возрастной психологии» Виктории Соломоновны Юркевич – это «развитие, укрепление и углубление познавательной потребности»[2]. Определений в области психологии существует множество и все они сходятся в том, что главной целью этого развития является личность ребенка с направленностью на его потребности, но в вопросах средств и методов раннего развития среди педагогов и психологов общего мнения нет. Самыми популярными и известными методиками раннего развития являются:

- Методика Марии Монтессори, где главным принципом является –     «Помоги мне это сделать самому».

- Методика Гленна Домана основанная на работе с карточками.

- Методика системы Никитиных, где ребенок играет и занимается с детьми более старшего возраста.

- Методика Антона Макаренко, где важная роль развития ребенка отводится коллективу, в котором растет и занимается дошкольник.

- Методика Леонида Занкова, которая подразумевает выстраивание образовательного процесса от сложного к простому.

И еще множество других не менее интересных методик работы с детьми. На самом деле в организации работы ДОУ общеобразовательной направленности используются все эти методики, что позволяет наиболее эффективно и разнообразно выстроить образовательный процесс с детьми.

 Тем не менее, основным видом деятельности дошкольников группы раннего возраста по-прежнему остается игра. Через игру дети активно познают мир, благодаря эмоциям, полученным в ходе игровой деятельности они проявляют особенности мышления, воображения, что позволяет им более успешно адаптироваться к окружающему их миру, при этом получая новые знания, умения и навыки. Но психологические особенности детей в раннем возрасте формируются на понимании «здесь и сейчас», маленький ребенок ориентируется на эмоции и ситуации которые происходят в настоящем времени, что позволяет ему гармонично развиваться, не боясь отрицательного опыта. Но для получения этих эмоций ребенку необходимо непосредственное участие взрослого, которое подразумевает тот самый индивидуальный подход к ребенку и не только потому, что у каждого малыша свой темп развития, но и еще и потому что, ребенок больше воспринимает только ту, информацию, которая направленна на него лично, либо через подражание окружающим, но при таком подходе дети могут не понять содержание новой информации. [3]Чтобы ребенок заинтересовался и полностью доверился воспитателю важно быть эмоционально «открытым» в общении с ним: выразительные жесты, мимика, улыбка, а так же действия сопровождающие словами и эмоциями.

К сожалению,  большинству современных дошкольных учреждений очень трудно выстроить образовательный процесс только индивидуально, в таком случае педагоги работают малыми подгруппами. Тогда как же организовать занятие, чтобы малышу было интересно? В таких случаях педагоги работают малыми подгруппами – около 6 человек, сами занятие проходит в игровой форме, обязательно с использованием двигательной активности и эмоциональной включенностью воспитателя. Так же необходимо регулярное повторение занятий или заданий, так как приобретенные умения ребенка еще не устойчивы и легко могут им забыться.

Тогда, говоря об успешном раннем развитии ребенка в ДОУ общеобразовательной направленности необходимо соблюдать ряд условий:

- добровольное участие ребенка в деятельности, очень важно, чтобы он сам захотел присоединиться к игре;

- участие взрослого, благодаря которому малыш заинтересовывается  в игровой деятельности;

- неоднократное повторений упражнений, игр и т.д.;

- специальный наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы);

- запрет на оценку действий ребенка, предоставив ребенку проявить себя и выразить свой взгляд на мир;

Таким образом, говоря о раннем развитии ребенка, мы подразумеваем его взаимодействие с взрослыми. В дошкольном учреждении именно воспитатель, ориентируясь на нормативные документы (например, такие как ФОП ДОУ), возрастную психологию раннего возраста и методики развития участвует в формировании базовых свойств личности детей и их всестороннем развитии.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации//Развитие личности.- 2009.- №1. С.38-63
  2.  В.С. Юркевич «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей// Вопросы психологии. 2002. №6
  3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. М.: Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие различных видов искусства в эстетическом развитии детей – условие их творческого развития.

vРасширенное знакомство детей с изделиями народных мастеров: Дымковская игрушка, Гжельский промысел.vФормирование у детей представления о декоративных элементах дымковской и гжельской росписи.vРазвити...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»

В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образов...

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....