Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».
план-конспект занятия (старшая группа)
Дать детям первичное представление об экономике . Формировать правильное отношение к деньгам- не тратить, а покупать нужные предметы,воспитывать начало разумного поведения в жизниненных ситуациях, связаных с деньгами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по финансовой грамотности в старшей группе "Гном Эконом" | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
«В гостях у Гнома эконома».
Актуальность. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства
зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Одним из важнейших задач является ознакомление детей с представлениями о экономике. Потребность в этом формируется обусловленными переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Цель: Дать детям первоначальные сведения об экономике.
Задачи: Способствовать формированию экономического сознания; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости; воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Ожидаемые результаты.
В конце занятия планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Материалы и оборудование: Презентация, сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» -; паровозы «хочу» и «надо»; картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик, шоколадные монеты.
Ход: Здравствуйте ребята!
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Дети рассаживаются на стульчики.
Ребята, нас сегодня пригласили в гости, а кто попробуйте догадаться.
Загадка про Гнома: Слайд №2
Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок;
Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок?
Заповедные тропинки по утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки в чаще леса собирает?
На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?.. (Гном)
Гном-эконом: Здравствуйте, ребята!
Я веселый, добрый Гном, добрый Гном -эконом,
Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.
С вами рядом я живу, с экономикой дружу.
Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном-эконом.
Ребята, а что такое экономика? (Ответы детей)
Экономика – наука о ведении хозяйства в семье, и в стране.
Гном эконом приглашает вас познакомиться с его друзьями, с семьей экономистов.
Что такое семья? (Ответы детей) Вы согласны? Итак, давайте знакомиться!
Слайд №3. Ребята- это папа-экономист. Посмотрите и скажите, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель) За свою работу он получает зарплату.
Слайд №4. Это мама-экономистка. Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату.
Слайд №5. Бабушка и дедушка – экономы уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.
Слайд №6. Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?
Слайд №7. Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали:
Сколько всего человек в семье? (ответы детей)
Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?
Что получают бабушка и дедушка?
Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?
Молодцы! Вы справились!
Слайд №8. Заработная плата, пенсия, стипендия = семейный бюджет.
Слайд № 9. «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться» (пословица).
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Слайд № 10. Физкультминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Гном-эконом: Бюджет семьи – это схема доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги:
Слайд №11: -товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);
Слайд №12: -коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др.
Слайд №13: -есть еще товары длительного пользования (дорогостоящие вещи – машина, холодильник, пылесос, мебель).
Слайд №14. Гном-эконом: ребята, давайте поиграем в игру «Доход-расход»
Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (+ и -) плюс –это доход семьи, минус- расход.
Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор:
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); -
продали часть урожая помидор (доход); +
нашли 100 руб. (доход); +
порвались штаны (расход); -
заплатили за воду (расход); +
купили арбуз (расход). –
Гном-эконом: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Что бы вы купили на накопленные деньги.
Игра «Копилка желаний». Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания. (Если хватает времени)
А теперь давайте поиграем в «Хочу и надо».
Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить), а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).
Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на карточке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.
Слайд № 15. Гном-эконом приготовил для вас подарок: черный ящик.
Надо отгадать, что в нем находится.
Подсказка: Их делают из бумаги и металла. У одних людей их много, а у других мало. В разных странах их называют по-разному.
Воспитатель: Правильно, это деньги.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем, что мы знаем о деньгах, а поможет нам песня «Деньги-лепесточки». (Дети поют и танцуют)
Песня «Деньги-лепесточки».
1. Что такое деньги? Знают даже дети. Да и как же этого не знать?
Деньги, как цветочки, разные листочки, но на них не надо рисовать! (2р)
2. Для чего нам деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
А чтобы по рынку нам бродить с корзинкой, спелую малину покупать. (2р)
3. Где берутся деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
Книжечки с замочком, то есть кошелечки их оттуда просто доставать. (2р)
4. Почему листочки, деньги-лепесточки брать без спросу детям не велят.
Мы расспросим маму, мы расспросим папу, и они нам это объяснят. (2р)
Гном-эконом и я благодарим вас за работу. Вы – молодцы! До новых встреч!
Список литературы:
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020-32с.
- Иволга Н. Когда я вырасту, я стану Сбербанкиром. –СПб.: Поляндрия, 2014, -36с.
- Воронина М.М. Школа юного экономиста. –М., 2008- 312с.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
- Кулакова М.В. Занимательная экономика от А до Я.-Н. Новгород, 1997.- 125с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
Финансовая грамотность....
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»
Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Проделки от Деда Мороза»
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе«Проделки от Деда Мороза» Программное содержание:-продолжать учить выстраивать последовательность по увеличению и умен...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "В гостях у гнома Гоши".
- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;- закреплять умение определять место заданного звука в слове;- развивать фонематиче...
Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома
Конспект ОДД по финансовой грамотности в средней группе В гостях у Гнома Эконома...
Занятие по финансовой грамотности в старшей группе "В гости к гному Эконому"
Финансовая грамотность и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома Эконома»
Конспект открытого занятия содержит цели и задачи. В конспекте описан подробный ход занятия....