Проектная работа: «Проект «Поющий детский сад», как форма взаимодействия с родителями».
статья (подготовительная группа)
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_poyushchiy_detskiy_sad.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа:
«Проект «Поющий детский сад», как форма взаимодействия с родителями».
Автор: Ивлева Дарья Сергеевна - музыкальный руководитель
первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» НМР РТ
Введение
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно взаимодействия и доверительности.
В условиях современной России, социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов, большое значение приобретает патриотическое воспитание, направленное на развитие национального самосознания, чувство национальной идентичности, толерантности, формирование нравственно-патриотических чувств по отношению к своей семье, малой Родине и своей стране.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить основы гражданственности и патриотизма. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям музыкальной культуры, начиная с самого раннего возраста, когда идёт активное формирование личности.
- Актуальность проекта
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Хоровое пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. В дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры, проявлению любви к семье и Родине.
Исходя из актуальности данной темы и имея большой опыт в области хорового воспитания, накопленный за годы работы, нам захотелось разработать и реализовать вокально-хоровой проект «Поющий детский сад» в целях развития у детей певческих навыков и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Проект «Поющий детский сад» ориентирован на всестороннее развитие ребенка, воспитание гражданственности, толерантности, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников и их родителей.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Для успешной реализации данного проекта необходим хорошо налаженный контакт родителей и музыкального руководителя, что помогает более эффективно доносить новую и закреплять полученную в образовательном процессе информацию. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования, прислушиваться к советам преподавателя и содействовать успешному развитию своего ребенка.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Разработать и реализовать проект «Поющий детский сад», как форму взаимодействия с родителями.
Задачи проекта:
1. Развитие у детей певческих навыков и вовлечения родителей в образовательный процесс.
2. Формирование благоприятной среды для повышения уровня мотивации родителей к участию в совместной проектной деятельности.
3. Разработка и реализация проекта «Поющий детский сад».
Целевая группа проекта:
Старшие дошкольники.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Также об этом говорит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Поэтому мы выбрали проект «Поющий детский сад», мотивируя выбор тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат. Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно –взаимодействия и доверительности. Поэтому, мы решили создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям предоставилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Мы надеемся, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей. Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, интересов родителей и детей. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: г. – #1075;.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с г. по г.)
2. Основной (с г. по г.)
3. Заключительный (с г. по г.).
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1. | Диагностирование детей (начальное), уровень развития певческих навыков у детей. | МБДОУ | С #1075;. по #1075;. | Музыкальный руководитель |
2. | Сбор информации, отбор и изучение литературы. План работы по реализации Проекта. | МБДОУ | с #1075;. по #1075;. | Музыкальный руководитель |
3. | Родительское собрание Анкетирование родителей на тему «Пение в вашей семье». | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных и старших групп. |
4. | Распространение дисков с песнями лучших детских хоровых коллективов, создание домашней фонотеки. | МБДОУ | с #1075;. по #1075;. | Музыкальный руководитель |
Этап 2 | ||||
1. | Использование дыхательных гимнастик, артикуляционных гимнастик, речевых игр, дидактических игр (развивающих голос ребенка, музыкальный слух, память, песенное творчество) | МБДОУ | с #1075;. по #1075;. | Музыкальный руководитель |
2. | Разучивание песенного репертуара. | МБДОУ | с #1075;. по #1075;. | Музыкальный руководитель |
3. | Просмотр видеозаписей детских песен в исполнении детских хоровых коллективов. |
МБДОУ | с #1075;. по г. | Музыкальный руководитель |
4. | Консультация для родителей: «Гигиена органов дыхания и голосового аппарата» |
МБДОУ | г. | Музыкальный руководитель |
5. | Изготовление информационного проспекта (газета для родителей) «Пойте вместе с нами» | МБДОУ | #1075;. – #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных и старших групп. |
6. | Консультация для воспитателей: «Об охране детского голоса при обучении пению» | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель |
7. | Вечер песни «Песни нашего детства» | МБДОУ | Музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных и старших групп, методист. | |
8. | Совместный поход на концерт Городской хоровой капеллы г. Нижнекамска. | Музыкальный Колледж им. С. Сайдашева г.Нижнекасмк | #1075;. - #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
9. | Конкурс рисунков «Моя любимая песня» | МБДОУ | #1075;. | воспитатели подготовительных и старших групп |
10. | Изготовление книжек-малышек на тему: «Любимая песня нашей семьи» | МБДОУ | #1075;. – г. | воспитатели подготовительных и старших групп |
11. | Обогащение групповых музыкальных уголков дидактическими играми, аудиодисками с записями детских композиторов песенников А. Варламова, Е. Зарицкой, П. Ермолова, Протасова, Олифировой и др. | МБДОУ | #1075;. – #1075;. | Музыкальный руководитель |
Этап 3 | ||||
1. | Презентация для педагогов: «Пение полезно для здоровья» | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель |
2. | Участие в городском Фестивале детского творчества в патриотической номинации | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель, Родители, воспитатели. |
3. | Презентация для педагогов: «Пение полезно для здоровья» | МБДОУ | ||
4. | Родительское собрание Проведение анкетирования родителей. Выступление детей на родительском собрании. | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
5. | Творческий отчет в форме концерта для родителей и педагогов | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
6. | Подведение итогов на педагогическом совете. | МБДОУ | #1075;. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. На уровне детей: Повышение уровня певческой культуры у 90% старших дошкольников.
2. На уровне родителей: Повышение уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с Детским садом, формирование у родителей культуры в музыкальном воспитании и образовании детей.
3. На уровне педагогов: Повышение мастерства, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, художественно-эстетического музыкального развития.
Заключение
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. В работе над проектом участвуют музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители. Совместная работа участников процесса приводит к формированию у детей умения работать в команде, формирует у них коммуникативные навыки, воспитывает патриотизм. Работа над песенным репертуаром вызывает у детей познавательную активность, развивает вокальные возможности детей и тем самым их музыкальный слух. Реализация проекта в форме концертных выступлений позволяет детям прочувствовать социальную значимость этого общего дела и приобщает родителей к образовательному процессу.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектной деятельности - эффективная форма взаимодействия с родителями
Одним из перспективных и интересных методов, способствующих привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, является метод проектной деятельности. Я использовала метод проектной д...
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями
Выступление на педагогическом совете с опытом работы....
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО. актуальность, цели, задачи проектвов. Проект "Моя семья"...
Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС
Технология проектирования - нетрадиционная форма работы, учитывающая тесное сотрудничество с родителями....
Семинар «Формы взаимодействия с родителями в процессе совместной с детьми проектной деятельности».
Воспитательная функция семьи в современной социокультурной ситуации снижается. Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряженностью, экономическим давлением....
Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что вос...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Отчёт по проектной деятельности по взаимодействию с родителями....