Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС
проект по логопедии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС».
СЛ1. Новые социально-экономические отношения в современном обществе привели к изменениям, происходящим в системе дошкольного образования, развитие которой за последние годы поднялось на более качественный уровень: приняты новый «Закон об образовании» РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования утверждают основные принципы, такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности и ряд других.Современный дошкольник на этапе окончания дошкольного образования должен хорошо понимать устную речь,выражать свои мысли и желания, иметь определенный багаж знаний, способен к волевым усилиям в разных видах деятельности и т.д., что обеспечит успешное овладение предметными и метапредметными умениями в школе.
СЛ2.В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.
В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении.
СЛ3.Примером этого служит высказывание автора книги «Профессиональная речь логопеда», доктора филологических наук Любови Семеновны Бейлинсон -"Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».
Я уверена, что эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
СЛ4. Для выхода из данной ситуации необходим поиск новых, инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные технологии, которые я успешно применяю в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями.
Одна из них - технология проектирования.Метод проектов актуален и очень эффективен. Тема моего проекта «Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС».
Участники проекта:
-родители воспитанников, посещающих логопедический пункт;
- дети с речевыми нарушениями;
- Заведующий, старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели.
СЛ5.Новизна отношений учителя – логопеда и родителей выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии.
Понятие “взаимодействие” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.
Метод - (от греческого methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
СЛ6. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные. (описать слайд)
СЛ 7. Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями прослеживается на всех этапах работы над проектом.
Задача первого подготовительного этапа проекта - выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
В начале учебного года на общем родительском собрании родители заслушали доклад об этапах речевого развития детей дошкольного возраста.
На первом собрании с родителями детей, зачисленных на логопункт, япознакомила их с основными целями и задачами логопедической работы, рассказала о системе логопедических занятий. Большое внимание уделила важности участия родителей в логопедической работе. Сообщила родителям, что логопедом будут проводиться практикумы и индивидуальные консультации, которые необходимо посещать всем родителям. Рассказала, что дефекты речи не проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.
СЛ8. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа. Мною было проведено анкетирование родителей, дети которых посещают логопункт. Анкета была составлена на основе опросника родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столини письменных анкет. В анкетировании приняли участие 20 человек. Анализ анкет показал: - на вопрос
«Что беспокоит в речевом развитии вашего ребенка?»
16 человек (80%) опрошенных ответили- дальнейшее обучение в школе;
4 чел (20%)- некрасивая речь;
никто из родителей не отметил, что ребенок комплексует из-за неправильной речи;.
«Исправляете ли вы ошибки в речи своего ребенка?»
9 чел 45(%) – да, исправляю;
6 чел (30%) – не всегда;
5 чел(25%) – не исправляю.
«Какие трудности вы испытываете при выполнении домашних логопедических заданий?»
9 чел (45%) затрудняются в выполнении артикуляционных упражнений;
8 чел (40%) – испытывают сложности в работе по автоматизации поставленных звуков;
3 чел (15%) – не могут выполнить графические задания, задания на подбор картинок с заданным звуком.
«Довольны ли вы посещением детского сада, логопункта?»
Все 20 чел (100%) ответили, что довольны.
Один из вопросов предполагал самостоятельный выбор тем, которые они хотели бы обсудить со специалистами детского сада.
Перечень тем, наиболее заинтересовавший родителей:
- Что значит – ребёнок готов к школе?
- Дальнейшее развитие речи ребёнка.
- Индивидуальные особенности конкретных детей, о процессах внимания детей.
- Как мотивировать ребёнка к выполнению домашних заданий, к обучению?
- Вопросы, касающиеся развития мелкой моторики детей.
- Как правильно организовать речевое общение с ребёнком.
Результаты проведённого анкетирования были приняты к сведению.
В личных беседах с родителями были выявлены индивидуальные особенности детей, определены перспективы будущего обучения и развития детей.
СЛ 9.Содержание второго, практического этапа проекта объемно. Я остановлюсь на некоторых пунктах.Разработав систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников, я апробировала их.Семинары-практикумы помогают логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.
СЛ10. На семинаре-практикуме «Влияние мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга» я познакомила родителей с механизмом формирования речевого высказывания, взаимосвязи речевой и моторной зон головного мозга и нетрадиционными приемами в развитии мелкой моторики пальцев рук, которые с интересом были апробированы на практике и во время индивидуальных консультаций с родителями.
СЛ 11. (Су-джок терапия, биоэнергопластика, игры с подручным материалом.).Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, формирование звукопроизношения).Все мероприятия помогают выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
СЛ 12Родители совместно с детьми изготовили почту волшебных звуков и слов, наглядные картинки по автоматизации звуков, пополнили игротеку логопедического кабинета.
В качестве наглядно-информационных форм работы были оформлены папки-передвижки, представляющие сменяемый 2-3 раза в год информационный материал, речевые уголки в средней, старшей и подготовительных группах ДОУ, брошюры для родителей по этапам речевого развития детей, памятки по выполнению домашних логопедических заданий, советы родителям будущих первоклассников.
За успехами своих детей родители узнавали и в книге логопедических рекордов, расположенной в группе. Дети под контролем учителя-логопеда наклеивали звезды с символами изучаемых звуков. Белая звезда означала поставленный звук. Звезда в окантовке- автоматизированный. И цветная картинка свидетельствовала о пользовании звуком в свободной речи.
СЛ 13 На открытом занятии в середине учебного года родители увидели достижения детей и смогли овладеть практическими приёмами работы с ребёнком. Данный вид работы облегчил понимание предлагаемого материала.
СЛ 14. Все консультации, проводимые в теченииучебного года дублируются в виде компьютерных презентаций. Видеотека содержит фрагменты занятий с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома.В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.
СЛ 15 Задачей заключительного этапа, который пройдет в мае 2016 года, является анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
СЛ 16Преимущество новых форм взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в моей работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но я стараюсь работать так, чтобы они понимали: педагог хочет помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
СЛ 17. Я хочу привести пример нетрадиционной формы работы по развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса с применением биоэнергопластики.
СЛ закончить свое выступление я хочу словами украинского педагога, публициста Василия Александровича Сухомлинского «Дети - это счастье, созданное нашим трудом…Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье… Мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети. Когда их глаза наполнены радостью».
Уважаемые педагоги! Я желаю вам активного взаимодействия с семьями ваших воспитанников, творческих успехов и счастья! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....
Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО
Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....
Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что вос...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями, в условиях внедрения ФГОС"
Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является...
Статья «Формы работы с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО».
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.Работа с семьей...
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательнос пр...
Документация учителя- логопеда коррекционных групп по работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Документация учителя- логопеда коррекционных групп по работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО....