Дидактические игры и пособия в ранней профориентации дошкольников
презентация к уроку (подготовительная группа)
Материал предназначен для воспитателей ДОУ. В презентации представлены фотографии и описание игр и пособий для ознакомления детей с профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_posobiya_v_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям . В современном мире существует огромное количество профессий. Взрослые , которые находятся рядом с ребенком, должны помочь ему осознать значимость труда , войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий.
Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную , продуктивную и игровую деятельность .
Важную роль в работе по профориентации оказывают дидактические игры : - игры с предметами (подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых); - настольно-печатные игры; - словесные игры . Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях , о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
А лгоритм ознакомления детей с профессией. 1. Название профессии 2. Место работы представителя профессии 3. Форменная одежда 4.Оборудование (орудия труда) для осуществления трудовой деятельности 5. Трудовые действия представителя профессии (чем занимается) 6. Личностные качества 7. Результат труда представителя профессии ( продукты деятельности ) 8. Польза труда для общества
Игра «Оденем куклу на работу» Цель: Уточнить знания детей о рабочей одежде, учить по спецодежде различать людей разных профессий. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. Ход игры. Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу , им нужно помочь подобрать правильный костюм. Игру можно построить разными способами. Педагог называет профессию, а дети выбирают из различной бумажной одежды правильную. Либо воспитатель сам выбирает костюм, а игроки называют профессию и место работы персонажа .
«Подбери и назови» Цели : упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии. Ход игры . Детям раздаются карточки с изображением различных профессий . Водящий показывает карточки, на которых изображены предметы, необходимые для работы. Дети подбирают соответствующие картинки.
Игра «Я повар !» Цель: Продолжать закреплять знания детей о профессии повара. Учить подбирать продукты в соответствии с приготовляемым блюдом. Закрепить название посуды и ее предназначение. Развивать внимание , память. Прививать уважение к людям данной профессии . Материалы: карточки с изображением продуктов (на липучках), картинки с изображением кастрюли, сотейника , сковородки, кувшина (с липучками). Ход игры : Воспитатель располагает перед детьми карточки с изображением продуктов и посуды. Каждый повар должен отобрать нужные карточки и сварить «обед» . Кто раньше справится с заданием, рассказывают, что они варили, какую посуду использовали, в какой последовательности закладывали продукты.
Вертушки-головоломки «Собери и назови профессию» Цель: Развитие познавательной активности, логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики руки, усидчивости. Материал: игра состоит из нескольких кругов разного диаметра, которые накладываются друг на друга, соединяются посередине с помощью брадс и вращаются относительно друг друга. Ход игры: Задача ребенка – повернуть круги так чтобы сложились картинки и назвать профессию, которая изображена на вертушке. Далее с ребенком можно провести беседу по сюжету картинки.
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с и зображением человека какой-либо профессии. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так , чтобы получилось целое изображение. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку . «Разрезные картинки» Цель: учить правильно собирать изображение из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального изображения. Закреплять представления детей о профессиях и их значимости .
Игра «Чья тень» Цель: Учить зрительно анализировать и находить заданные с илуэты. Закреплять знания детей о военных профессиях. Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность и усидчивость. Материалы: большие карточки с силуэтами предметов, маленькие карточки с цветными изображениями. Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами . Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с цветным изображением , дети называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек , нужный силуэт и наложить цветное
«Кому что нужно» Цель : закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы людям различных профессий. . Материал : круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением людей различных профессий, карточки с предметами, необходимыми для работы (на прищепках). Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет , необходимый для работы балерине (повару , пожарному и т.д.), просит назвать его и рассказать , когда он используется и с какой целью.
Лабиринты Графомоторные дорожки Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, двигательных навыков. Материалы: трафареты многоразовые Цель: способствовать развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности. Р азвивать умение ребёнка находить выход из заведомо сложной ситуации. В оспитывать спокойствие, концентрацию внимания, усидчивость.
«Откуда хлеб пришел ?» Цель : Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист , сеяльщица, комбайнёр, рабочие элеватора, пекарь ), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона). Материал : Карточки с изображением различных профессий хлеборобов , и машин, помогающим им в труде . Ход игры : Детям раздаются карточки. Они должны выложить картинки в определенной последовательности и рассказать об этапах выращивания хлеба, назвать профессию, технику.
Игра «Наши прически» Цель : формировать у детей представление о профессии парикмахера, развивать творческое воображение. Первый вариант: Предложить ребенку подобрать для куклы прическу. Второй вариант: Предложить ребенку нарисовать прическу самостоятельно или по образцу.
« Круги Луллия . Профессии» Цель : закреплять представления детей о профессиях; развивать творческое воображение и речь детей; воспитывать уважение и значимость к людям разных профессий . Материалы: игровые круги разных размеров и стрелкой-распределителем. Вариант 1 "Подбор соответствия" Игрок крутит круги и соединяет их стрелкой в соответствии с профессией, инструментом, помогающим человеку в работе, транспортом. После чего называет профессию, инструмент , транспорт, а так же действия которые он выполняет . Вариант 2 "Элемент случайности в установке колец" Участник крутит круги и соединяет их стрелкой в случайном порядке. После чего называет профессию, транспорт, инструмент, который был выбран случайно и рассказывает, необходим ли он для данного вида профессии . Вариант 3 "Игра на развитие творческого воображения" Игрок крутит круги и соединяет их стрелкой распределителем в любом порядке на его усмотрение. После чего называет профессию, транспорт, инструмент , который был выбран и в каких ситуациях может он как-то помочь ему в работе. Главное в этом варианте дать детям пофантазировать .
Игра «Кто ты? Кто ты? Мы не скажем, а что делаешь – покажем» Дети становятся в круг , начинают изображать определенные действия, не говоря ни слова. Водящий должен угадать, кто он по профессии . Игра «Кто я?» Цель: Закрепление знаний о различных профессиях. Развитие логического мышления, речи. Материалы: шапочка на голову со сменными картинками различных профессий (на липучках). Ход игры: На голову водящего надевают шапочку с изображением какой-либо профессии. Ребенок должен отгадать профессию, задавая определенные вопросы. ( Это мужская или женская профессия? У меня есть специальная одежда? (транспорт) Я работаю на улице или в помещении? И т.д.)
Лэпбук «Лес - наш друг» Цель: Формировать представления детей о профессии лесника; расширять первоначальные представления о многообразии животного и растительного мира; развивать познавательный интерес д етей к окружающему миру; закреплять первоначальные представления о различных этажах обитания животного мира; развивать связную речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Рубрики: 1. Виды леса. 2. Этажи леса. 3. Правила поведения в лесу. 4. «Красная книга» 5. Игра «Собери лукошко» (грибы, ягоды) 6. Пищевые цепочки. 7. Загадки о животных. 8. Загадки о растениях, грибах, ягодах. 9. Игра «Для чего нам лес» 10. Работа лесника.
Фотокубик «Профессии» Цель: закрепить знания детей о профессиях, их значимости. Развивать речь, мышление. Материал: Четыре кубика трансформера (на каждом 12 фотографий с профессиями людей) Игра «Кто это?» 1 вариант : Ребенок поворачивает кубик и называет профессии. 2 вариант : Воспитатель поочередно перечисляет действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию и находят фото с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии . Игра «Найди похожую профессию» Воспитатель на своем кубике показывает фото какой-либо профессии, а ребенок должен найти на других кубиках профессию, чем- то похожую на данную, объясняя свой выбор (модельер – парикмахер – делает людей красивыми; каменщик – архитектор – строят города; воспитатель –учитель…)
«Пирамида профессий» Цель: формирование представлений о труде взрослых, знакомство с орудиями труда, инструментами определённых профессий. Развитие логического мышления, диалогической речи дошкольников. Воспитание ценностного отношения к труду взрослого и его результату. Материал: Четырех-конусная пирамида с липучками на каждой стороне. Человечки определённых профессий , атрибуты, соответствующие этим профессиям, тоже на липучках. В данном пособии представлены четыре профессии : полицейский, парикмахер, пожарный, врач. В зависимости от возраста профессии могут усложняться. Ход игры: Детям предлагается правильно выбрать из предложенной массы предметов, те, которые подходят к определённой профессии .
Цель игры: Расширять представления детей о разнообразии профессий. Развивать навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую, связную устную речь. Кубик Блума Материалы : кубики по теме: «Профессии», «Повар», «Пожарный», «Полицейский» Ход игры: Воспитатель или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так до тех пор, пока все грани к убика не будут задействованы.
Кубик с загадками Кубик в руки мы берем и его передаем, На загадку отвечаем и отгадку открываем. И еще давай, давай кубик ты передавай. Топ , топ, топ, топ, топ а теперь наш кубик стоп ! Если ребенок правильно отгадал загадку, то карточку переворачиваем картинкой вверх. Материал: пособие – куб, состоящий из 6-ти граней , на каждой грани имеется прозрачный карман , в которые размещаются картинки по теме «Профессии». На обратной стороне картинки – загадка о профессии. Ход игры : Дети стоят в кругу и передают кубик с загадками: Цель: формированию познавательных интересов; развитию зрительного восприятия , внимания, памяти, мышления и воображения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...
Подвижные игры в организации работы ранней профориентации дошкольников.
Виды профессий посредством подвижных игр....
Дидактическая игра "Дорожные знаки" по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий".
Цель: Формировать умение собирать из предложенных элементов правильное изображение дорожного знака.Формировать представление о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения.Р...
Дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников.
Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами, нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать ув...