Сообщение «Успешные практики в реализации задач программы воспитания. Воспитательная компетентность педагога»
материал
В настоящее время процесс воспитания детей дошкольного возраста ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределенности и стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | ||
| 412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
«Успешные практики в реализации задач программы воспитания.
Воспитательная компетентность педагога»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Полькина Татьяна Николаевна
г. Балашов, 2023 г.
Слайд 1.
В настоящее время процесс воспитания детей дошкольного возраста ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределенности и стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как будущее.
Слайд 2.
Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 3.
Целью Рабочей программы воспитания является создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи, реализуемые в рамках Рабочей программы воспитания:
1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2. Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе;
4. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;
5. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
6. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет- источники, дискуссии и др.);
7. Развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
8. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду;
9. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования;
10. Формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
11. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
12. Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
13. Развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
14. Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Слайд 4.
Реализация цели и задач Рабочей программы воспитания осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы:
- Патриотическое направление
- Социальное направление
- Познавательное направление
- Физическое и оздоровительное направление
- Трудовое направление
- Этико-эстетическое направление
Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП ДОО.
Слайд 5.
Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в дошкольной образовательной организации лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они отражаются в основных направлениях воспитательной работы ДОО:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Слайд 6.
Для реализации задач Рабочей программы воспитания осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе используем следующие средства воспитания:
1. Читательская культура;
2. Растим патриотов;
3. Ранняя профориентация;
4. Трудовой десант;
5. Наша земля – голубая планета;
6. Мы и здоровье;
7. Добрые традиции;
8. Развивающая предметно-пространственная среда;
9. Социальное партнерство;
10. Взаимодействие с родителями.
Остановимся на них поподробнее.
Слайд 7.
«Читательская культура» - это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора.
Свою воспитательную работу мы начали с беседы о близком детям символе – «книга». Книгу мы с интересом читаем, заботливо «лечим», бережно храним и даже создаем своими руками. Тем самым, мы решили с начала учебного года создать книгу нашей группы. В нее вошли рисунки и рассказы детей, выполненные совместно с родителями, о том, где и как они провели лето; что узнали, чему научились; истории, содержанием которых стали интересные факты, явления, события, про которые ребенок узнал, и те вопросы, на которые он смог найти ответы вместе со старшими. После каждой новой странички в группе дети обменивались своими впечатлениями, рассказывали друг другу о своих «открытиях». В течении года пополняли книгу страничками с новыми открытиями, про которые дети узнавали в детском саду, дома. Так появилась книга «Энциклопедия почемучек», которая хранит наши открытия, наши ответы на многие вопросы.
Читая вместе, дети приобретают опыт осмысленного слушания произведений детской художественной литературы, в которых раскрываются базовые ценности российского общества — стремление к знаниям (рассказы Л.Н. Толстого «Филиппок», М. Москвиной «Кроха», сказка К.Д. Ушинского «Слепая лошадь», В.П. Катаева «Цветик-семицветик»), уважение к старшим, к труду других людей, помощь и забота о младших, любовь к своей малой родине и родной стране и др.
Слайд 8.
Чтобы ребенок мог понять ценность книги, в своей работе мы применяем технологию «Буккроссинг». Не только дети, но и родители с удовольствием участвуют в этом движении. Дети вместе с родителями выбирали понравившиеся книги, чтобы прочитать их дома. Приносили взамен книги из домашней библиотеки, «отпустив» их на волю. После прочтения рассказов, сказок, стихов с родителями дома, обсуждаем с детьми в группе: о чем говорится в произведении, почему их герои поступили так или иначе, помогаем детям понять смысл прочитанного. В отдельных случаях предлагаем им подумать, как поступили бы они на месте героев этих произведений. Дети дома с удовольствием рисуют по прочитанным книгам наиболее запомнившиеся им эпизоды, любимых сказочных персонажей. Для многих семей совместное чтение стало традицией.
Слайд 9.
В настоящее время библиотеки ведут пропаганду работы с книгой: организуются различные встречи с читателями, очень актуально встречаться в так называемых «Читательских гостиных», где работники библиотеки рассказывают о книжных новинках, делятся своими впечатлениями от прочитанных произведений. Такая форма проведения мероприятий в библиотеке нас заинтересовала, и мы стали постоянными посетителями детской библиотеки. Мы активно участвуем в различных мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки.
-На мероприятии, посвященному юбилею писателя, поэта Сергея Михалкова, показывали инсценировку стихотворения «А что у вас?».
- Посетили выставку декоративно-прикладного творчества.
- Поучаствовали в акциях «Подари книгу библиотеке», «Давай читать, Губерния!»
- Налаживаем сотрудничество в совместной организации «Буккроссинга».
Таким образом, у ребят развивается интерес к книгам как источнику познания, в воспитании уважения к труду библиотекаря.
Слайд 10.
Особое внимание уделяется воспитанию уважительного отношения к книге как ценности, в которой отразился опыт и знания многих поколений людей. Воспитание бережного отношения к книгам идет через опыт ремонта книги.
Работа по ремонту и восстановлению книг в детском саду и дома, труд по изготовлению собственной общей книги, экскурсия в библиотеку ведет детей от представлений о труде многих людей над книгой через эмоциональное переживание значимости книги в жизни человека к собственным трудовым усилиям.
Слайд 11.
«Растим патриотов»
Одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Мы беседовали с детьми на темы: «Моя Россия», «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество), «Наш Крым родной!», «Герои войны в Афганистане». Провели праздники «День народного единства» и «Защитники Отечества» с привлечением пап. Изготовили лэпбук «Моя Россия» с дидактическими настольными играми: «Подбери флаг», «Собери символы России», пособиями, загадками, пословицами и поговорками.
Слайд 12. «
«Ранняя профориентация»
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С помощью ранней профориентации у ребенка-дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии.
Слайд 13. «
«Трудовой десант»
В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».
Трудовое воспитание в Рабочей программе воспитания является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Трудовые действия связаны с ценностью познания. Труд введен в ежедневную жизнь воспитанников. Ребята нашей группы участвуют в «волонтерском движении», оказывая помощь и заботу детям младших групп: помогают им раздеваться перед сном, одеваться после сна, во время прогулок убирать игрушки после игр, организовывают с ними игры.
Слайд 14.
Дети вместе с нами изготовляют закладки для книг, помогают убирать в уголке природы детского сада, сажают огород на подоконнике, участвуют в субботнике, с удовольствием занимаются художественным трудом, конструированием, изобразительным искусством.
Слайд 15. «
Многие ребята помогают дома родителям по хозяйству, мастерят дома, а потом делятся впечатлениями о проделанной работе в группе со сверстниками.
Такая трудовая деятельность направлена на мотивированное приобщение детей к традициям и ценностям семьи, русского народа. Воспитывает эмоционально-ценностное отношение к человеку, семье, детскому саду, городу, родному краю, природе, культурному наследию и формирует позицию созидателя (а не потребителя): «Я умею мастерить (создавать, делать, украшать, чинить, обустраивать), «Мы мастерим (творим) вместе».
Слайд 16. «
«Наша земля – голубая планета»
Мы расширяем представления детей о природном мире, стараемся воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Обогащаем опыт через деятельность детей, направленную на заботу о животном и растительном мире.
Слайд 17.
«Мы и здоровье»
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Большое значение имеют воспитательные ситуации, которые педагог создает для того, чтобы ребенок освоил ценности жизни, здоровья, движения и безопасности. Зарядка, прогулка, подвижные игры, привычки, физкультминутки и др. обретают новые смыслы, связанные с воспитанием личности. Во время чтения, просмотра фильмов, детям трудно сохранять одну и ту же позу, позволяем каждому ребенку занять удобное для него положение (на ковре, мягком модуле, стуле). Важно, чтобы во время слушания дети были сосредоточены и в тоже время расслаблены. После чтения или просмотра предлагаем детям сделать упражнения для осанки, чтобы восстановиться после довольно долгого сидения. Проводим небольшие разминки в форме игры в круге.
Слайд 18.
«Добрые традиции»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольной организации. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В нашей группе прошли:
- праздники, посвященные «1 сентября», «Новый год», «Масленица», «Международный женский день»;
- тематические мероприятия «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Всемирный день театра», «Международный день птиц», «День Здоровья»;
- социальные и экологические акции «Кормушка для птиц», «Эколята – защитники природы», «Голубая волна – 2023», «Рисуем Победу!».
Слайд 19.
«Развивающая предметно-пространственная среда»
Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства группы самими детьми.
У нас в группе создан мини-музей «Город мастеров». Экспонатами являются совместные творческие работы родителей и детей. Здесь также представлены детская литература, подборки картинок по теме мини – музея. Всё содержимое мини-музея используется детьми в НОД, для сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др. При создании музея ставили следующие воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа; воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
Слайд 20.
Перенимаем опыт в создании мини-музеев у работников детской библиотеки. Посещаем кружок «Родник», где показывают мастер-классы по изготовлению различных тряпичных кукол-оберегов, сувениров. Привлекаем перенимать опыт и родителей вместе с детьми. Делаем подарки, сувениры, предметы для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 21.
Для более успешной реализации Рабочей программы воспитания мы осуществляем социальное партнерство с
- МУ ДО «ДЮСШ Балашовского муниципального района»
- МУК «Центр культуры Балашовского муниципального района»
- МУ «Балашовский краеведческий музей»
- МОУ СОШ № 5
- МУ «Городская централизованная библиотечная система»
- МУ «Киновидеоцентр «Победа»
Слайд 22.
«Взаимодействие с родителями»
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Наши родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества, в тематических мероприятиях сада.
Слайд 23.
Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания.
Закончить своё выступление хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ"
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства....
Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"
В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....
Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов
Данный материал предназначен для старших воспитателей, заместителей заведующих с целью повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в ...
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...
Сообщение из опыта работы «Реализация образовательных программ с использованием различных форматов образования»
Новые форматы организации образовательного пространства сегодня успешно применяются в системе дополнительного образования детей. Сегодня речь пойдет о таком формате образования, как дистанционном обуч...
Презентация «Успешные практики в реализации задач программы воспитания. Воспитательная компетентность педагога»
Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условийдля самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и приня...
Публикация в электронном сборнике лучших практик по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа
https://riro.yanao.ru/presscenter/news/189331/https://riro.yanao.ru/upload/uf/acd/1uedrv6yaqea4h7pgbg7e9cjywth33cg/Sbornik-DOT.pdf...