Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов
методическая разработка ( группа) на тему
Данный материал предназначен для старших воспитателей, заместителей заведующих с целью повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ikt_-_kompetentnosti_kandidatova_e.a.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 436
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий _______________ О.И.Данилова Приказ № 123 от 03.09.2014 |
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Разработала:
старший воспитатель
Кандидатова Е.А.
Нижний Новгород
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи 5
3. Ожидаемые результаты 6
4. Перспективный план работы с педагогами 7
5. Содержание деятельности 9
6. Формы и методы контроля 10
7. Список используемой литературы 11
8. Приложение 12
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.И.Яковлева, Л.В.Кочегарова, Е.В.Иванова, Л.Л. Босова, Н. Д. Угринович, О.Б. Воронковой, Б. Скиннера, Н. Краудера, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной др.
Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.
Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пе-ресмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Задачами программы:
1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
- овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;
- овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;
- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;
- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
- участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.
Перспективный план работы с педагогами
по повышению ИКТ-компетентности
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | Сентябрь | |
Семинар на тему: «Основы работы на профессиональном компьютере» | Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере. | ||
Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» | Овладение приемами создания Word- документа. | Октябрь | |
Практическое занятие по теме: «Работа в электронной таблице» | Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования. | ||
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (1занятие – теоретическая часть) | Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности. | Ноябрь | |
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (2 занятие – практическая часть) | Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point | ||
Консультация на тему: «Что такое браузер» | Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет. | Декабрь | |
Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google». | Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания. | ||
Практическое занятие: «Создание профессионального сайта педагога» | Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания. | Январь | |
«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов | |||
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (1занятие – теоретическая часть) | Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями. | Февраль | |
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (2занятие – практическая часть) | Создание клипа в программе Windows Movie Maker. | ||
Консультация на тему: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками» | Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми | Март | |
Мастер – класс для воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми | Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д. | Апрель | |
Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | ||
Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год» | Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год. | Май |
Содержание деятельности
На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:
- анкетирование педагогов
- занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
- практическая работа в сети Интернет
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам;
Формы и методы контроля
Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
сентябрь | Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу, создавать и открывать папки | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
ноябрь | Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
январь | Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
май | Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями | Тематический персональный | Анализ занятий |
Список используемой литературы
- Горностаева А.М., Серова Н.П.. Информатика. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / Волгоград: Учитель, 2008. – 189 с.;
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» в 4-м классе, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2008;
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2002, 144 с.
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М: Баланс, 2008. – 80 с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).
- Журнал «Информатика в школе»
- Л.Л. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – 4 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 208 с.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.;
- Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.
- Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии: учебное пособие для 10-11 классов»
- Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
- О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
Приложение 1
Анкетирование педагогов
1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
6. Вывод на печать текстовых документов
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
11. Основные представления о сети Интернет
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
14. Основы поиска информации в Интернет
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
15. Понятие портал, сайт, визитка
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
Результаты:
Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла
Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла
Представляю в общих чертах – 1 балл
Ничего не могу сказать – 0 баллов
0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);
15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);
30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ"
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства....
Программа "Развитие через библиотеку" (повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО)
Для осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми, родителями воспитанников малоопытным педагогам необходима методическая помощь. Большинство педагогов стремятся к профессиональному рост...
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная ко...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...