Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_proforientatsii.docx | 57.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1 муниципального образования - Захаровский муниципальный района Рязанской области
« УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МДОУ
Захаровский детский сад №1
________Калужская Е.Ю.
Приказ №_________
от «____»________ 2023г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий»
социально-гуманитарной направленности
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год Руководитель: Виннова Ж.В.
2023г.
Пояснительная записка
Под психолого-педагогическими условиями развития ранних представлений ребенка о профессиях понимаются: социальная среда развития; психологический механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которой является возникновение идентификации, самосознания и рефлексии; ведущая деятельность; межличностные отношения; бессознательные процессы в формировании программ жизненного пути; формирование профессиональной составляющей "образа-Я" дошкольника. О множестве профессий дети практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий важно начинать в дошкольном возрасте. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Но материалы разрозненны и бессистемны.
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа " Мир профессий" состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий. При разработке Программы учтён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Новизна программы
Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом следующих основных с нормативно- правовых и методических документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196;
-СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Цель программы
Формирование представлений детей о мире профессий на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи программы
Обучающие:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;
- способствовать связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии»
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к людям разных профессий;
- воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда.
- воспитывать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Направленность программы
Социально – гуманитарная. Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.
Возрастная аудитория
Дети дошкольного возраста (старшей группы) 5-6 лет.
Сроки реализации программы
1 учебный год (октябрь-май)
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»
Формы и режим занятий
Программа разработана с учетом ее реализации в очном формате (контактные часы). Занятия реализуются в Захаровском детском саду № 1.Программа рассчитана на 32 часа с периодичностью занятий 1 раз в неделю 1 занятие по 30 минут каждое в течение одного учебного года. Продолжительность занятий, согласна требованиям СанПиН, не должно превышать 30 минут
Ожидаемые результаты
В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе, дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Кроме того, прослеживается активное формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Формы контроля и проверки достигнутых результатов
Оценка качества реализации программы включает диагностику первоначального уровня знаний и навыков и итоговый контроль.
Диагностика проводится педагогом группы ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены педагог-психолог, старший воспитатель и другие специалисты детского сада.
Диагностика первоначального уровня осуществляется в начале обучения в виде вопросов и заданий по данной тематике.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков детей о профессиях.
2.4. Оценочные материалы.
Вид контроля | Диагностическая методика | Цель диагностики |
Диагностика первоначального уровня | Диагностические задания и вопросы по каждому разделу | Определение первоначального уровня знаний |
Итоговый контроль (итоговая диагностика) | Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней», Диагностический инструментарий. | Определение результативности процесса обучения |
Исходя из ответов детей, по всем заданиям определяется уровень сформированности знаний детей о профессиях.
Каждый из них имеет 3 последовательных уровня (высокий, средний, низкий).
Уровни и балы | Показатели, критерии |
1 бал – низкий уровень | представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях |
2 бала - средний уровень | дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода. |
3 бала – высокий уровень | у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе. |
Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Введение в образовательную программу | 1 | - | 1 | Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей в виде вопросов и диагностических заданий по профессиям | |
1 | Семья/Детский сад/ Школа | 2,5 | 1,5 | 4 | Педагогическое наблюдение. Сюжетно-ролевая игра «Воспитатель детского сада» Игра-интервью «Школа» |
1.1 | Что такое профессия? | 1 | - | 1 | |
1.2 | Профессии моих родителей | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1.3 | Профессии в детском саду | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1.4 | Профессия – учитель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Профессии общепита | 2 | 2 | 4 | Дидактическая игра «Поваренок» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» |
2.1 | Повар | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.2 | Официант | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.3 | Продавец-кассир | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.4 | Уборщик | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3 | Строительные профессии | 3 | 3 | 6 | Педагогическое наблюдение Дидактическая игра «Маленький зодчий» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» |
3.1 | Архитектор | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.2 | Инженер -строитель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.3 | Геодезист | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.4 | Плотник, каменщик, столяр | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.5 | Штукатур-маляр | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.6 | Облицовщик наружных и внутренних работ | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Творческие профессии | 2 | 2 | 4 | Проект «Творческая профессия» |
4.1 | Художник, дизайнер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 2 | Музыкант, певец и композитор | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 3 | Режиссер, актер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 4 | Стилист, визажист и модельер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5 | Профессии на страже нашего здоровья | 3 | 3 | 6 | Сюжетно ролевая игра«В амбулатории» |
5.1 | Врач | 1 | 1 | 2 | |
5.2 | Фельдшер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5.3 | Медицинская сестра | 1 | 1 | 2 | |
5 4 | Фармацевт | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6 | Профессии, которые нас спасают и охраняют | 3 | 3 | 6 | Сюжетная игра «Школа пожарников» Дидактическая игра «Светофор» |
6.1 | Пожарный | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.2 | Спасатель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.3 | Кинолог | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.4 | Участковый | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.5 | Следователь | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.6 | Сотрудник Госавтоинспекции | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Итоговые мероприятия Итоговое занятие. Контрольная диагностика базовых знаний, умений и навыков. | 1 | 1 | Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней» | ||
Всего: | 19 | 17 | 32 |
Учебный план
Содержание учебного плана
Введение в образовательную программу
Теория: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктаж по технике безопасности при проведении игр, прогулок экскурсий. Правила поведения на занятии.
Практика – Начальная диагностика.
Раздел 1. «Семья/детский сад/школа»
Тема1.1 «Что такое профессия?»
Теория: Расширять у детей знания и представления о профессиях (профессиях женских, и мужских) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Практика: беседа - о профессиях, о значении труда для общества, чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», рассматривание иллюстраций.
Тема 1.2 «Профессии моих родителей»
Теория: беседа о видах труда, о различных профессиях своих родителей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых;
формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;
Практика: настольная игра лото «Кому, что нужно для работы»
Тема 1.3 «Профессии в детском саду»
Теория: Беседа: «Кто работает в детском саду» - расширять знания детей о профессиях работников детского, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности сада.
Практика: моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Тема: 1.4 «Профессия - учитель»
Теория: беседа о профессии учителя - развивать интерес к школьному обучению. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности педагога, подвести к понятию, что профессия учителя очень важная и нужная.
Практика: Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов
Раздел 2. «Профессии общепита»
Тема 2.1 «Повар»
Теория: «Пироги и калачи с пылу с жару из печи» беседа о профессии повара, познакомить с его профессионально- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы.
Практика: экскурсия на кухню. Опытно – экспериментальная деятельность: «Свойства теста»
Тема 2.2. «Официант»
Теория: формировать представление детей о профессии официанта, с основными предметами официанта в рабочих моментах, воспитывать уважение к труду.
Практика: рассматривание иллюстраций из серии «Профессия официант», сюжетно –ролевая игра «Кафе». Лепка из соленого теста «Пицца».
Тема 2.3 «Продавец - кассир»
Теория: беседа «Кто работает в магазине»-познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.
Практика: сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек», Чтение х/л Е.Санин «Продавец».
Тема 2.4 «Уборщик»
Теория: беседа «Хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения»- формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, положительное отношение к работе и воспитание уважения к труду «уборщика».
Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.
Раздел 3. Строительные профессии
Тема 3.1. «Архитектор»
Теория: Беседы на тему «Строительные профессии», «Кто построил детский сад» - профессией архитектора, орудиями труда архитектора.
Практика: Составление рассказа «Строим дом». Конструирование «Дом будущего» Рассматривание альбома «Такие разные дома»
Тема 3.2 «Инженер - строитель»
Теория: беседа о труде инженера-строителя, что он проектирует и рассчитывает строительные работы всех видов, координирует строительный процесс.
Практика: Раскраска «Профессии»- строители. Конструирование из Лего.
Дидактическая игра «Геометрический город».
Тема 3.3 «Геодезист»
Теория: беседа о важности строительной профессии «геодезист» - он проводит множество измерений и не должен допускать ошибок.
Практика: рисование «Топографические знаки», составление топографической карты по рисунку.
Тема 3.4 «Плотник, каменщик, столяр»
Теория: беседа о профессиях, работающих на стройке. Продолжать расширять представления о многообразии строительных профессий, о важности каждой из них.
Практика: экспериментирование - дать детям возможность познакомиться со свойствами некоторых строительных материалов.
Тема 3.5 «Штукатур -маляр»
Теория: Встреча с интересными людьми «Профессия штукатур- маляр» -сформировать понятие о профессии штукатур-маляр.
Практика: рисование «Красим дома».
Тема 3.6 «Облицовщик наружных и внутренних работ»
Теория: продолжать беседовать, знакомить и расширять представления о многообразии строительных профессий, о том, что облицовщик отвечает за внутреннюю и наружную облицовку зданий. От его работы зависит то, насколько эстетично будет смотреться конструкция в целом.
Практика: конструирование «Юные изобретатели», дидактическая игра «Инструменты для строительства»
Раздел 4. Творческие профессии
Тема 4.1 «Художник, дизайнер»
Теория: встреча с интересными людьми- познакомить детей с профессией художника, дать детям представления о художнике- пейзажисте, портретисте, дизайнере.
Практика: Мастер класс педагога «Искусство витража»
Тема 4.2 «Музыкант, певец и композитор»
Теория: продолжать беседы о профессиях, связанных с творчеством –певица, музыканта, композитора. Развивать умения определять логическую последовательность этих профессий.
Практика: музыкальная игра «Если нравится тебе», музыкально- дидактическая игра «Наш оркестр». Просмотр презентации «Мы певцы и музыканты»
Тема 4.3 «Режиссер, актер»
Теория: Беседа: «Профессии людей в кино» - обобщить и систематизировать знания о том, что такое киноискусство, какие профессии людей работают над кинофильмом.
Практика: рассматривание иллюстраций по теме. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы снимаем кино».
Тема 4.4 «Стилист, визажист, модельер»
Теория: беседа о специалистах в области создания индивидуального образа с помощью средств искусства макияжа, одежды,
Практика: деловая игра «Сам себе стилист, визажист и модельер». Дидактическая игра «Подбери одежду».
Раздел 5. «Профессии на страже нашего здоровья»
Тема 5.1 «Врач»
Теория: беседа о труде врача - познакомить с обязанностями и
трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Практика: Моделирование с/р игры «Поликлиника»
Чтение х/л К. Чуковского «Доктор Айболит. Просмотр мультфильма.
Тема 5.2 «Фельдшер»
Теория: беседа - о работе службы скорой медицинской помощи «Скорая помощь спешит нам на помощь» Формировать понятие «экстренный случай» и номера телефонов, соответствующие данной службе.
Практика: Д/и.: «Девочка заболела», Сюжетно – ролевая игра: «Скорая помощь».
Тема 5.3 «Медицинская сестра»
Теория: беседа о роли медицинской сестры в учреждениях детского сада, школы, больницы.
Практика: Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?», экскурсия в процедурный кабинет, аппликация: оформление медицинских карточек;
Тема 5.5 «Фармацевт»
Теория: беседа о работе фармацевта - формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; о специальном фармацевтическом оборудовании.
Практика: экскурсия в аптеку, на работу к родителю.
Лепка из соленого теста «Разноцветные витаминки»
Раздел 6. «Профессии, которые нас спасают и охраняют»
Тема 6.1 «Пожарный»
Теория: беседа о труде пожарного -расширять и конкретизировать представления о профессии пожарного.
Практика: Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки». Изучаем огнетушитель, пожарный гидрант, правила действий при возникновении пожара.
Экскурсия в пожарную часть.
Тема 6.2 «Спасатель»
Теория: беседа об особенностях профессии «Спасателя».
Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Научить детей правилам вызова служб специального назначения.
Практика: Экскурсия на работу к родителям (МЧС). Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю».
Тема 6.3 «Кинолог»
Теория: познакомить с профессией кинолога - дрессировка собак розыскной и защитно-караульной службы.
Практика: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Граница»:
карточки с отпечатками пальцев, следов людей, животных, удостоверения, усы, головные уборы.
Тема 6.4 «Участковый»
Теория: беседа о том, что участковый следит за порядком на своем участке
Практика: чтение х/л Н.Носова «Милиционер»,
Тема 6.5 «Следователь»
Теория: беседа «От шалости до правонарушения один шаг» следователи расследуют преступления.
Практика: Просмотр мультфильма «Приключение поросенка Фунтика», Встреча с интересными людьми: следователь ОМВД.
Тема 6.6 «Сотрудник Госавтоинспекции»
Теория: «Дисциплина на улице – залог безопасности» - беседа о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Практика: выставка «Зеленый огонек». Эстафета зеленого огонька» с участием ЮИД (дети школы)
Итоговое мероприятие.
Теория: проводится в виде викторины и вопросов по каждому разделу. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
Практика: диагностические задания в игровой форме. Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Оборудование. Дидактический материал.
-Учебные столы, стулья;
-Доска (с возможностью магнитного крепления);
-Медиотека (презентации, мультфильмы, видеофильмы и др., по ранней профориентации дошкольников)
-Выставки, фотовыставки по результатам воспитательно – образовательной
деятельности.
-Циклы конспектов, сценариев, проектов, методических разработок по ранней профориентации дошкольников.
-Диагностический инструментарий по ранней профориентации дошкольников
-Дидактический материал по ознакомлению дошкольников с профессиями
-Напольный строительный материал;
-Настольный строительный материал;
-Схемы, иллюстрации отдельных построек
-Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей
-Раскраски с изображением людей и предметов разных профессий.
Технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога
1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136.
2. Гусева Т. Кем быть? // Поём, танцуем и рисуем. –2009. – №6. – С. 73-82.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52.
4.Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.
5.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96.
6.Черепанова Н.В.ПРОГРАММА по профориентации дошкольной ступени образования «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»
для детей
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение1989.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краткосрочной образовательной практики "ВИНТИК и ШПУНТИК»Технической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Программа краткосрочной образовательной практики...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению эстрадному пению «Вокальная студия «Весёлые звоночки» для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»...
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочной образовательной практики «Маленький гений» научно-исследовательскому направлению для детей с 5 до 7 лет
Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, и каждая дошкольная образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить одну из самых основных задач дошкольного ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"
Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....