Методическая разработка «Особенности сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра»
методическая разработка по психологии

Лебедь Марина Сергеевна

ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения им Программы на разных этапах её реализации. Программа дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности на уровне начального этапа дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад комбинированного вида 82 «Родничок»

г. Белгород Белгородская область

Методическая разработка

«Особенности сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра»

ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения им Программы на разных этапах её реализации. Программа дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности на уровне начального этапа дошкольного образования. Программа обучения и воспитания детей с РАС будет направленна, прежде всего  на смягчение основных трудностей развития, которые связанны с аутизмом – качественных нарушений коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченных, повторяющихся и стереотипных паттернов поведения. Реализация Программы начального этапа является условием и предпосылкой освоения содержания программ в традиционных образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.

Содержание Программы определяется по результатам первичного обследования, а также выявления особенностей функционирования сенсорных систем у детей с РАС. Особенности сенсорной сферы детей с РАС становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Существует несколько классификаций сенсорных систем. Как правило, все они выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную, проприоцептивную и вестибулярную.

Сенсорные системы осуществляют свою деятельность не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Взаимодействие сенсорных систем проявляется в том, что возбуждение одной системы влияет на возбудимость другой. При расстройствах аутистического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, они нередко носят разнонаправленный характер, в том числе и внутри одной системы. Эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.

Если идут нарушения в функционировании тактильной системы, на которые могут указывать такие поведенческие феномены как: − избегание определенных видов одежды или материалов (например, шероховатых или с грубой текстурой). Это может быть избегание игр, связанных с телесным контактом, что иногда проявляется стремлением играть в одиночестве; − отвращение или сопротивление, когда ребенка ловят, обнимают или сжимают; когда малыш испытывает дискомфорт при мытье и расчесывании волос, стрижке ногтей и сопротивляется при чистке зубов. Многие любят просто неограниченное время сидеть в бассейне с шариками, фасолью, лежать под тяжелыми одеялами, матами. При этом важно не пытаться заставить ребенка преодолеть отрицательные реакции и не следует убеждать его, что не нужно так себя вести!

Проприоцепция – это способность к ощущениям, возникающим в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов, дающих информацию о положении мышц, суставов и сухожилий. Особенности функционирования проприоцептивной системы могут приводить к тому, что ребенок имеет низкий мышечный тонус,   может врезаться и наталкиваться на предметы вокруг себя, может стучать пятками о пол или стул, скрипеть зубами.  Такие дети любят, чтобы их крепко завернули в одеяло или потискали перед сном, любят постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки.

 Специфическая особенность вестибулярной системы состоит в том, что значительная часть перерабатываемой в ней сенсорной информации используется для автоматической регуляции функций, осуществляемых без сознательного контроля. Гиперчувствительность в вестибулярной системе проявляется в виде гравитационной неуверенности и в виде опаски при движениях, когда тело отклоняется от вертикального положения, или когда ноги оторваны от земли. При гравитационной неуверенности, часто встречающейся у детей с РАС, бывает, что ребенок старается держаться в стороне от других людей, чтобы его кто-то не подвинул, не толкнул. Эти дети медленно ходят по лестнице, чаще других хватаются за перила, они боятся прыжков, качелей, каруселей. Усиление проприоцептивных ощущений давления на суставы, мышцы и туловище уменьшает гравитационную неуверенность, ребенок начинает чувствовать свое тело и управлять им. Утяжеляющий жилет, бинтование рук и ног помогают детям ощущать свое тело и приводить в норму вестибулярный аппарат.  А ощущение движения в пространстве: качание, кружение или повороты головы доставляют особое наслаждение и стимулируют вестибулярную систему детей с РАС.

 С участием обонятельного анализатора осуществляется ориентация в окружающем пространстве, и происходит процесс познания внешнего мира. Гиперчувствительность в сфере обоняния может приводить к тому, что ребенок отказывается заходить в определенные места с ярко выраженными запахами (например, в туалет) а также,  отказывается принимать определенную пищу из-за запаха.  Если у ребенка наоборот,  гипочувствительность обонятельной системы,  тогда он может не замечать или игнорировать неприятные запахи.  Ребенок с гипочувствительностью может выпить или съесть что-то ядовитое.

 В естественных условиях вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и температурными, получаемыми человеком в процессе еды. Сочетание всех этих раздражений создает ощущение вкуса и формирует адекватную реакцию на пищу. Проблемы в работе вкусовой сенсорной системы могут приводить к негативной реакции на многие вкусовые раздражители, в связи с чем ребенок ест только определенные продукты, его рацион питания очень ограничен, или он любит есть очень соленую или острую еду. В некоторых случаях вкусовые ощущения могут быть основным источником получения информации о внешнем мире. Тогда ребенок может облизывать, брать в рот или есть несъедобные предметы. Слуховая система – одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки – искаженно. Ребенок с повышенной гиперчувствительностью выглядит рассеянным, ошарашенным, зажимает уши при малейших громких звуков, Его раздражает,  когда все вокруг смеются, шумят, разговаривают.  Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие особенности ребенка как: трудности при распознавании или игнорирование определенных звуков, стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами.

 Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем: − повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые, собственно, и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них имеют защитную функцию,  другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации, а третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах. При этом одни и те же поведенческие феномены могут быть обусловлены различными причинами. Например, ребенок отказывается мыть руки. Это может быть связано как с повышенной тактильной чувствительностью, так и с непереносимостью запахов (например, мыла) или слишком ярким светом в ванной.

Сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять посещение дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля используют сенсорный опросник, очень  простой и удобный в использовании. Анализ сенсорного профиля позволяет выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дают возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.

Какие же занятия, игры и оборудование можно рекомендовать для детей с сенсорными проблемами?  Основные материалы и приспособления, которые  благоприятно воздействуют на тактильную систему ребенка с РАС – это пересыпание мелких предметов (игрушки киндер-сюрприз, пластмассовые и разноцветные крышки из детского пюре).  Игры с крупой или фасолью, пластилин, массы для лепки,  пальчиковые краски. Одним из эффективных способов воздействия на тактильную систему является сжимание рук (взрослый регулярно с силой сжимает руки ребенка), а также мягкие антистресс - игрушки для сжимания и различные утяжелители.

Основные виды активности, которые воздействуют на слуховую систему: это различное звуковое лото, движения под музыку, игра  с музыкальными инструментами.  Виды активности, воздействующие на зрительную систему: это визуальное расписание, различные мигающие игрушки,  калейдоскоп. Виды активности, воздействующие на проприоцептивную систему: – крепкие объятия; – массаж, батут, т.е те  упражнения, которые требуют физических усилий.

К  видам активности, воздействующей на вестибулярную систему относятся  качели,  велосипед, батут, карусель. Важно также включать виды активности, направленные на развитие координации и владение телом (балансир).

Все виды активности, требующие физических усилий, например,  толкать или носить коробки с тяжелыми предметами, преодолевать полосу препятствий, требуют значительных физических усилий и могут выполняться на занятиях не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и дома.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция; 4-е изд. – М.: Теревинф, 2017. 2. Браткова М.В., Караневская О.В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. – М., 2016.

3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. / под ред. Е.В. Клочковой; пер. с нем К.А. Шарр. – М.: Теревинф, 2017. ‒ 240 с.

4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М.: Теревинф, 2018. ‒ 236 с.

5.Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., и др. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи: метод. пособие / под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. ‒ 70 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе на тему: «Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и соверш...

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»....

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...