Публикация. Коррекционно-развивающая программа «Арт-терапия в социальной работе с детьми с РАС»
учебно-методический материал
Цель: теоретическое и экспериментальное обследование возможности
применения приемов арт-терапии для развития форм взаимодействия детей с
РАС с миром.
Задачи:
1)Развивать осознание ребенком положения собственного тела в
пространстве;
2) Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать
их чувственный опыт;
3) Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и
кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей;
4)Повышать уровень родительской компетентности в вопросах
сенсорного воспитания;
5)Расширять эмоциональный и социальный опыт детей.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
Общие принципы и подходы к формированию программы:
-Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека.
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.
-Дифференцированный подход к построению программы для детей, учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
-Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
Специфические принципы и подходы к формированию программы:
-Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.
-Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач
обеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при
моделировании реальных жизненных ситуаций.
-Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает
необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики и специальной психологии при реализации программы для детей с РАС.
-Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать программы на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей.
-Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.
-Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного,
программированного и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности ребенка.
-Принцип интеграции образовательных областей. Каждая из образовательных
областей, выделенных в образовательной программе (физическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественноэстетическое развитие), осваивается при интеграции с другими областями.
-Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к
участию в реализации программы. Система отношений ребенка с РАС с близкими
взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. Поэтому, приступая к разработке программы, следует учитывать, что ее реализация будет значительно эффективней при участии в ее реализации ближайшего социальногоокружения ребенка.
-Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в
обеспечении широкого видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др., их способности обсуждать проблемы при соблюдении профессиональной этики в единстве профессиональных ценностей и целей.
Данная программа рассчитана на половину учебного года: 01.09.2023 – 31.12.2023.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihokorrektsionnaya_vkr.docx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Реализация тренинговых и коррекционно-развивающих занятий. Использование арт-терапии в работе.
Обобщение опыта работы службы по устройству детей в семью...
"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...
Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Использование арт-терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ. ПУБЛИКАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СБОРНИКЕ
Описание основых техник и приёмов арт-терапии...