Использование арт-терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ. ПУБЛИКАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СБОРНИКЕ
статья по логопедии

Описание основых техник и приёмов арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vydrina.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выдрина А. Н.,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 18»,
г. Троицк
Челябинской области

nastasya-vydrina@mail.ru 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация. В статье описывается опыт автора в использовании арт-терапии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ; дается оценка эффективности разных техник аврт-терапии: сказкотерапии, песочной терапии, в также разных видов изотерапии.

Ключевые слова: арт-терапия, дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа в ДОУ.

THE USE OF ART THERAPY IN SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN
WITH DISABILITIES

Abstract. The article describes the author's experience in using art therapy in correctional speech therapy work with children with disabilities; an assessment of the effectiveness of various techniques of AVRT therapy is given: fairy tale therapy, sand therapy, as well as various types of isotherapy.

Keywords: art therapy, children with disabilities, correctional speech therapy work in the preschool educational institution.

Общеизвестным является тот факт, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста не являются исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Исходя из этого, в логопедической работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать новые технологии, обеспечивающие одновременно познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, обладающей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

В настоящее время «арт-терапия» имеет несколько значений:

– рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

– как комплекс арт-терапевтических методик;

– как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

– как метод.

В последнее время арт-терапия всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушения развития и даёт положительные результаты.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных способностей и способов их удовлетворения.

Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки). В средствам арт-терапии, доступным в работе с детьми дошкольного возраста, относятся игротерапия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, двигательная терапия, фототерапия.

Следует особо отметить, что в арт-терапии акцент делается не на целенаправленном обучении детей разным видам художественного творчества, а на развитие у них навыков и умений в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой, художественно-речевой). Арт-терапии является междисциплинарным методом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и имеет ряд преимуществ, которые обеспечивают ее высокую конкурентоспособность.

Во-первых, это психологически безопасная арт-терапевтическая среда, безоценочность и свобода самовыражения. Во-вторых, это способ получения творческого продукта детей, что позволяет отслеживать и давать ретроспективную оценку динамики их развития. В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания детьми собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах. В-четвертых, практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или особых художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностическое средство.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, формировать у них более активную жизненную позицию. Побочным продуктом арт-терапии, по-другому терапии искусством, является удовлетворение, возникающее у детей в результате реализации и развития ими своих скрытых умений.

Техники арт-терапии обеспечивают возможности для решения достаточно широкого спектра различных проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных задач, которые успешно решаются посредством арт-терапии, является развитие у детей с ОВЗ познавательной и речевой активности.

Так, например, сказкотерапия используется для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения: позволяет расширять кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию; способствует развитию у детей креативности, оригинальности мышления, что в итоге повышает из уверенность в себе; позволяет гармонизировать эмоциональное состояние детей; обеспечивает развитие детского коллектива.

Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми дает возможность организовывать деятельность детей в доступной привлекательной форме с учетом индивидуальных особенностей их отклонений в здоровье. Так, при формировании основ художественной культуры дошкольников с какими-либо нарушениями функционирования отдельных органов и систем (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью) учитываются имеющиеся у каждого из них отклонения в развитии, которые проявляются в своеобразии овладения каждым видом художественной деятельности.

Художественно-речевая деятельность детей способствует обогащению их опыта знанием народных сказок с доступным содержанием, с понятными им образами сказочных героев, стимулирует интерес к литературным произведениям. Через сказки дошкольники учатся видеть и понимать семиотическое значение, выраженное в обобщенных образах: скатерти-самобранке, шапке-невидимке, сапогах-скороходах и т. д. Дружба героев сказок с животными, с существами, населяющими окружающую природу, помощь, которую они получают от «умных зверей», отражают осознание родства человека с природой (медведь в сказках – символ веры, обращенной на служение высоким целям; встреча с бессмертными существами такими, как гномы, карлики, звезды, солнце всегда приводит к счастливой развязке).

Используемые в процессе художественно-речевой деятельности детей с проблемами являются решаются такие задачи, как 1) открытие мира словесного искусства; 2) воспитание интереса и любви к книге; 3) формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям; 4) формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе.

Работа по формированию художественно-речевой деятельности у дошкольников с проблемами осуществляется в двух направлениях: а) знакомство с художественными, литературными произведениями, их восприятие и формирование эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним; б) формирование способности к самостоятельному повествованию малых фольклорных форм (потешек, стихов, песенок), сказок, рассказов. При этом обучение художественно-речевой деятельности строится с учетом особенностей, обусловленных возрастом детей и структурой имеющихся у них отклонений в развитии.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ является изотерапия (рисунок, лепка), оказывающие лечебное и коррекционное воздействие средствами изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (М. Е. Бурно, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, В. Е. Фолке [Цит. по: *]) выделяют два направления в использовании этого метода: а) использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации; б) побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Изо-терапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изо-терапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии – в большей мере коррекционно-профилактическими. Изо-терапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка, в результате чего возникают негативизм, замкнутость, боязнь общения и т. д. В логопедической работе по развитию речи рекомендуется шире использовать детские рисунки, поскольку рисование – это один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисунок для ребенка – это не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Есть дети, которые рисование предпочитают даже игре.

Однако многие дети с нарушениями речи имеют слабые изобразительные навыки, с трудом удерживают карандаш, затрудняются в передаче изображений простых геометрических фигур, не знают цветов, не ориентируются на листе бумаги. В работе с такими детьми достаточно эффективны коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии, способствующие психическому и личностному росту детей. Такие занятия способствуют раскрытию интеллектуального, творческого, нравственного потенциала детей в зоне ближайшего развития, развитию навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Рисование на сюжет рассказа с последующим озвучиванием «оречевлением» своего рисунка представляет собой достаточно эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам в методике развития речи детей с ОВЗ играет главенствующую роль. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь, поскольку именно речевая потребность является сильнейшим фактором развития его языковых способностей. Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, по которым дети отвечают на вопросы, совершенствуя тем самым свои практические речевые умения. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, формулируя ответы на вопросы, если в качестве наглядной опоры для речевых упражнений используются рисунки, созданные самим детьми.

Учитывая, что ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер эмоционально окрашенной учебно-игровой деятельности. Для этого необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включаются все дети группы. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания способствует формированию у детей осознания элементарной структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. В процессе рисования развивается моторика детей, а также создаются предпосылки для становления у них многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа осуществляется в направлении развития от движения к мышлению.

Большим успехом в логопедической работе с детьми с ОВЗ пользуется техника монотипии – нанесение рисунка красками на стекло с последующим отпечатыванием картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые затем доводятся так сказать «до ума», дорисовываются. Дети делают несколько отпечатков, обмениваются своими мыслями, идеями и ассоциациями по поводу каждого получившегося изображения. В процессе таких обсуждений хорошо развивается воображение детей, речь, активизируется их общение друг с другом.

Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах у детей на листы бумаги капают кляксы, выполняемые тушью или гуашью. Затем детям предлагается подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его в разные стороны. Дети наблюдают, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получается, дети проявляют свою фантазию, дорисовывая только мелкие детали.

Высокую эффективность в логокоррекционной работе с дошкольниками играет сказкотерапия – метод, в котором сказочная форма речи используется для речевого развития личности детей, расширения их сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказкотерапия позволяет ребенку осознавать свои проблемы и видеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказкотерапию в своей работе, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на разных детей.

В технологии сказкотерапии возможно использование как уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, в которой события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, так и составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию из жизни ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка. Особое значение придается подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними. В сказку включаются герои в соответствии с реальными участниками конфликта и между ними устанавливаются символические отношения, схожие с реальными. В то же время следует особо отметить, что в педагогике сказкотерапия – это все-таки не лечение, а один из способов воспитания. Считается, что наряду с языком, сказка – это одно из «материальных выражений культуры народа» (К.Д.Ушинский).

Большими возможностями в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ обладает песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Играть с песком – это естественная потребность ребенка, поэтому и психотерапевт, и логопед может эффективно использовать песочницу в своей работе с детьми с ОВЗ.

«Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. В процессе игр с песком у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир, существующий под его контролем. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Именно поэтому можно использовать песочную терапию на развивающих и обучающих занятиях.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Ценность этого метода состоит в том, что игры с песком можно использовать как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой.

Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице. Обычно в своей практике мы используем игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в пособии «Практикум по креативной терапии»:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

– «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние детей. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом самым важным результатом является приобретаемый детьми первый опыт рефлексии – понимания себя и других.

Уникальность арт-терапия заключается в том, что она не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе. Использование на логопедических занятиях техник арт-терапии позволяет учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность детей дошкольного возраста, его естественная склонность к игровой деятельности. Арт-терапия позволяет создавать на занятиях особую атмосферу игры и творчества, подбирать вместе с детьми соответствующие их интересам сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Таким образом, техники арт-терапии являются перспективным средством коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими речевые проблемы. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Литература

1. Гончарова, Е. Л. Изобразительная деятельность как средство общения, сообщения и построения «картины мира» / Е. Л. Гончарова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 6. – С. 41–50.

2. Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 5. – С. 26–29.

3. Екжанова Е.А., Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2005. – 272 с. – Текст : непосредственный.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии : учеб. пособие / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – *** с. – Текст : непосредственный.

5. Кичура, В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками / В. В. Кичура. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 41–42.

6. Семененко, Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе / Е. А. Семененко. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 7. – С. 45–48.

7. Тренинг по сказкотерапии : сборник программ / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – Санкт-Петербург : РЕЧЬ, 2004. – 254 с. – Текст : непосредственный.

© А. Н. Выдрина, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Су-джок терапия в логопедической работе с детьми

Су-джок терапия - одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технлологий в логопедии...

Приемы Арт-терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмовАрт-терапии в логопедической работес детьми дошкольного возраста...

Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...

Использование Су-Джок терапии в логопедической работе с детьми

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и ...