Презентация на тему "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр".
методическая разработка (старшая группа)

Аскиркина Юлия Васильевна

      В современном обществе, для успешной социализации, личность должна обладать высоким уровнем коммуникативных умений, которые помогут ей обеспечить успешную деятельность в любой сфере, так как конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. Ведь без хорошо развитых коммуникативных умений ребенку тяжело общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, отсюда возникает агрессия, замкнутость, нарушение процесса общения в целом.      

Рассмотрением особенностей развития коммуникативных умений занимались ведущие психологи и педагоги, такие как: В.А. Канн-Калик, Л.А. Петровская, Г.М. Андреева, их работы послужили основой для исследования педагогических проблем формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.Выделяют следующие основные коммуникативные навыки: 5 слайд

- желание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;

- умение организовать общение: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

- умение работать в группе;

- умения использовать вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, интонацию)Напольные подвижные  игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых.

В процессе работы с напольными играми сложилась и их классификация.

 - Кратковременные напольные игры, сделанные из бумаги, цветного скотча, изоленты на текущей поверхности имеющегося пола.

- Долговременные (многофункциональные, сделанные на баннерной основе или на белой ткани.

В процессе напольных игр :

- Развивается моторика рук и ног.

- Укрепляется мышечная система организма.

- Развивается опорно-двигательный аппарат.

- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_napolnye_p.i.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «МБОУ СОШ №41» города Бийска

Доклад на тему

«Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста посредством напольных подвижных игр»

Выполнила: Аскиркина Ю.В.

2023

"Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста"
В.А.Сухомлинский
2 слайд

      В современном обществе, для успешной социализации, личность должна обладать высоким уровнем коммуникативных умений, которые помогут ей обеспечить успешную деятельность в любой сфере, так как конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. Ведь без хорошо развитых коммуникативных умений ребенку тяжело общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, отсюда возникает агрессия, замкнутость, нарушение процесса общения в целом.      

Рассмотрением особенностей развития коммуникативных умений занимались ведущие психологи и педагоги, такие как: В.А. Канн-Калик, Л.А. Петровская, Г.М. Андреева, их работы послужили основой для исследования педагогических проблем формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

3 слайд Коммуникация - это способы взаимодействия и общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Таким образом, чтобы эффективно выстроить процесс коммуникации человеку необходимо обладать коммуникативными навыками. 

4 слайд Коммуникативные навыки дошкольников - это осознанные действия воспитанников (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. 

Выделяют следующие основные коммуникативные навыки: 5 слайд

- желание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;

- умение организовать общение: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

- умение работать в группе;

- умения использовать вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, интонацию)

Выделены этапы усвоения детьми коммуникативных умений:

•          упражнения, в ходе которых у детей формируются коммуникативные умения.

•          автоматизация в ходе подвижной игры

•          свободное использование полученных навыков в ходе занятий физиче- ской культурой и спортом.

         Коммуникативные умения дошкольников являются составляющей социально-коммуникативного развития – одной из выделенных ФГОС ДО областей.

        Одним из средств достижения целевых ориентиров данной образователь ной области является подвижная игра.6 слайд

        «Подвижная игра— это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами». 6 слайд 

 Подвижные игры с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления, возникновения ситуаций общения (при распределении ролей, обсуждении правил игры и т.д.), что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков детей.

Подвижные игры подразделяются:

1. Индивидуальные подвижные игры.

Игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечает сам за совершенные им неточности в игре.

Развитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.

В этих играх :

-действия участников игры имеют индивидуальный характер;

-между играющими детьми отсутствует зависимость;

-результаты игровых действий детей не объединяются.

-противоборства сторон нет.

2. Парные подвижные игры.

Игры, характер игровых действий в которых ставил детей в условия, в которых им необходимо было не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового задания и совместно решать простейшие тактические задачи с выбранным соведущим. Подобные игры способствуют формированию чувства «открытости» по отношению к партнеру, то есть дают возможность чувствовать и понимать его.

В процессе игр дети овладевают следующими умениями:

- договариваться о выборе игры, заинтересовывать и приглашать необходимое число участников;

- распределять роли, разбиваться на игровые подгруппы;

- согласованно действовать с партнерами при выполнении игрового задания.

Сформированные навыки взаимоотношений позволяют переходить к более сложным подвижным играм, играм соревновательного характера, где требуется умение действовать совместно с участниками команды.

3. Командные подвижные игры.

Подвижные игры, в которых игровые задания, выполняются небольшой группой - командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств. Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения.

Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки.

Развитие коммуникативных способностей: закрепление навыков нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играм-соревнованиям.

Групповые игровые задания предполагают:

- взаимную ответственность участников;

- необходимость совместных усилий, взаимовыручку;

- достижение общей цели и успеха.

      Дошкольное учреждение, как один из институтов социального развития должен искать ходы для взращивания новых, оригинальных форм совместной деятельности детей и взрослых в целях формирования более гармоничной коммуникационной среды, где есть место и современным формам общения,  к ним в качестве равноценного элемента добавляются напольные подвижные игры.

Слайд 7

Напольные подвижные  игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых.

В процессе работы с напольными играми сложилась и их классификация.

 - Кратковременные напольные игры, сделанные из бумаги, цветного скотча, изоленты на текущей поверхности имеющегося пола.

- Долговременные (многофункциональные, сделанные на баннерной основе или на белой ткани.

В процессе напольных игр :

- Развивается моторика рук и ног.

- Укрепляется мышечная система организма.

- Развивается опорно-двигательный аппарат.

- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.

8 слайд Напольные подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей,  и формируют формируют у них:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- умение слушать и слышать друг друга.

- умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

- позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

- формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

9 слайд Существует шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры: 9 слайд

1. Игра — для детей, а не для взрослых.

Чтобы вызвать у детей интерес, не следует делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.

2. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.

Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.

3.«Квадраты», «Круги» — универсальное игровое поле.

Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»,Круги : прямоугольник, составленный из 16 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.

4. Игра — это движение.

Продумайте, что должен делать ребенок : убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.

5. Правила — основа порядка.

Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.

6. Все хорошо в меру.

Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут. Подбирать игры для детей надо в соответствии с их интересами, возрастом, предпочтениями.

Напольную игру несложно изготовить, а главное, сделать это можно вместе с детьми, что поможет развить в них инициативность и самостоятельность.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1. «Изобрази» 10 слайд

 Игровое пособие представляет собой «Классики», фишки с цифрами, и картинки с изображением чего-то или кого-то лицевой стороной вниз, чтобы участники не видели их содержания. Играющие участвуют по очереди прыгают в классики квадраты с карточкой, открывают ее, но держат в секрете от остальных, и с помощью мимики и жестов показывают изображенный объект.

Польза игры:

• помогает преодолеть застенчивость;

• развивает воображение, память и артистизм;

• дает активную физическую нагрузку.

2. Игра «Выбери слова на заданный звук»11 слайд

Игровое пособие «Твистер» Может быть тканевая основа с разноцветными кругами, может бумажная. Участники вызываются по считалочке.

  • 1 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть руками, ногами круги с картинками, начинающиеся на заданный звук

          2 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть круги с картинками на заданный звук ногой (если звук в начале слова), правой рукой (если звук в конце слова) В зависимости от подобранных картинок мы можем:

  • автоматизировать поставленные звуки, для этого играющий должен назвать закрытые им картинки
  • закреплять обобщающие понятия (ребёнок называет одним словом закрытые им картинки)
  • закреплять умение находить лишний предмет из предложенных слов

и другие варианты

3. «Путешествие по цифрам»12 слайд

Пособие представляет дорожки из цветной изоленты. Раскладываются карточки с изображением цифр и придумываем  сами или составляем вместе с детьми заранее маршрут: например, 1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1. Предложенный маршрут дети могут пройти и про прыгать, на одной ногах или двух, на носочках и другими способами, которые придут в голову. .

Польза игры:

• развивает логическое мышление и внимание;

• дает активную физическую нагрузку;

• помогает преодолеть застенчивость;

• развивает уважение и внимание к действиям участников.

  активная физическая нагрузка;

  воспитание уважения и внимания к действиям партнера;

  развитие умения ориентироваться в пространстве, ловкость.

4. «Речевая тропинка»13 слайд

Пособие представляет собой дорожки из цветного скотча, обозначающие тропинки, вдоль которой расположены различные герои и предметы, перемещаясь по тропинке, с помощью кубика кидает сколько выпадает ходов на столько шагов перемещается к заданию, ребенок выполняет различные задания.

     5.«Скажи ,что звучит»14 слайд

Пособие представляет собой покрытие размером 2*1.5 м, расстилаемое на полу. На покрытии изображены круги разного цвета, на кругах различные музыкальные инструменты, педагог за ширмой  воспроизводит звук одного музыкального инструмента. Ребенок должен на слух найти инструмент по звучанию и сыграть на нем.

Польза игры:

развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, мышления. 

Таким образом, включение  напольных подвижных игр в процесс воспитания способствует повышению уровня компетентности воспитанников в области решения проблем коммуникации. Дети приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, учатся распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение напольных подвижных игр способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Разработка и использование напольных подвижных игр помогает : ПЕДАГОГАМ: обогащать РППС(Развивающая Предметно-Пространственная Среду), организовать групповую, подгрупповую, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, а также проводить наблюдения за проявлением инициативы и самостоятельности, выявлять коммуникативные навыки воспитанников. ДЕТЯМ : проявлять инициативность, самостоятельность и творчество в подборе игрового материала для реализации появившегося замысла игрового поля и игр на нем;

РОДИТЕЛЯМ: в организации семейного досуга, помогут раскрыть интересы и потенциал ребенка.

Кроме того, благодаря успешному включению напольных игр, можно успешно решать задачи по всем образовательным областям, сделать образовательный процесс увлекательным и интересным. Все дети любят играть в подвижные игры. Так что играйте с детьми, ведь игры объединяют взрослых и детей общей радостью, неповторимым эмоциональным настроением!

на сайте

Конкурсы публикаций для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

развитие коммуникативных навыков посредством игры является актуальным для детей с ОВЗ дошкольного возраста, посещающих инклюзивные группы. Не имея возможности отдать в детский сад, родители ведут свои...

Презентация "Развитие социально- коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники".

Мнемотехника- в переводе с греческого- «искусство запоминания», система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций...

"Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок.

В данной консультации речь идет о важности развития коммуникативных способностей детей  дошкольного возраста, а также о том какую важную роль играет обучение рассказыванию по картине или серии ка...