Консультация: "Экологические игры для подготовительной группы"
картотека (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartotekka_ekolgicheskih_igr.doc | 997.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка»
Воспитатель:
Скворцова А.А.
Экологические игры для подготовительной группы:
1 квартал
Сентябрь
1. «На животноводческой ферме»
Цель: Активизировать умение детей самостоятельно применять известные им способы ухода за животными. Воспитывать интерес к труду животноводов, желание приобщиться к нему, гуманное отношение к животным.
Ход: Дети по желанию распределяются на группы: доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи. Где же животные? Оказывается животные разбрелись по полям и лугам, устали, но не могут найти дорогу домой, где их ждут еда и отдых. Дети по очереди отправляются на поиски своих питомцев. Размещают их на фермах - небольших фланелеграфах, на столах. Дети - работники фермы, обсуждают, как надо ухаживать за животными. Когда все сделано, можно принять гостей с других ферм. Доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи расскажут об особенностях ухода за разными животными, покажут, как это делается. Гости дают свои советы, хозяева принимают или отвергают их.
2. «Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
3. «Помоги растениям»
Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.
Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.
Ход: В начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо. Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий.
4. «Лесные модницы – грибы»
Цель: Научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов.
Ход: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
5. «Вырастим яблоки»
Цель: Учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда.
Материал: Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).
Ход: Раздайте сюжетные картинки. Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ.
Что прежде всего делает садовод? Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие могут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что - то новое, не повторяя другого. Потом дети выбирают следующую картинку. Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.
6. «Похожи – не похожи»
Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Ход: Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну.
Вариант 3. Воспитатель загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно.
7. «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Ход: Воспитатель предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
8. «Что было бы, если бы не было леса»
Цель: Прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт.
Ход: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Октябрь
1. «Узнай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых.
Ход: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
2. «Куда пойдём?»
Цель: Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Ход: Воспитатель выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
3. «Где что зреет»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды растения с его листьями.
Ход: Выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.). Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
4. «Следопыты»
Цель: Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических этажах смешанного леса и месте животных в них.
Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Ход: Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.
Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.
5. «Что сначала, что потом?»
Цель: Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).
Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).
Ход: Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.
Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.
6. «Что было бы, если бы…»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Ход: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Ноябрь
1. «Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
2. «Узнай, какой ты зверь?»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Ход: Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким “зверем” он стал. “Зверь”, задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
3. «Назови меня»
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Ход: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
4. «Пищевые цепочки»
«Пищевые цепочки на лугу»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Ход: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения — гусеница — птица
злаковые травы — грызуны — змеи
злаковые травы — мышь — хищные птицы
трава — кузнечик — луговые птицы
насекомые и их личинки — крот — хищные птицы
тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы
травы (клевер) — шмель
«Пищевые цепочки водоёма»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Ход: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба
«Пищевые цепочки леса»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Ход: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения — гусеница — птицы
растения — мышка — сова
растения — заяц — лиса
насекомые — ежи
грибы — белки — куницы
лесные злаки — лось — медведь
молодые побеги — лось — медведь
5. «Что растёт на лугу, в лесу, на клумбе?»
Цель: Расширять знания детей о растениях луга, леса, сада и огорода.
Ход: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс растений (луга, леса, сада и огорода). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов луговых» перечисляет и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: и так «Я знаю 5 названий цветов лесных» далее.
6. «Что лишнее?»
Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Ход: Детям предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
7. «Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Ход: У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
2 квартал
Декабрь
1. «Загадывание загадок с зарисовками. Что это?»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Ход: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
2. «Что было бы, если бы…»
Цель: Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
3. «Волшебная шапочка»
Цель: формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.
Ход: 1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант – словесный: игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц или же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему?
4. «Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
Январь
1. «Спасение»
Цель: Развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.
Ход: На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины. Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".
2. «Лиса и зайцы»
Цель: Развивать координацию и ловкость движений, ловкость, глазомер
Ход: Дети образуют круг. Большой мяч (лиса) передается в любом направлении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом детям. Передавать (перебрасывать) мяч через одного или несколько игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) наоборот, может "прыгать" - перебрасываться любому участнику игры. Задача в том, чтобы большой мяч "догнал" маленький, т.е. лиса поймала зайца.
3. «Экологическая цепочка»
Цель: Уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Ход: У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
4. «Найди хозяина»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Ход: Дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
Февраль
1. «Экологическая цепочка»
Цель: Познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.
Материал: Первый вариант: плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);
Второй вариант: объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж и т.д.)
Ход: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадается.
2. «Где, чей дом?»
Цель: Упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).
Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.
Ход: Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются.
Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных.
3. «Чьи следы?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, о образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Ход: Первый вариант: Из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов животных и отвечают, кому они принадлежат. Они разделены на части. Соберите целое из частей. Второй вариант: Первый ребенок бежит до ориентира, где разложены игрушки лесных животных. Берет любого животного, находит его след, кладет игрушку на след, бежит к команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее разложит игрушки по следам.
Третий вариант: Играющие рассаживаются в круг. Водящий, проходя по кругу, повторяет слова: "Рыба, птица, зверь". Внезапно останавливаясь перед кем-либо, водящий громко произносит одно из этих слов, например, "птица". Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу.
4. «Спасение»
Цель: Развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.
Ход: На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины. Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".
3 квартал
Март
1. «Узнай, кто это?»
Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
Ход: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
2. «Экологическая цепочка»
Цель: Сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.
Материал: Первый вариант: плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).
Второй вариант: объемный — набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например,: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист).
Ход: Разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.
3. «Путаница»
Цель: Формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.
Ход: Первый вариант: наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
Второй вариант: словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.
4. «Найди зверя, птицу»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Ход: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «птицы».
5. «Что это такое?»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.
Ход: Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
Апрель
1. «Что было бы, если бы не было рыб в водоёме»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Ход: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
2. «Волшебники»
Цель: Познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.
Ход: Каждому ребенку предлагается выбрать один из материков и отобрать животных, обитающих там. После чего дети сочиняют рассказ о жизни животных.
3. «Узнай дерево»
Цель: Найти предмет по описанию.
Ход: Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает воспитатель, чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
4. «Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Ход: Воспитатель называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
5. «Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Ход: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Май
1. «Искусные лесные строители»
Цель: Закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).
Материал: лист, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). С обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.
Ход: Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.
2. «Кто больше?»
Цель: Закрепить знания о природе, развивать внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
Ход: Воспитатель называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.
3. «Угадай, какой ты зверь?»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Ход: Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
4. «Что было бы, если бы не было насекомых»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Ход: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
5. «Лесной многоэтажный дом»
Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал: Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных.
Ход:
Первый вариант: Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
Второй вариант: Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с русскими народными играми в подготовительной группе «Развиваемся играя».
Конспект НОД в подготовительной группе....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Торговый центр» Сопутствующая игра: «Автобус». (подготовительная группа)
Автор: Барабанова Ольга Анатльевна, воспиталь МАДОУ детский сад № 1, г. Балаково...
Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детс...
Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)
Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...
Математическая квест-игра в подготовительной группе "Решение интеллектуальных задач с помощью игры Никитиных "Сложи узор""
В квест-игре дошкольникам предлагается отправиться на остров "Фантазий", на котором спрятан сундук с сокровищем. На протяжении всей игры дошкольники решают интеллектуальные задач...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Узнаем о безопасности, играя в речевые игры» в подготовительной группе
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие", "Познание" в подготовительной к школе группе...