Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Узнаем о безопасности, играя в речевые игры» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сидорова Марина Александровна

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие", "Познание" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bezopasnost.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

«Узнаем о безопасности, играя в речевые игры»

в подготовительной группе

Цель: совершенствовать речь через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной безопасности посредством      речевых игр;

-совершенствовать фонематический слух: формировать умение определять место звука в слове;

- формировать умение различать гласные и согласные звуки;

- формировать умение составлять звуковую схему слова;

- совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова;

- обогащать представления об огне, воде;

- активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими огонь.

Развивающие:

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки

  применения диалогической и монологической речи;

- развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление

Воспитательные:

оспитывать чувство осторожности и самосохранения;

-воспитывать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем,

-воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Приоритетное направление: речевое развитие.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

-занятия по обучению грамоте

-выполнение артикуляционной гимнастики

-упражнения по речевому дыханию

-беседы по теме «Пожарная безопасность», «Профессии»

-чтение художественной литературы

Оборудование: презентация PowerPoint, карандаши (наконечники из красной бумаги),  

 интерактивная доска, демонстрационный материал, раздаточный материал.

Словарная работа: обжигающий.


Педагог: Ребята к нам сегодня пришел гость! Это - Буба.

(на экране появляется Буба, в руке держит огонь.)

Педагог: Ой, Ой, Ой. Ребята, что же это? Что же Буба держит в руках?

Дети: это «огонь».

Педагог: Правильно. А разве можно играть с огнем?

Дети: нет, играть с огнем нельзя.

Педагог: Ребята, хоть Буба и живет в волшебной стране, а правила пожарной безопасности все равно знать и соблюдать должен! Вы со мной согласны?

Ребята, а давайте, сегодня вместе с Бубой поговорим об огне и пожарной безопасности.

Дидактическая игра «Подбери прилагательное»

Педагог: Предлагаю Вам вспомнить, какой же бывает огонь. А помогут нам волшебные палочки (карандаши с ребристой поверхностью, на конце объемный огонек).

Крутим палочку, смотрим на огонек, вспоминаем прилагательные, которые можно отнести к слову «огонь».

Дети: яркий, горячий, обжигающий (повторить, закрепить), опасный, красивый, красный и т.д.

Педагог: правильно.

Педагог: Ребята, расскажите, Бубе, что огонь – это очень опасно! Что бывает, когда огонь злой?

Дети: горит дом; горит лес; огнём можно обжечь руки, лицо; может загореться утюг, плита, розетка.

Что может случиться дома при неправильном обращении с огнем?

Дети: Пожар.

Педагог: Давайте посмотрим, правильно вы угадали? Для этого надо открыть это слово.

Звуковой анализ слов

На слайде дом с окошками.

Педагог: Сколько слогов в слове «пожар»? 

Дети: 2.

Педагог: Сколько звуков в слове «пожар»? 

Дети: 5.

Педагог: Какой первый звук?

Дети: «п»

Педагог: Какие гласные звуки в слове? 

Дети: о, а.

Педагог: Есть ли в этом слове мягкие согласные звуки? 

Дети: нет.

Дети совместно с педагогом выполняют звуковой анализ слова «пожар», отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята, а чем можно потушить пожар? Давайте подумаем.

Дети: огнетушитель, песок, вода и т.д.

Педагог: Давайте проверим, угадали вы или нет?  Но издревле, самым лучшим средством тушения пожара являлась вода.

(по аналогии со словом «пожар» дети разбирают слова «вода» и «песок»)

Педагог: Сколько слогов в слове «вода»? 

Дети: 2.

Педагог: Сколько звуков в слове «вода»? 

Дети: 4.

Педагог: Сколько гласных звуков?

Дети: 2, «о», «а»

Педагог: А сколько согласных?

Дети: 2, «в», «д»

Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово»

Педагог: Ребята, а теперь давайте подберем родственные слова к слову «вода»

Дети: водяной, водопад, водопровод, водохранилище, водянка, водица, водичка и т.д.

Педагог: Буба очень любит веселье, давайте поиграем, повеселим нашего гостя.

Физкультминутка 

(стихотворение рассказывают с использованием нейроподхода - сопровождают рассказ с движениями рук и пальцев рук)

Свечи ёлку украшают -

Огоньки на ней мигают.

Вдруг схватился огонёк

За серебряный флажок.

Разом вспыхнули иголки,

Пять минут – и нету ёлки!

А ведь всех предупреждали,

Чтоб свечей не зажигали!

Педагог: Ребята, Буба уронил огонь из рук, огонь разбушевался, разыгрался! Давайте спасём дом от пожара. Для этого нам нужно выполнить задания. 

Слушайте, думайте и правильно отвечайте. Если ответите правильно, огонь в доме погаснет.

Речевая игра «Закончи предложение»

Цель: Закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь,

внимание, память.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт мяч ребёнку, который должен закончить стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…(пожар)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в ...(квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками…(играл)?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил бельё над …(газом)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жёг…(траву)?

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)?

Помни каждый гражданин:

Этот номер: …(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ...(вызывай)!

Педагог: Ребята, а кто знает, как вызвать пожарных?

Дидактическая игра «Вызываем пожарных»

Педагог: Представьте, что у вас горит квартира. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. (Ребенок берет телефонную трубку и вызывает пожарных. Называют, что горит, адрес и фамилию. Например, 101- Меня зовут Маша Иванова. Помогите, у нас пожар. Улица Свердлова, дом 8, квартира 3)

Педагог: А можно ли ради шутки, звонить по номеру 112? Почему?

Дети: Нет, ведь пока пожарные ездят в поисках несуществующего возгорания, кому-то может потребоваться настоящая помощь.

Педагог: Правильно, ребята. Пожарных нельзя отвлекать от работы без важных причин и в шутку.

Педагог: Ребята, а бывает ли огонь добрым?

Дети: Да.

Педагог: А что делает добрый огонь?

Дети: согревает, освещает (дарит тепло, свет), помогает приготовить пищу.

Педагог: Ну вот и пришла пора Бубе отправляться обратно в свою страну через свой волшебный портал. Пусть он расскажет всем своим друзьям про пожарную безопасность. До свидания, Буба!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив...

Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.

Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Подарок для самого слабого» для детей подготовительной группы.

Цель: Развитие связной речи детей, умения инсценировать знакомую сказку по ролям, воспитание добрых чувств, чувства справедливости и сопереживания.Задачи: Образовательная: упражнять детей в подбо...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию креативного потенциала детей на тему «Необычное в обычном» в подготовительной группе

Программное содержание:Обучающие:Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.Учить точно задавать вопросы о предмете с опорой на демонстрируемые ячейки мнемотаб...