Конспекты образовательной деятельности для педагогов по теме космос
план-конспект занятия

Берзан Валентина Васильевна

Образовательные:

• Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство» • Объяснить, что представляет собой Солнечная система

• Ввести понятия «звезды», «планеты», «спутники» Воспитательные:

• Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_od_po_teme_kosmos.docx96.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Одинцовская гимназия №11 дошкольное отделение детский сад №75

Конспект

организованной образовательной деятельности

в форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста

«Земля – наш дом во Вселенной»

Составила:

Берзан В.В., методист

Одинцово

      2023

ЦЕЛИ:

Образовательные:

• Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство» • Объяснить, что представляет собой Солнечная система

• Ввести понятия «звезды», «планеты», «спутники» Воспитательные:

• Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

Развивающие:

• Развивать навыки творческого рассказывания. • Активизация словаря:

небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.

• Обогащение словаря:

Вселенная, Солнечная система, планеты Солнечной системы; искусственный спутник Земли,        космодром,        ракета-носитель,        невесомость,        орбита,        космическая        станция, орбитальная станция.

Предварительная работа:

Чтение детям о космосе, беседы о Земле, рассматривание иллюстраций о космосе, сюжетно-ролевая игра «Путешествие во времени», опытническая деятельность.

Ход занятия. Дети входят в группу, где их встречает воспитатель. Воспитатель:

Дети, сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Все вы знаете, что наша Земля – огромная планета и хорошо рассмотреть ее можно только поднявшись высоко. Сейчас мы отправимся на космодром, сядем в ракету и отправимся в космическое пространство, на космическую станцию, которая находится на околоземной орбите. Надеваем скафандры и отправляемся на космодром.

Мы пойдём на космодром, (Шагают) Дружно в ногу мы идём,

Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать) Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону) Звёзды неба, ждите нас.

Чтобы сильным стать и ловким

Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту) Руки вверх, руки вниз,

Вправо- влево наклонись, Головою покрути

И лопатки разведи. Вправо шаг и влево шаг,

А теперь прыжком вот так. Садимся в ракету. Старт!

Вот мы с вами и в космосе. Внимание! Сейчас будет невесомость!

Обратите внимание! У нашей планеты есть спутник, узнали? Это Луна. Она вращается вокруг земли. Но на Луне нет жизни, так как там нет воздуха и воды. Луна влияет на нашу планету, одним из влияний являются приливы и отливы морей и океанов.

Посмотрите в иллюминаторы – как прекрасна наша планета! Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету! (Роман Сеф)

Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Солнце – это ближайшая к нам звезда – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. От Земли до солнца 150 миллионов километров, свет от Солнца идёт к нам 8 минут. На Солнце жизни нет, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным. Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света. Поэтому в телескопах используются специальные фильтры. Поверхность Солнца нагрета до 60000 градусов.Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит вокруг Солнца, эта дорожка называется орбита.

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Следующая – Венера. А за Венерой идет расположилась наша планета – Земля. За ней – Марс, за ним Юпитер, потом Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета Плутон. Плутон находится очень далеко от Солнца, и к нему не доходят тепло и свет, поэтому там очень холодно и кругом лед.

На Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт: МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН, Кто не видит - выйди вон!

А теперь мы поиграем в игру Дети играют в игру «Что лишнее»

Цель: развивать внимание, память. Ход игры:

Детям предлагается ряд слов, им необходимо назвать лишнее: Марс, Венера, Уран, роза

Солнце, Луна, звезды, грибы

Комета, астероид, Млечный путь, снег Инопланетяне, козерог, метеориты, шляпа Космический корабль, ракета, гвоздь, спутник

А теперь пришло время возвращения домой, на родную планету. Садимся в спускаемый аппарат, который бережно доставит нас на Землю. Вот мы и на космодроме, снимайте скафандры, проходите в группу. Садитесь на стулья.

Теперь вы убедились, что наша планета - единственная в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Воздух, которым мы дышим, и который окружает нашу планету, называется – атмосфера (показ иллюстрации) Если бы не было атмосферы, то на Земле не было бы и жизни. Воздух невидим, но мы можем с ним поиграть.

Опыт с воздухом: воздушные пузыри из воды через соломинку. Большую часть планеты покрывает вода: океаны и моря.

Опыт с водой и воздухом: вода вытесняет воздух из банки.

Опыт с водой: лед превращается в воду, вода окрашивается красками.

Суша, это материки, состоит из камней, песка, земли. Нашу Землю надо беречь.

А теперь, дети, я предлагаю вашему вниманию схему Солнечной системы, как вы видите, на орбите Земли находится не раскрашенная планета. Ваше задание – раскрасить планету по цифрам и вернуть ее на орбиту.

Ну вот и подошло к концу наше сегодняшнее приключение. Где мы с вами побывали? Что нового узнали? Во что играли? Поиграем в следующем приключении?        Новые приключения ждут нас.

Используемая литература:

О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Космос». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2010.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса. Тематические недели в детском саду. ФГОС». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2016.

В.И. Цветков «Космос. Полная энциклопедия». «Эксмо» 2010. Интернет – ресурс: http://www.maam.ru/obrazovanie/konspekty-kosmos

МБОУ Одинцовская гимназия №11 дошкольное отделение детский сад №75

Конспект

организованной образовательной деятельности

в форме комплексного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Солнце, солнце, загляни в оконце»

Составила:

Берзан В.В., методист

Одинцово 2023

Цели занятия:

• Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. • Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей. • Развивать логическое мышление и воображение детей.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, когда я шла к вам, то встретила Карлсона. Вы представляете себе, он собрался полететь на Солнце. Да-да, я не шучу. Кстати, а вот и он, собственной персоной (воспитатель достает из-под стола куклу).

КАРЛСОН: Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть? Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка, запел: “Солнце, Солнце, загляни в оконце”. И вдруг подумал: “А почему бы мне не совершить путешествие на Солнце? Правда, это будет здорово?

(Ответы детей.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

На чем же ты собрался лететь на Солнце, Карлсон?

КАРЛСОН:

Как на чем? У меня же на спине есть моторчик, на нем и полечу.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, сможет ли Карлсон совершить космическое путешествие на своем моторчике? Почему? (Солнце очень далеко, оно очень горячее, в космосе холодно, нет воздуха). Знаешь ли ты, Карлсон, на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята?

(Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля).

Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей. Предлагаю собрать из них целый корабль и показать его Карлсону (Дети собирают космические корабли и показывают их Карлсону).

Игра «Собираем Карлсона в полет»

Педагог: Ракету для Карлсона смастерили, а багаж для него собрать забыли. На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и прятать ручки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр, санки, половник, аптечка, фонарик, кукла, космическая еда, и тп.).

КАРЛСОН:

Ну что ж, уговорили, тогда я полечу на Солнце в космическом корабле.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

В какой же одежде ты собираешься лететь?

КАРЛСОН: Конечно, в этих замечательных штанишках и рубашке.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, можно ему лететь в этой одежде? А в какой нужно? Почему? Дети объясняют Карлсону, что космонавтам необходима специальная одежда.

КАРЛСОН: Что ж, придется найти скафандр и защитный костюм.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажи нам, Карлсон, когда ты рассчитываешь вернуться из путешествия?

КАРЛСОН: Завтра, у меня дома очень много дел.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на солнце (дети отвечают).

ВОСПИТАТЕЛЬ: (предлагает детям выйти на середину группы и образовать полукруг, где заранее стоит фланелеграф). Оказывается, ребята, Солнце настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолете за 20 лет (т. е. вы успеете стать взрослыми за время полета), на ракете за несколько месяцев (По мере сообщения о времени передвижения до Солнца воспитатель выкладывает на фланелеграф изображение велосипеда, машины, ракеты. Так на чем же быстрее всего можно добраться до солнца?

КАРЛСОН: Ну что ж, тогда ждите меня через несколько месяцев.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И последний вопрос: скажи, Карлсон, ты хочешь близко подлететь к солнцу?

КАРЛСОН: Ну, конечно, и даже побегать по нему.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, как вы считаете, это возможно? Почему?

Дети объясняют, что солнце – огромный, раскаленный шар, и при приближении к нему можно сгореть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Карлсон, солнце настолько горячее, что на расстоянии нескольких тысяч километров от него ты сгоришь вместе с ракетой. Солнце раскаленное, с его поверхности постоянно извергаются языки пламени (демонстрирует изображение или фотографию солнца).

Солнце – светило клокочет вулканом, Бурлит, как кипящий котел, непрестанно, Протуберанцы взлетают фонтаном, Жизнь и тепло дарит всем неустанно. Солнце – звезда, преогромнейший шар Свет излучает, как будто пожар.

(Ж. Парамонова)

А теперь, дети, для вас задание – дорисуйте, пожалуйста, солнцу лучи.

РИСОВАНИЕ:

Детям раздают листочки с нарисованным кружком (контуром солнца) и предлагают подрисовать извергающиеся с поверхности солнца языки пламени.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Солнце излучает свет и тепло подобно электрическому обогревателю.

КАРЛСОН: Такое маленькое и такое горячее. Откуда вы знаете?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Карлсон, а ты летом загорал на пляже? А вы ребята? (Демонстрирует картинку с загорелыми детьми). Почему дети такие загорелые? Как летом светит солнце? Значит, если оно успевает нас обжечь на таком огромном расстоянии, то оно действительно очень горячее. К тому же, ребята, вспомните опыт, который мы проводили с лупой. Вспомните, как сильно нагреваются железные предметы летом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы тоже думаете, что солнце маленькое. Так ли это? Наблюдали ли вы за самолетом в небе? Каким он нам кажется в полете? Конечно, крошечным, потому, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолет очень большой, правда? Так и солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко от нас оно находится. Значит, Солнце…огромное.

КАРЛСОН: Вижу я, что придется отказаться мне от путешествия. Только откуда вы все про солнце знаете?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Об этом лучик рассказал, сыночек солнышка, а еще люди наблюдают за ним с помощью специального прибора – какого, ребята? (Демонстрирует картинку или модель прибора). Конечно, телескопа.

КАРЛСОН: Многому вы меня сегодня научили, и за это хочу подарить вам всем по солнышку (раздает детям кружочки желтой бумаги).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Нет, Карлсон, ты не прав. Это издалека солнце похоже на круг. На самом деле солнце похоже на мяч, оно имеет форму… (Воспитатель ждет ответов детей) шара. Чем отличается круг от шара?

КАРЛСОН: А я и не знал. Тогда вот вам всем по солнышку (раздает небольшие мячи желтого цвета).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: Дети становятся в круг, держа в руках мячи. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе шарообразной (коробка, арбуз, яблоко, груша, теннисный шарик, и т. д.). Услышав название предмета, которое по форме напоминает солнце, дети садятся на корточки, поднимая вверх руки с мячами.

КАРЛСОН: Вот спасибо, ребята, что отговорили меня от путешествия, я лучше на Солнце буду смотреть из оконца. До свидания. (Весело напевая песенку о Солнце, Карлсон прячется под стол).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Попрощался с нами Карлсон, и нам пора заняться другими делами. Расскажите, дети, кто приходил к нам в гости? Что нового вы узнали? Почему нельзя лететь к солнцу? Что такое протуберанцы?

Используемая литература

О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Космос». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2010.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса. Тематические недели в детском саду. ФГОС». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2016.

С.И. Дубкова «Сказки звездного неба». «Белый город» 2006

Интернет-ресурс: http://kladraz.ru/scenari/dlja-detskogo-sada/poznavatelnoe-zanjatie-v-detskom-sadu-posvjaschenoe-dnyu-kosmonavtiki.html

МБОУ Одинцовская гимназия №11 дошкольное отделение детский сад №75

Конспект

организованной образовательной деятельности

в форме беседы

«День космонавтики»

Составила:

Берзан В.В., методист

Одинцово 2023

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.

Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны.

Воздушный шарик.

Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур.

Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.

Рисунки созвездий.

Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.

Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Юрия Гагарина).

В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями.

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.

Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

А теперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур. Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету.

Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

Ребята, астрономы — ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия.

Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его?

Домик Птица Зонтик Цветок

Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей). Звезды и луну.

Луна — это спутник нашей планеты Земля. Только солнце спать ложится,

Луне на месте не сидится. Ночью по небу гуляет, Тускло землю освещает.

Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнце»

(Две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами)

«Ракета»

(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)

«Луноход»

(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок").

А теперь я предлагаю вам нарисовать Луну.

Рисование губкой «Луна»

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

Какие красивые у вас получились работы! Давайте мы их разложим для просушки на столах. Наше путешествие закончилось. Расскажите, что интересного вы сегодня узнали? Как звали собачек, которые первыми полетели в космос? Кто первый космонавт мира?

Используемая литература:

О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Космос». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2010.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса. Тематические недели в детском саду. ФГОС». ООО «Скрипторий 2003» , М. 2016.

Л.В. Петрановская «Звездное небо» «Олмамедиагрупп/Просвещение» 2017. Интернет – ресурс: http://ds68.centerstart.ru/node/263


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (физкультура, музыка) по теме "Космос". Для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (физкультура, музыка) по теме "Космос". Для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие в космос" (старшая группа)

Данный материал может быть использован педагогами ДОО для проведения занятий по математике в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: « Полет в космос »

Цель: Выявление уровня знаний детей, готовность к школе.Задачи:     Совершенствовать умения детей в составлении предложений.Учить выделять последовательность звуков в простых слова...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...

План - конспект совместной деятельности по физической культуре. Тема: «Космос».

Тема: «Космос».Время: 25-30 мин.Задачи: 1)  Создать условия для формирования  элементарных навыков основных видов движений и осознанное отношение к своему здоровью.2)...