Игровые упражнения по формированию предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир с самого раннего возраста начинает общаться с взрослыми и детьми, проявляя себя тем или иным образом. И чтобы это общение проходило в наиболее благоприятных условиях важно научить ребенка общаться правильно. А научить детей проще и эффективнее всего в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения по формированию предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста
Целевые ориентиры раннего возраста:
- Ребенок вовлечен в действия с игрушками, проявляет настойчивость для достижения результата.
- Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится к самостоятельности в быту и игре.
- Включен в общение, может обращаться с вопросами, просьбами.
- Проявляет интерес к сверстникам, подражает им.
- Появляются игры, в которых ребенок подражает взрослым.
Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир с самого раннего возраста начинает общаться с взрослыми и детьми, проявляя себя тем или иным образом. И чтобы это общение проходило в наиболее благоприятных условиях важно научить ребенка общаться правильно. А научить детей проще и эффективнее всего в игровой форме.
Игры, которые направленные на развитие общения между детьми:
- Игры в парах – способствуют становлению субъективного эмоционального положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении (например, «По узенькой дорожке…»).
- Совместные игры с несколькими партнерами – помогают пережить чувство общности, воспитывают желание и умение вступать в эмоционально- практическое взаимодействие с группой детей (например, «Паровозик»).
- Пальчиковые игры способствуют сближению детей, развивают мелкую моторику, внимание, воображение, быстроту реакции (например, «Жук»).
- Хороводная игра «Каравай» (сочетание повторяющихся движений).
- Совместные игры с предметами – видеть партнера в игре, а не соперника за право обладать игрушкой (например, «Катаем мячики»).
- Игры с правилами – умение управлять свои поведением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с ролью (например, «Воробышки и автомобиль»).
Картотека игр
Игры в парах ( для детей 1-2 лет):
«По узенькой дорожке»
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).
Ход игры:
Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти по «камешкам» – кружкам, иначе «промочишь ножки».
Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.
Игра повторяется.
«Коза рогатая»
Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Материал: эмблемы с мордочкой козы для детей.
Ход игры
Воспитатель говорит детям: А вы знаете козу? Дети: Да! Тогда мы сегодня будем играть в игру «Коза рогатая». Сегодня мы все будем козами. Покажите мне, как идет коза? А как она топает ножками? А как коза глазками хлопает? А как голос подает? У козы есть рожки. Покажите, мне, какие у нее рожки. Как вы будете бодаться? Ну что готовы, начинаем играть. Воспитатель надевает эмблемы с мордочкой козы детям.
Воспитатель читает текст. Дети, слушая, текст выполняют соответствующие действия.
Идет коза рогатая, (показывают рожки)
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ – топ - топ, (топают ногами)
Глазками хлоп – хлоп - хлоп. (моргают глазами)
Кто каши не ест,
Молока не пьет?
Забодаю! Забодаю! (Воспитатель делает вид, что бодает детей)
Дети разбегаются по площадке или, начинают «бодаться» и кричать: «Ме-е-е!»
По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.
Игры в парах (для детей 1-2 лет)
«Делай , как я»
Воспитатель показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите , что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом то же самое покажите друг другу». Взрослый комментирует каждое новое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы, А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий черезвычайно широк: можно нахмурить брови, дотронуться до носа пальцем, посмотреть через подзорную трубу», сложить руки трубочкой и т.д.
«Дуем-дуем»
Взрослый предлагает детям изобразить ветерок. Он надувает щеки и сначала тихо, а потом сильнее дует то на одного то на другого ребенка. Затем педагог просит малышей подуть друг на друга.
Игры в парах (для детей 1-2 лет)
«Коза рогатая»
Воспитатель приближая «козу рогатую» к каждому ребенку, читает стихотворение:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая. За малыми ребятами.
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!
Произнося последние слова стихотворения, взрослый щекочет детей. Затем помогает малышам поочередно изобразить «козу» , адресуя ее действия друг другу.
Игры на группу детей
« Паровозик» (по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)
Цели: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произнесении звуков.
Ход игры:
Воспитатель: «Всем надо встать друг за другом – мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».
Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд
Во весь дух.
Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!».
Воспитатель:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Сто вагонов я тащу.
Все вместе: «У-у-у-у!»
Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали».
«Ш-ш-ш-ш!» – повторяют за ним дети.
Воспитатель. Паровозик, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Дети. Мячики!
Дети начинают прыгать, как мячики.
Воспитатель: «У-у-у-у! Всех зовет паровоз!»
Дети выстраиваются друг за другом.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко я укачу!
Уууу! Чух-чу!
Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! Чух-чу!»
Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизнесении, характерном для того или иного «подарка».
«Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.
Пальчиковые игры (для детей 2-3лет)
«Рыбка»
Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
Описание:
Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)
Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт
рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт
Рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение
обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
«Апельсин»
Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Описание:
Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).
«Ёжик»
Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).
Хороводные игры(для детей 2-3лет)
«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
«Пузырь»
Задачи: формировать у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.
Описание игры: Вместе с детьми берём друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем говорю:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно мы постепенно расширяем круг и держимся за руки до тех пор, пока не скажу слова: "Лопнул пузырь!". Дети опускают руки и приседают, говоря: "Хлоп". Можно после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга и произнести: "пш-ш-ш-ш-ш2. Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг.
Воспитатель произносить текст медленно, чётко, привлекая детей повторять слова за ним..
Игры с правилами ( для детей 2-3 лет)
«Солнышко и дождик»
Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Повторяйте за мной слова и движения:
“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!”
(Руки на поясе, кружатся)
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Игры с предметами ( для детей 2-3 лет)
«Игра в мяч»
Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Ход игры:
Кач, кач, кач. (Дети берут мячи и встают в круг)
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач. (Дети бросают мяч двумя руками)
Высоко подбросим мяч! (Вверх и ловят его)
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. (Бросают мяч двумя руками о пол)
Мы о пол ударим мяч!
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. (Дети кладут мячи в корзину)
Утомился бедный мяч.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила игры: выполнять движения согласно тексту.
«Колобок»
Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.
Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.
Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.
Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.
Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.
Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.
Итог:
Первый опыт, который приобретает ребенок в период раннего возраста с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, служит одним из основных источников социализации индивида.
Общение со сверстниками – один из важнейших источников развития социально-коммуникативных навыков.
Взрослый – это носитель знаний и образцов человеческих действий.
Семья – первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которой он встречается.
Необходимо создать ребенку условия для приобретения личного социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы по использованию проектного метода в ДОУ....
Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста
Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Включает следующий материал: блиц-турнир, виды проектов, используемых в работе дошкольног...
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗИБОРДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
Развитие речи – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно суд...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста: социально- коммуникативная и речевая компетентности"
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...
Кейс игр по формированию социальной компетентности у детей раннего возраста
Игры на развитие социальных компетенций у детейЦель: развитие у детей умения воспринимать другого человека, развитие коммуникативных способностей, эмпатии. Работая с группой детей, мы можем помочь им ...