Самообразование по теме "Познавательно- исследовательская деятельность детей в младшей и средней группе".
материал (младшая группа)
Актуальность темы:
Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_teme_eksper._2.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2023-2024 учебный год.
Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми среднего возраста на период с 01.09.2023. - 30.05.2024гг.
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников (4-5 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи: - изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми, используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Ребёнок в дошкольном возрасте (4-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Методы и приемы работы:
¬ Практические
¬ проблемно-поисковые
¬ беседы
¬ опыты;
¬ наблюдения на прогулках, эксперименты;
¬ чтение художественной литературы
¬ дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
¬ трудовые поручения, действия.
Предполагаемый результат:
¬ Повышение профессионального мастерства
¬ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
¬ Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
¬ У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
¬ У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
¬ Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Месяц | Неделя | Темы ОСО | Темы ОБЖ | Младшая группа | Средняя группа |
Сентябрь | 3 | Я и мое имя | Личная гигиена | «Веселые человечки играют» | «Носарий» |
4 | Я и мое имя | Личная гигиена | «Починим куклу» | «Умный нос» | |
Октябрь | 1 | Фрукты, сад | Фрукты, витамины и полезные продукты | «Красящие вещества фруктов» | «У кого какие детки?» (опыт №1) |
2 | Овощи, огород | Овощи, витамины и здоровый организм | «Где прячутся детки?» | «У кого какие детки?» (опыт №2) | |
3 | Ягоды, грибы | Лесные ягоды | «Красящие вещества ягод» | «Изменение вкуса ягод при замораживании» | |
4 | Деревья | Съедобные и несъедобные грибы | «Как листики летают по ветру» | «У кого какие детки?» (опыт №3) | |
Ноябрь | 1 | Домашние животные | Контакты с животными. Сыпучие материалы и вода | «Узнаем, какая вода» | «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды» |
2 | Чем мы дышим? (со средней группы) | Вода | «Уводы нет вкуса и запаха» | «Лед — твердая вода» | |
3 | Поздняя осень - | Сыпучие материалы | «Песок и глина. Сыпучесть» | «Что случилось? Впитываемость песка и глины» | |
4 | Подготовка к зиме | «Песок и глина. Рыхлость» | «Волшебный материал» | ||
Декабрь | 1 | Признаки зимы. Взаимосвязь в природе | Взаимосвязь и взаимодействие- в природе (свет, тепло) | «Что в коробке?»: ' | «Свет, вокруг нас» |
2 | Дикие животные | Правила безопасности с горячими предметами | «Горячо -тепло»_ | «Кто улетит, кто останется?» | |
3 | Посуда, материалы | Горячие предметы | «Бумага: ее качества и свойства» | «Где быстрее?» | |
4 | Новый год | Первая помощь при ожогах. Правила пожарной безопасности в новогодние праздники | «Дерево: его качества и свойства» | «Металл: его качества и свойства» | |
Январь | 1 | Признаки зимы | Гололед, сосульки | «Изготовление цветных льдинок». | «Взаимодействие воды и снега» |
2 | Элекгроприборы (со средней группы). Зимующие птицы | Правила безопасности с электроприборами. Бережное отношение к живой природе | «Украсим елочку» | «Угадай-ка» (опыты №1, 2) | |
3 | Домашние птицы | Режим дня и режим питания | «Легкий — тяжелый» | «Почему птицы могут летать?» | |
4 | Труд людей зимой | Использование и хранение режущих и колющих предметов | «Горячо — холодно» | «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов» | |
Февраль | 1 | Зимние забавы | Зимние забавы (лыжи, коньки, санки) | «Наши помощники» | «Строим снежный город» |
2 | Одежда и обувь | Одежда и здоровье | «Ткань: ее качества и свойства» | «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | |
3 | Мебель | Если чужой приходит в дом | «Дерево: его качества и свойства» | «Мебель для куклы Ани» | |
4 | Я и моя семья | Здоровье и болезнь | «Нарисуем свой портрет» | «Вкусовые зоны языка», «Язычок-помощник» | |
Март | 1 | Мамин праздник. Мамины профессии | Профилактика простудных заболеваний. Фиточай | «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей» | «Поиск воздуха» |
2 | Признаки весны. Живая природа весной | Лекарственные травы. Природа весной | «Игры с воздушным шариком и соломинкой» | «Морской бой» | |
3 | Птицы прилетели | Несчастные случаи в быту | «Что звучит?» | «Пузырьки-спасатели» | |
4 | Рыбы | Контакты с незнакомыми людьми | «Музыка или шум?» | «Почему все звучит?» | |
Апрель | 1 | Игрушки | Пожароопасные предметы | «Солнечные зайчики» | «Увеличительное стекло, бинокль, очки» |
2 | Наш дом, улица | Электроприборы. Магниты | «Игры с цветными стеклышками» | «Знакомство с микроскопом» | |
3 | Транспорт. пдд | Правила поведения в городском транспорте, дорожные знаки- | «Подуй на свечу» | «Волшебная рукавичка» | |
4- | Космос | Пожар в лесу.;. Зачем нам нужны космонавты? | «Что горит?» | «Мы — фокусники» " | |
Май | 1 | Насекомые. Земноводные | Игры во дворе. Укусы насекомых | «Как очаровать червя?» | -«Как спрятаться; бабочкам?» |
2 | Растения. Цветы | На воде, на солнце. Не загрязняй окружающую среду | «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды» | «Растения и свет» | |
3 | Лето. Природные явления | Гроза (гром-молния) | «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды» | «Растения в темной комнате и в светлой» |
Работа с родителями.
Сентябрь
Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»
Октябрь
Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».
Ноябрь
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Декабрь
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Январь
Консультация: «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»
Февраль
Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»
Март
Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»
Апрель
Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Май
Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...
План по самообразованию «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
Тематическое планирование коррекционной работы по разви-тию математических представлений для детей второй младшей и средней группы в игровой, коммуникативной и познаватель-но – исследовательской детской деятельности
Планирование коррекционной работы по математике во второй младшей и средней группе в игровой, коммуникативной и познавательно - исследовательской детской деятеольности....
План по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего и среднего возраста"
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира...
Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...
План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...