План по самообразованию «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2016-2017g.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Тема самообразования :
«Развитие навыков исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Горюнова Елена Константиновна
2016-2017 учебный год
План по самообразованию на 2016-2017 учебный год.
Тема: «Развитие навыков исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста»
Начало работы: 01.09.2016г
Окончание работы : 25.05.2017г.
Цели:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ .
- Развивать представления об основных физических явлениях
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды .
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10.Формировать у детей разные способы познания.
Литература
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
- Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .
11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Интернет ресурсы
Содержание работы | Срок выполнения | Результаты |
1.Изучать теоретический материал по данной теме | сентябрь | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования |
2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | сентябрь | Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. |
3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В теч. года | Оформлены: - уголок природы с разнообразными комнатными растениями. -мини-лаборатория с набором элементарных приборов: *специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) *природный материал (камешки, песок, семена) *утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.) *прочие материалы (лупы, термометры, весы…) *домашний огород *дидактический материал |
4.Наметить основные формы работы | октябрь | *Занятия *Самостоятельная деятельность детей *Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником |
5.Составить перспективный план | октябрь | См. приложение |
6.Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования | В теч. года | Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит». См. приложение |
7.Создать картотеку опытов и экспериментов | В теч. года | Имеется. |
8.Работа с воспитателями: Просмотр занятия «Земля - наш общий дом» | В теч. года | Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения |
9.Работа с родителями: Консультации: -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» | В теч. года | Папка-передвижка «Познавательный мотив» См. приложение |
Перспективный план
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. |
2. | Растения | Бережливые растения. | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус. |
3. | Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. |
4. | Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. |
2. | Вода | Вода двигает камни. | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. |
3. | Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
4. | Воздух | Воздух вокруг нас | Выявить свойства воздуха | Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни. |
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Свет | Свойства света | Выявить свойства света | Разные источники света , белый экран, теневой театр |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. |
2. | Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. |
2. | Ткань | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным Отечеством»
Благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинального вида продуктивной деятельности.В ...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год...
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....