Статья "Игровые технологии в ДОУ"
статья
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Цель игровой технологии - Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитаника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_dou.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в ДОУ
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
Актуальность
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.
Цель игровой технологии - Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитаника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.
Игровая деятельность выполняет различные функции:
- развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;
- коммуникативную (освоение способов общения) ;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности) ;
- диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей) ;
- социализации (включение в систему общественных отношений) .
Главными чертами игры являются:
1. свободная развивающая деятельность;
2. творческий, импровизационный, активный характер;
3. эмоциональная сторона деятельности;
4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности
развития.
Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.
У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.
Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит.
Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровые приемы, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности дошкольников. Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии выдвинула и сформулировала ученый и педагог Е.А.Флерина еще в 30-е годы. Она отметила, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
Чем же нужно руководствоваться педагогу, придумывая и применяя игровые приемы?
Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приемов обучения. Это позволит создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при проведении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к различным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, педагогу надо четко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приема является игровая задача.
Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, я предлагаю детям: «Построим Мишке домик», «Позовем Петрушку в гости», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок проговаривает: «Посажу бабочку на листочек, сейчас она как будто летит. (Рисует.) А сейчас еще одна прилетит…ж-ж-ж». (Рисует.)
Умело используя игровой прием, мы увеличиваем количество игровых задач, развиваем сюжетно-игровой замысел.
Иногда педагог в начале занятия ограничивается лишь постановкой игровой задачи («Испечем куклам оладушки»), а затем продолжает обычную учебную работу: детям «пообещали» игру, но она не состоялась, потому что не последовало игровых действий – основы любой игры, - с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи. Так, воспитатель предлагает детям сделать лодочки (аппликация), чтобы помочь зайчикам перебраться через речку. Дети «сажают» в них зайчиков, которые затем «плывут» по реке, «выбираются» на берег и т.п. Лодки с кривым парусом (небрежно выполненная аппликация) могут перевернуться, поэтому в них зайцы не хотят садиться. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше: «ремонтируют» лодки, «не спускают» их на воду и т. п. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.
Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дошкольники увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.
Придумывая игровые приемы, дошкольные работники часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приемов с целью мотивировки задания.
Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответственно у наших детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Поэтому содержание игры и применение игровых приемов часто зависят от состава детей группы и их любимых игрушек.
Воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, детей привлекает новизна предметов, игрушек. Однако замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес, желание более искусно выполнить работу.
При разработке и применении игровых приемов мы учитываем также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т. е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У малышей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание людей. Ориентируясь, на основные побудители игры на данном этапе развития детей, мы придумываем соответствующие игровые приемы, игровые задачи и действия.
Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, т. е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть и внимательным, и заинтересованным.
Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатели предлагают им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.
При разработке игровых приемов важно учитывать и логику игровых действий, соответствие их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приемы будут надуманными и неестественными.
На занятии по изодеятельности дети рисовали за нарисованным забором прятался от лисы петушок (заготовка воспитателя – силуэтная игрушка). Он внимательно рассматривал забор, отмечая, где доски были сломаны или прибиты слишком далеко друг от друга, и опасался гулять возле этих мест.
Дети видели, как смело петушок взлетел на крепкий, прочный забор, подсказывали, где лиса не сможет его достать, и т. п. Они не только с интересом рассматривали свои рисунки, но и анализировали их содержание.
Игровые приемы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой прием обучения.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания.
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, педагог может применять на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые приемы зависят также от игрового материала. Игровой материал – своеобразный центр, вокруг которого педагогом и детьми развертывается сюжетно - игровая ситуация.
Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных), картин и т.п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т.п.).
При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными про содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движение (имитация движения с игрушкой) и т. п. Этот прием применяется с детьми всех возрастных групп, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия.
Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце занятия, когда задание уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Нарисовал малыш дорожку – по ней будут «ходить» звери, люди.
Методика применения игровых приемов характерна для организации изобразительной деятельности детей всех возрастных групп. Обучение дошкольников предполагает единый путь от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию обобщенных умений и навыков. Дети могут самостоятельно использовать их для изображения разных предметов и явлений, уметь выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. Так детей подводят к творческому самовыражению, развивая их способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...