«Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку»
проект (младшая группа)
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект младшая группа | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства согласитесь, что, когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
План работы
по подготовке проекта.
1.На основе проблемы поставить цели и задачи проекта.
2.Сбор, поиск информации и необходимого материала для реализации проекта.
3.Разработка плана движения к цели (воспитатель, воспитанники, родители).
4.Составление плана.
5.Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.
6.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
7.Презентация проекта, открытое занятие, представление продукта деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Категории участников проекта:
- дети второй группы раннего возраста в возрасте от 2 до 3 лет;
- родители детей ;
- воспитатели группы
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (6 месяцев).
Срок реализации проекта : 1 декабря 2023г. - 31 мая 2024г.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову, расширение словарного запаса .
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
- Выбор темы проекта.
- Создание группы для реализации проекта.
- Определение цели и задачи.
- Составление плана работы.
- Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Практический этап.
Для детей.
1.Познакомить детей со сказками.
2.Организованная образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
3.Рассматривание иллюстраций по сказкам ( выделить героев, определить их характер).
4.Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».
5.Чтение и рассказывание сказок.
6.Сюжетно – ролевые игры: « В гости к сказкам», « Поможем сказке» и т.д.
7.Подбор загадок по сказкам.
8. Открытые занятие « Рассказываем сказку « Репка».
Для родителей.
1.Помощь родителей в подборе сказок.
2.Чтение сказок с родителями дома.
3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
4. Рисунки родителей для создания книги « Наши любимые сказки».
Заключительный этап.
1.Обобщение результатов работы.
2.Сбор рисунков родителей.
3.Изготовление семейной книги «Наши любимые сказки».
4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
Ожидаемые результаты.
1.Проект, направленный на развитие речи детей, приведет к компетентной, нравственно – здоровой, социально адаптированной личности.
2.Создание книги « Наши любимые сказки».
Реализация проекта будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей;
- включению родителей в педагогический процесс.
План работы на будущее.
- Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через сказку»
- Провести индивидуальные консультации для родителей детей , показавших низкий уровень развития речи.
- Разработать план работы с этими родителями.
- Подобрать соответствующую литературу.
Тема открытого занятия .
Рассказываем сказку «Репка»
Цели занятия
Воспитательные —формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет звукоподрожаний( ав-ав, мяу), употреблять в речи имена существительные ( кошка , собака), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки; развивать зрительную память .
Оснащение:
- фигурки героев сказки из настольного театра;
- сюжетная картинка;
- предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака , кошка, мышка.
Ход открытого просмотра.
1. Организационный момент. Ребята , вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку « Репка». Но сначала я вам ее покажу. Дети рассматривают репу( листья зеленые, круглая, вкусная, сочная, в ней много витаминов, полезная, цвет).
А теперь , ребята, кто ее знает пусть мне поможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова ( « дед», « бабка» ,» ав-ав», « мяу» , «пи-пи», « о!» - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить репку).
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех.
Кто идет за дедом?
Кто идет за бабкой?
Кто идет за внучкой? Кто идет за Жучкой? Кто идет за кошкой? Кто идет последним?
Предложить детям поиграть в игр « Да- нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить : « Это мышка?» ( Да). Показать картинку с собакой и спросить « Это мышка?». ( Нет) « Это кошка? )( Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Предложите детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите их закрыть глазки, а самим в этот момент убрать одну фигурку. Попросите ребят внимательно посмотреть на фигурки. Спросить: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Физкультминутка. Сейчас мы с вами тоже посадим репку.
( Дети наклоняются и « сажают» зернышко .)
Покажите какая большая – пребольшая у вас выросла репка.
( Дети встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).
Игра повторяется несколько раз.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребятам поиграть в игру « Кто сначала, кто потом». Предложить рассмотреть сюжетную картинку « Репка» и ответить на вопросы.
Кто стоит впереди всех?
Кто стоит перед бабкой?
Кто стоит перед мышкой? и.т.д.
Кто стоит последним?
7. Развитие мышления. Предложите ребятам отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.
1.Маленькая , серенькая
Живет в норке,
Любит корки.( Мышка).
2.Громко лает,
В дом не пускает. ( Собака).
3. Маленькая, пушистенькая .
Очень любит молоко ( кошка).
8. Развитие грамматики. Показать детям предметные картинки. Предложить показать где что лежит( помидор, огурец, репка,
Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?
9. Подведение итогов открытого просмотра.. Похвалить детей.
"Беседа по сказке "Курочка Ряба"
Программное содержание:
- Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания).
- Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - нарисовать для них простые ( белые) яйца.
- Закреплять умение правильно держать кисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисовать округлые формы. Закреплять знание белого цвета.
Пособия:
Бибабо-театр бабушка и дедушка, курочка, 0,5 листа жёлтого цвета, гуашь белая и жёлтая, кисти на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки вне занятий, беседа с детьми о вежливых словах, индивидуальная работа по рисованию, рассматривание яиц: жёлтого(золотых) и белого (простых) цвета.
Методические приёмы:
Беседа по сказке, проговаривание отдельных фраз, радоваться за оказанную помощь героям сказки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики. В центре стоит ширма с приготовленными игрушками.
Воспитатель:
- Здравствуйте дети!
Дети (хоровой и индивидуальный ответы)
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Сегодня я вас приглашаю в театр посмотреть сказку "Курочка Ряба". А вы знаете как надо вести себя в театре?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы):
- Да! Тихо сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель:
- Правильно, ребятки! А тетерь похлопайте в ладоши и сказка начнётся.
Дети хлопают в ладоши. Воспитатель садится за ширму и надевает на руки куклы бибабо.
Воспитатель:
- Жила-была семья: бабушка, дедушка и курочка Ряба. Семья жила дружно, друг друга любили и заботились. Дедушка с бабушкой заботились о курочке, кормили её, гладили. А курочка Ряба несла им яйца. Но однажды снесла яйцо не простое, а….
Дети (хоровой и индивидуальный ответы):
- Золотое!
Воспитатель:
- Да, вот , беда! Пробегала мышка …
Дети ( хор. и индивид. ответы):
- Хвостиком махнула.
Воспитатель:
- Да и разбила его. Плачут дедушка с бабушкой, плачет курочка Ряба- жалко ей яйца своего. И не знают что делать. Что же делать, ребятки? Как утешить их?
Дети (хор. и индивид. ответы):
- Пожалеть, погладить.
Воспитатель:
- Давайте мы скажем им: « Не плачьте, пожалуйста, мы вам поможем».
Дети произносят хором или индивидуально.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат листы бумаги, кисти, краски и предлагает детям нарисовать на жёлтом листе яйцо простое(белое), выбирая краску.
После рисования показать свои рисунки и подарить их героям сказки.
Куклы( дедушка, бабушка, курочка):
- Спасибо, дорогие ребятки! Вы помогли нашей семье. Нам снова весело. До свидания.
Дети (хор. и индивид. ответы):
-До свидания!
Итог:
Побеседовать с детьми об их семьях. Детский сад - это тоже большая семья, мы живём дружно. И всем желаем жить дружно и беречь свои семьи.
Беседа "В гостях у сказок"
Программное содержание.
1. Учить детей ориентироваться во времени. Знакомить с понятиями "сейчас", "сначала", "потом", "после".
2. Развивать зрительное внимание, память.
3. Развивать мелкую моторику.
Материал.
Фланелеграф с театром "Колобок", карточки к сказкам "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба", пластилин, музыкальное сопровождение для физкультминуток "Цыплята", "Колобок катится по дорожке".
Ход
1. Рассказывание детям сказки "Колобок" с показом на фланелеграфе.
2. Беседа по сказке с элементами пересказа. Педагог (задает вопросы, помогает с ответами). С чего начинается сказка? Что бабушка сделала после того, как испекла Колобок? Покатился Колобок в лес, и кого он встретил сначала? Что сказал зайчик Колобку? Что ответил ему Колобок? Давайте вместе споем песенку Колобка. Кого он встретил потом, после зайки? (Так же про всех героев.) Кого он встретил последним?
3.. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок». Педагог. Посмотрите, какая сказка нарисована на карточках. Разложите карточки по порядку, что было сначала, а что потом. Какую карточку мы положим сначала? Что случилось потом? Кого Колобок встретил раньше — зайца или волка? (Дети выкладывают карточки.) Какую карточку ты положил первой? Что было потом?
4. Дидактическая игра. Выложи сказку « Курочка Ряба». Педагог. А на этих карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Кто на ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положить теперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Кто раньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какую картинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Дети выкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичек не золотых, а простых. И из них вылупились цыплята. Давайте вы будете цыплятами.
5. Дидактическая игра "Выложи сказку „Репка". Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)
7. Лепка "Репка".
Педагог. Давайте с вами слепим красивую желтую репку.
Сюжетно - ролевая игра
« В гости к сказкам».
Задачи: развивать интерес к сказкам, налаживать контакт в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли. Ролевые действия.
Шофер. Ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.
Пассажиры. Покупает билет, сидит, соблюдает правила.
Герои из сказок. Приветствуют гостей, ведут диалог.
Воспитатель. Дает указания, контролирует действия детей.
Сюжетно – ролевая игра
« Поможем сказке»
Задачи: беречь книги, помогать налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли. Ролевые действия.
Книги – сказки. Жалуются, что дети вырывают из них листочки, кидают.
Дети. Оказывают помощь, « лечат» книги.
Воспитатель. Дает указания, контролирует действия детей.
1 неделя
«Художественно- эстетическое развитие. Лепка» «Ладушки- ладушки испекли оладушки»
Чтение русской народной потешки «Кисонька –мурысенька »
П/игра «Жили у бабуси два веселых гуся»
Сюжетная игра «Поможем построить теремок для зверей»
Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
2 неделя
«Речевое развитие» «Инсценировка русской народной сказки «Маша и медведь
Д\игра «Расскажи сказку»
П/игра «Курочка и цыплята»
Игра –имитация «Кто –кто в теремочке живет»
3 неделя
«Познавательное развитие» «Поможем построить теремок для зверей»
Чтение русской народной потешки «Солнышко-ведрышко»
Д/игра «Разрезные картинки»
П/игра «У медведя во бору»,
Инсценировка русской нар. сказки «Маша и медведь»
4 неделя «Речевое развитие» Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком… »,
Д/игра «Кто что ест»
П/игра «Догони колобка»
Сюжетная игра «Едем к бабушке в гости»
5 неделя
«Художественно-эстетическое развитие творчество. Рисование» «Разукрась репку для бабки и дедки»
Чтение русской народной потешки «Ай качи-качи –качи»
П/игра «Зайчики и лиса»
Показ сказки на фланелеграфе «Колобок»
Раздается звонок телефона. Воспитатель от своего лица ведет разговор по телефону.
Чтение инсценировка стихотворение К. Чуковского «Телефон»
Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей», с рассматриванием иллюстраций
Цель: развиваем слуховое восприятие. Формируем умение внимательно слушать, анализировать поведение героев произведения, воспринимать материал на слух, находить и называть животных на картинках, желания разучивать наизусть понравившиеся стихи.
Подвижная игра «Птички»
Цель: умение выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Закрепление раннее изученных стихотворений и умения самостоятельно их рассказывать из цикла А. Барто «Игрушки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья знакомит с развитием познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста....
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ»
Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народн...
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Наблюдая за детьми, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивл...
Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»
Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...