«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
консультация
Наблюдая за детьми, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизвестному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизвестному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Каждый дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми.
В течении дня дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича.
Развивающие игры В. В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.
Например: «Фиолетовый театр», ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет свою активность и интерес в познании окружающего мира, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В. В. Воскобовича как: «Пуговицы», «Палочки», «Чудо цветик». Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.
Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.
В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идёт познавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас, развивается память, речь.
Познавательно – исследовательская.
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.
«Почему дети в опытах активны?»
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
«Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.
«Песок или крупа». Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
«Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
2. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.
Музыкальная деятельность
С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором.
Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились») дети познают, и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.
Изобразительная деятельность.
Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.
Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.
Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.
Сообщение из опыта работы:
Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через разные виды деятельности »
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Воспитатель: Матвеева Анастасия Сергеевна
Январь,2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Мастер -класс"Развитие познавательной активности у детей стар шего возраста через разные виды деятельности при изучении астрономических явлений."
Мастер - класс ....
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья знакомит с развитием познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»...